Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

ВТО внутри и снаружи

[14:59 20 декабря 2005 года ] [ Эксперт-Украина, №48 (51) ]

Украина имеет хорошие шансы вступить ВТО в первом полугодии 2006 года. Это, в свою очередь, расширит возможности в переговорах с Москвой по торгово-экономическим вопросам.

Верная примета: если демонстранты-антиглобалисты и полиция идут стенка на стенку, значит, неподалеку обсуждаются проблемы мировой политики и экономики. Не успела начаться шестая конференция министров стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), как Гонконг, где она проходила, наводнили тысячи антиглобалистов со всех уголков земного шара. Некоторым из них даже удалось пробраться к главной цели — в зал Выставочного центра, в котором заседают министры. Протесты никак не повлияли на результаты форума: самые богатые и развивающиеся страны и без этого не смогли найти между собой общий язык относительно большего открытия рынков для сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Также не достигнуто согласие в вопросе о снижении субсидий аграрному сектору в странах ЕС. Американцы попытались оказать давление на Евросоюз, с тем, чтобы разблокировать весь процесс либерализации мировой торговли. “Нам необходимо назначить дату вступления в силу соглашения, которого мы уже достигли, о прекращении всех форм экспортных субсидий”, — заявил американский торговый представитель Роб Портман. Он предложил ЕС разблокировать кризис путем выработки всеобщей формулы открытия сельскохозяйственных рынков, которые жестко защищены протекционистскими мерами государств Европы. По его словам, эта формула должна облегчить доступ сельхозпродукции на рынки каждой страны, входящей в ВТО. США готовы сократить прямую правительственную поддержку сельского хозяйства на 60%, требуя от ЕС и Японии сократить ее на 83%, а от остальных — на 37%. Евросоюз пока согласился только на 70-процентное сокращение. Развивающиеся страны призывают крупнейшие экономики мира сократить такую поддержку на 70-80% и разрешить устанавливать предельные пошлины на ввоз агропродукции в размере 150%. В свою очередь, большинство стран требует от Евросоюза ликвидировать прямые экспортные субсидии до 2010 года. Наконец, США и ЕС настаивают на том, чтобы развивающиеся страны снизили пошлины на промышленные товары и открыли рынок услуг.

Вопросы взаимного снижения тарифов на импорт сельхозпродукции и значительного сокращения субсидий аграрному сектору стали камнем преткновения всего Дохского раунда (все чаще именуемого Дохским кризисом ВТО) многосторонних торговых переговоров, начатых еще в 2001 году. Без решения этих вопросов развивающиеся страны не готовы продолжать переговоры по всей тематике Дохского раунда. И хотя наиболее развитые экономики пытались подкупить беднейших членов ВТО обещаниями особых мер, в частности, через отмену квот на импорт товаров из таких стран, единство небогатых оказалось нерушимым.

Когда позовут к столу

Никаких серьезных сдвигов не произошло и в вопросе приема в организацию новых членов. На днях членами ВТО стали Саудовская Аравия и Королевство Тонга, в результате чего количество участников организации возросло до круглой цифры 150. Крупнейшими претендентами на вступление в мировой клуб являются Россия, Украина и Вьетнам. Способность составить конкуренцию западным производителям по целому ряду направлений делает переговоры для них более тяжелыми, чем они были, например, для Армении или Киргизии, которые мало что могут поставить на мировые рынки.

Жизнь кандидатам на членство серьезно осложнил Китай, который извлек максимальную выгоду от вступления в организацию. Опыт принятия его в ВТО повысил внимание к проблеме прав интеллектуальной собственности в странах-претендентах. В результате к новым кандидатам часто предъявляются повышенные требования. “США занимают несправедливую позицию на двусторонних переговорах с Россией в рамках процесса по ее вступлению в ВТО, — заявил американский экономист, бывший главный экономист Всемирного Банка, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц. — Я назвал бы то, что делают американцы на переговорах с Россией, вымогательством у дверей”. Судя по всему, эти слова гуру в полной мере касаются и других претендентов, ведь Стиглиц считает, что все страны, желающие присоединиться к ВТО, должны быть допущены в эту организацию без каких-либо дополнительных условий со стороны старых членов.

При этом американские и европейские чиновники заявляют: поскольку в основе ВТО лежат правила регулирования торговли для стран-участниц, члены этой организации хотят обеспечить гарантии того, что кандидаты будут выполнять свои обещания. “Когда вы вступаете в ВТО, вам всегда будет казаться, что переговоры являются неравноправными”, — заявил журналистам один из чиновников Евросоюза, занимающийся регулированием вопросов торговли.

