Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Шантаж как способ повышения зарплаты: эффект может быть самым неожиданным

[14:50 26 августа 2008 года ] [ СейЧас, 26 августа 2008 ]

Чем способен обернуться ультиматум сотрудника работодателю.

Постоянный мониторинг сайтов по поиску работы не всегда является свидетельством того, что человек собирается уволиться. Нередко сотрудник просто хочет составить свое мнение о спросе на профессию, о зарплатах и перспективах роста на данном рынке. И узнав, что зарплата на аналогичной должности компании-конкурента на $50 больше, многие тут же пускаются шантажировать родного работодателя.

“Или повышайте мне зарплату, или я увольняюсь!” — с таким или примерно таким заявлением время от времени сталкивается большинство работодателей. Реагируют на подобные угрозы по-разному, в зависимости от ценности сотрудника, обоснованности его требований, возможностей компании и многих других факторов. Что же такое “шантаж увольнением”: эффективный способ добиться повышения оклада или метод, к которому следует прибегать лишь в самом крайнем случае? Ответы на этот вопрос интернет-газета выясняла у экспертов.

Не стоит заблуждаться относительно своей значимости

Специалисты утверждают, что шантаж, как правило, используется в двух случаях: либо шантажирующий сотрудник действительно занимает одну из ключевых позиций в компании, либо сильно заблуждается относительно собственной значимости. И, кстати, заблуждающихся немало.

“Условно всех специалистов можно разделить на три большие подгруппы: очень ценные, средней ценности и проходные. Первые ценятся высоко и обеспечиваются выгодными условиями работы и хорошей зарплатой. Вторые тоже ценятся, но пользуются общими льготами — их можно перевести в другой отдел, отправить на учебу, немного повысить оклад. Что касается “проходных”, то здесь уже название говорит само за себя. Их легко принять на работу, легко уволить, и на предприятии от этого ничего кардинально не изменится”, — считает вице-президент НПЦ “Дианализ” Виктория Егорова. По ее словам, любой организации может быть выгодно взять такого сотрудника на несколько месяцев, платить ему вполовину меньше и без сожаления расстаться, не сокрушаясь о потраченных на его рост силах и средствах. И, разумеется, никакой шантаж здесь не поможет.

Компания как кузнец своего счастья

По мнению руководителя департамента маркетинга сети магазинов ProStor Виктории Гнаток, многое зависит не от конкретного сотрудника, а от компании. “Нашим сотрудникам мы предлагаем множество путей для развития. И у действительно талантливого, инициативного, целеустремленного человека в нашей компании не возникает необходимости выдвигать какие-либо ультиматумы, поскольку его труд и самоотдача руководством замечаются раньше”, — отметила Гнаток интернет-газете. По ее словам, “формируя собственную систему отношений, каждая компания самостоятельно закладывает в корпоративный фундамент все будущие успехи и проблемы, то есть сама является “кузнецом” командного духа. Как известно, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы стараемся, чтобы личные и профессиональные принципы соискателя были созвучны с нашими. Такой подход практически исключает появление в нашей команде случайных людей”.

Тем не менее опросы показывают, что далеко не всегда труд “вознаграждается по достоинству”, в связи с чем некоторые сотрудники считают возможным “подтолкнуть” работодателя к “правильному” решению. Впрочем, этот номер проходит не у всех.

“Если сотрудник пытается меня шантажировать, мы не сработаемся, каким бы ценным он ни был. Общеизвестно, что шантажист не успокаивается никогда, и каждый раз требует все больше и больше, и шантаж на рабочем месте ничем не отличается от того, который карается по закону”, — отметил интернет-газете директор одной из столичных фирм, пожелавший остаться неназванным. По его словам, негласное правило, которому следуют практически все руководители со стажем, — выдержать “мхатовскую паузу”. То есть не давать ответ сразу, а за время, взятое на размышления, распределить обязанности шантажиста между другими сотрудниками, после чего спокойно распрощаться с шантажистом.