Украинскую делегацию на конференции в Гонконге возглавлял министр экономики Арсений Яценюк, хотя главным переговорщиком является недавно возвращенный в Минэкономики Валерий Пятницкий. “Относительно двусторонних переговоров перед украинской делегацией не ставится каких-то особенных задач. Все проблемы понятны. Мы будем говорить с Австралией о сахаре, Китаю укажем на то, что пора бы уже подписать протокол, раз все вопросы согласованы. Но, главное, мы ожидаем в Гонконге официального признания, что большую часть задач по присоединению к ВТО Украина выполнила, и указание сроков, когда будут завершены оставшиеся процедуры”, — напутствовал делегацию премьер-министр Украины Юрий Ехануров.

Для завершения процесса вступления в ВТО Украине необходимо подписать протоколы с девятью странами-членами организации и принять ряд законопроектов из пакета ВТО. С последним условием возникли большие проблемы: одновременно с участием украинской делегации в гонконгской конференции Верховная Рада провалила два законопроекта. Речь идет об уменьшении с 2007 года экспортной пошлины на лом черных металлов с 30 до 18 евро за тонну и постепенном снижении до 0% вывозной пошлины на живой скот и кожевенное сырье.

Последние шаги

Украина, вступающая в ВТО уже тринадцатый год, все еще выбирает между срочностью вступления и выгодностью его условий для национальной экономики. Поспешность, с которой новая власть с весны 2005 года взялась за реализацию курса на вступление в ВТО, уже вызвала резкую критику со стороны крупных промышленников. “Вот теперь решили — надо бежать в ВТО. Подписали документ, согласно которому при ввозе в Украину автомобиля иностранной фирме нужно будет заплатить таможенную пошлину всего в... 10%. Это же приговор нашему автомобилестроению. Россияне поступили мудрее: они выторговали для своих автомобилестроителей таможенную пошлину в 25%”, — в такой жесткой форме оценил ход присоединения к международному торговому клубу третий номер в предвыборном списке Партии регионов, руководитель Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь. Достаточно серьезной уступкой Киева можно считать и то, что украинская делегация ведет переговоры о размере экспортной пошлины на семена подсолнечника. В отличие от импортных пошлин, правила ВТО вообще не подразумевают регулирования пошлин, которыми облагается экспорт продукции. Поэтому то, что Украина в принципе согласилась обсуждать этот вопрос, является однозначной уступкой нажиму ЕС и некоторых других стран.

Как отмечают источники в правительстве, наиболее сложные переговоры Украина ведет с США и Австралией. Осложнения в переговорах с Канберрой связаны с “сахарным вопросом”. Австралия настаивает на расширении тарифной квоты на импорт тростникового сахара-сырца до 408 тыс. тонн в год. В данный момент действует тарифная квота на уровне 260 тыс. тонн со ставкой ввозной пошлины 2% в пределах квоты и 50% вне ее. Уступка австралийским требованиям означала бы сдачу приблизительно пятой части внутреннего рынка сахара. На фоне действий Кабмина Тимошенко, гасившего летний сахарный кризис без учета интересов украинских сахаропроизводителей, нынешняя позиция правительства выглядит почти протекционистской.

В переговорах с Соединенными Штатами наиболее проблемным моментом является требование Вашингтона отменить экспортную пошлину на металлолом. Экспорт лома цветных металлов был полностью запрещен еще в 1999 году. С 2003-го была введена запретительная пошлина на экспорт черного легированного лома (30 евро/тонна), поскольку отечественные металлурги испытывали острый кризис дешевого металлоломного сырья. Возможности для компромисса здесь есть. Это от 5 до 10% пошлины на вывоз черного металла и от 10 до 30% на экспорт цветного металла с учетом пятилетнего переходного периода, который предлагает Украине Европейский Союз.

Достижение соглашений с Австралией и США будет означать фактическое преодоление главных препятствий на пути к ВТО — требования других участников Рабочей группы по Украине гораздо менее значительны и порой носят не связанный с торговой политикой нашей страны характер. Например, Киргизия главным условием своего позитивного решения выставляет признание Украиной долга, образовавшегося еще в формате межреспубликанских отношений на закате СССР в начале 90-х годов.

Сравнительно небольшое количество болезненных для экономики вопросов позволяет Киеву занимать по ним довольно решительную позицию, делая уступки по менее значимым. Например, по отмене экспортных субсидий для молочной продукции, которых и так не существует на практике из-за скудости бюджета. В любом случае, сейчас перед Украиной уже открыто поле для полноценных торгов с зарубежными партнерами, а не крупных односторонних уступок.