“Шантаж по своей сути — это преступление, направленное против личности, и, как и всякое подобное действие, шантаж вызывает противодействие. От шантажистов всегда стремятся избавиться: либо убирая причину, либо самого шантажиста”, — рассказывает Егорова интернет-газете. По ее словам, даже если работник шантажом улучшит свое положение, поскольку решение было принято руководством под давлением, сотруднику этого не простят. И в скором времени шантажист заметит, что выгодных клиентов к нему не подпускают, интересные заказы не дают и вообще стараются нейтрализовать. “К тому же прием с шантажом удачно срабатывает максимум один раз — если сотрудник действительно в данный момент незаменим и руководство не готово к его потере. К следующему разу руководитель будет начеку и сумеет подготовиться”, — говорит психолог.

Создать положительный имидж непросто

Нередко сотрудники прибегают к похожему, но все же не такому кардинальному способу. А именно: работник сообщает работодателю о том, что ему предложили более высокооплачиваемую и престижную работу, но он... отказался.

Как разъяснила интернет-газете психолог Марина Деркач, “и в этом случае достигнуть ожидаемого эффекта удается не всегда. Нередко подобные заявления не только не повышают статус сотрудника в глазах руководства и не создают положительный имидж верного сотрудника, но выглядят нелепо. У работодателя неизбежно возникнет вопрос, почему столь выгодное предложение так и не было принято? Может, сотрудник сомневается в своих способностях? Или слишком ленив, чтобы что-то начинать сначала? А, может, просто выдумал историю, дабы набить себе цену?”.

По мнению психолога, со стороны руководителя было бы неразумно повышать специалиста в должности или увеличивать ему зарплату только лишь потому, что где-то ему обещали больше. “Зарплаты, премии и должности должны распределяться в зависимости от заслуг сотрудника, а не от внешних факторов, порой придуманных”, — говорит Деркач.

Кстати, на рынке находится все больше компаний, которые придерживаются принципа “ни при каких условиях не удерживать сотрудников, которые хотят уйти”. И причина кроется именно в том, что шантаж со стороны подчиненных уже давно перестал быть редким явлением. Как рассказала интернет-газете консультант по подбору персонала рекрутинговой компании HRC Talents Наталья Воскобойникова, из-за того, что компании перекупают друг у друга ценные кадры, работодатели становятся жертвами шантажа со стороны специалистов с уникальным опытом, которым сложно найти замену. Выбор у работодателя небольшой: либо удовлетворять их требования (скорее всего, до следующего предложения извне), либо лишиться ценного кадра.

Когда просить прибавку?

Если работник действительно считает, что он достоин большего и может рассчитывать на лучшее место, правильнее будет не шантажировать, а открыто поговорить с руководством. Тогда он либо честно получит прибавку, либо честно уйдет в другое место, говорит Егорова.

Кстати, знающие люди утверждают, что просить прибавку нужно в подходящий момент. В зависимости от обстоятельств за одни и те же заслуги могут в какой-то момент дать “от ворот поворот”, а в какой-то — увеличить оклад в 1,5-2 раза. О том, что походящий момент наступил, могут свидетельствовать завершенная удачная сделка, рост прибыли, выход на рынок сильного конкурента, а также личный “прыжок выше головы”.

А, например, американские социологи выяснили, что просить прибавку к зарплате лучше в среду. Данные, собранные в ходе опроса, показали, что “прошения” в этот день заканчивались более успешно. “Насколько результаты исследования применимы к украинским реалиям, сказать сложно. В любом случае можно говорить о том, что не стоит надеяться на удовлетворение своей просьбы только лишь на том основании, что она прозвучала в среду”, — говорит Деркач. Кстати, даже по средам специалисты советуют просить увеличения зарплаты не чаще раза (максимум — двух раз) в год.

Эксперты кадрового рынка настоятельно советуют избегать категорических ультиматумов. Лучше преподносить свои требования завуалировано, а идеальный вариант — вообще воспользоваться тактикой распространения слухов.

И, наконец, главное правило безопасного шантажа — не блефовать. На случай, если ультиматум не сработает, неплохо было бы иметь в активе альтернативное предложение — иначе можно остаться на улице. Хорошая новость для шантажистов: учитывая нехватку ценных кадров, работодатели, вопреки здравому смыслу, все же идут навстречу. Плохая новость для работодателей: опыт показывает, что сотрудник-шантажист, даже получив желаемое, как правило все равно покидает компанию в течение года.

Наталья МИЧКОВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.