По оценкам Международного валютного фонда, степень либерализации торговой политики Украины сопоставима с большинством развитых стран. Значит, скептиков можно успокоить тем, что никаких капитуляций на завершающем этапе присоединения к ВТО не будет. Самым сильным аргументом сторонников вступления в мировой клуб могут быть те дивиденды, которые украинские компании получили уже сейчас, еще до завершения процесса присоединения к организации. В частности, благодаря тем семи законам, которые парламент принял в июле, США упразднили торговые санкции против Украины по 23 товарным позициям. Это позволит экспортерам ежегодно дополнительно зарабатывать свыше 70 млн долларов. По расчетам Министерства экономики, вступление нашей страны в ВТО в краткосрочном периоде увеличит годовой экспорт на 2 млрд. долларов.

Третий сценарий

В отличие от множества других стран Украина вступает в ВТО с оглядкой на не имеющую членства в этой организации Россию. Вступление нашей страны в мировой клуб в течение будущего года может позволить ей, как полноправному участнику ВТО, выставить РФ дополнительные требования. В силу большого товарооборота и тесной взаимосвязанности экономик такие требования способны серьезно осложнить для Москвы переговорный процесс. На фоне резкого обострения двусторонних отношений Россия не ждет от Украины ничего хорошего.

Сейчас РФ ввела на украинскую продукцию следующие ограничительные меры: антидемпинговую пошлину на оцинкованный прокат в размере 24,3%, специальную пошлину на шарикоподшипники — 0,35 евро/кг, компенсационную пошлину на пруты для железобетонных конструкций — 21%. Действуют квоты на трубы и мясо птицы. Кроме того, на фоне общего ноябрьского обострения российско-украинских отношений в торгово-экономической сфере российские чиновники сделали заявление о досрочном исчерпании украинскими предприятия квот на поставки различных видов продукции.

Москва планирует завершить процесс вступления в ВТО не раньше конца 2006 года. При полном понимании необходимости присоединения к ВТО российские чиновники и промышленное лобби стараются избежать политизации этого вопроса и обеспечить максимально выгодные для себя условия членства в организации. Пример Китая, который за полтора десятка лет переговорного процесса сумел обеспечить ситуацию, когда от вступления в ВТО выигрыш на порядок превзошел потери, заставляет наших соседей не спешить.

Не вызывает особых опасений в российском правительстве и усложнение правил ВТО, которое произойдет после завершения многостороннего раунда Доха (призван повысить либерализацию международной торговли, особенно в части сельхозпродукции). Отсрочка завершения раунда как минимум до конца 2006 года оставляет Москве достаточно времени для маневра.

По данным источников в Секретариате президента Украины, Виктору Ющенко недавно предложили три сценария возможной реакции на неуступчивость России в газовом и других торгово-экономических вопросах. Первая линия — жесткое отстаивание своих интересов с опорой на политическую поддержку США и Евросоюза. Вторая — уступки в вопросах транзита российского газа и управления украинской газотранспортной системой при достижении компромиссной цены на топливо. Однако наиболее интересным является третий сценарий большого торгово-экономического договора с Россией. Его суть сводится к подписанию между Киевом и Москвой соглашения о том, что Украина после своего вступления в ВТО не будет выставлять дополнительных жестких требований России и каким-либо образом препятствовать ее вступлению в организацию. Президенту предлагается рассмотреть возможность участия страны в таможенном союзе в рамках ЕЭП, но уже после получения статуса полноправного члена ВТО. Тогда Кремль сможет согласиться на уступки в вопросах цены на газ и, не исключено, ослабит торговое давление на Украину, а также поддержит нашу страну в переговорном процессе с дружественными РФ Киргизией и Арменией в рамках вступления в ВТО.

В сегодняшнем газовом споре с Москвой у нашей страны есть лишь два надежных козыря. Россия будет вынуждена экспортировать свой газ при любых условиях, поскольку прервать поставки в Европу невозможно ни по финансово-политическим, ни по физико-техническим соображениям. Кроме того, перспектива оказаться членом ВТО после Украины заставляет Россию спешить, поскольку в переговорном процессе о вступлении Москва находится дальше. Выходит, Киев способен отстоять свои ключевые интересы. Главное — не сужать поле для маневра в торгово-экономических отношениях искусственным нагнетанием политических страстей.

Сергей МИШУТИН

Андрей БЛИНОВ

Дайте десять лет

Дмитрий Святаш, народный депутат Украины:

— На этой сессии нет никаких перспектив принять так называемые ВТО-законы. По-моему, это признают все, включая президента. Более того, и на следующей сессии шансов их положительного проведения через парламент немного — начинается избирательная кампания, и законодательная деятельность будет довольно слабой.

Я глубоко убежден, что сегодня немедленное вступление в ВТО равноценно похоронам украинского машиностроения и сельского хозяйства. А это уже угроза потери настоящего экономического суверенитета Украины. Нам навязывают законопроекты об открытии филиалов иностранных банков и страховых компаний, которые не подлежат регулированию Национальным банком. Это путь к потере финансовой независимости и разрушению финансовой системы Украины.

На самом деле я не хочу рассматривать, какой законопроект хороший, а какой плохой. В целом концепция вступления Украины в ВТО без переходного периода губительна для украинской экономики. Нужен хотя бы десятилетний переходный период.

Василий Яблонский, заместитель руководителя Главной аналитической службы Секретариата президента:

— В переговорах с ВТО есть три наиболее сложных вопроса: о поддержке сельского хозяйства, снижении пошлины на экспорт металлолома и расширении квоты на импорт сахара. Именно тут депутаты вместе с министрами должны искать компромисс между интересами отечественного производителя и требованиями мирового сообщества. Однако по отношению ко многим другим вопросам, которые связаны со вступлением в ВТО и обсуждаются сейчас в парламенте, реакция депутатов просто удивляет. К примеру, парламент отклонил законопроект по отмене экспортной пошлины на крупный рогатый скот и снижению пошлины на кожевенное сырье. Основной экономический смысл внедрения первой пошлины заключался в том, чтобы не допустить сокращения поголовья крупного рогатого скота в Украине, которое, тем не менее, продолжает сокращаться. Следовательно, механизм оказался неэффективным. Экспортная пошлина на кожевенное сырье также не имеет сдерживающего эффекта и в бюджет фактически не поступает. Аналогичная ситуация с требованием ВТО отменить субсидии на экспорт молока и молочной продукции. Тут Украина может пойти на уступку в рамках переговоров с организацией, поскольку мы никогда и не оказывали финансовую поддержку экспорту молочной продукции. На это нет денег в бюджете.

Своим неоправданным упрямством депутаты лишь ухудшают позиции Украины на переговорах по наиболее ключевым проблемам. Ведь уступки в упомянутых двух вопросах могли бы стать нашими дополнительными аргументами для компромисса, например, по господдержке сельского хозяйства.

Тупик глобальной торговли

В Гонконге повторилась ситуация мексиканского Канкуна сентября 2003 года. Развивающиеся страны отказались открывать свои рынки для промышленной продукции из развитых стран, а США и ЕС — резко урезать свои субсидии сельхозпроизводителям (они составляют около 20 млрд долларов в год в США и 40 млрд долларов в Евросоюзе). Причем позиция развивающихся стран, выступающих на переговорах единым фронтом, стала более жесткой.

Сегодня можно говорить о тупике, в который зашло развитие глобальной торговой системы. С одной стороны, противоречия между интересами около 30 развитых и более 100 развивающихся стран слишком остры. С другой, развитые государства неохотно идут на развивающиеся рынки. Они активно торгуют между собой, а остальные страны, несмотря на членство в ВТО, оказываются изолированными от основных торговых потоков. Так, во второй половине 90-х годов постиндустриальный мир тратил не более 1,2% своего ВВП на импорт товаров и услуг из индустриальных стран.

Поэтому перспективы дальнейшей либерализации мировой торговли при помощи механизмов ВТО довольно туманны. Более эффективными становятся региональные интеграционные объединения (сегодня их существует свыше 35) и договоренности между государствами о свободной торговле (таковых заключено около 250). Для участвующих в них стран они более удобны и гибки, чем забюрократизированная ВТО. В частности, многие современные договоренности о свободной торговле ставят главной целью не столько сам процесс купли-продажи, сколько создание привлекательного для иностранных инвестиций международного пространства.

Украинское правительство еще не осознало этой тенденции. Приоритетом для нас остается вступление в ВТО, хотя сроки вступления постоянно сдвигаются (уже прозвучало мнение, что нам придется подождать до конца 2007 — начала 2008 годов). Вопрос о региональных формах экономического сотрудничества для Украины слишком заполитизирован, а потому попытки наладить экономические отношения в региональном формате остаются в большинстве своем бесплодными.

Евгений НИКОЛАЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.