Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Труба зовет...

[12:04 16 сентября 2008 года ] [ День, №165, 16 сентября 2008 ]

Если Украина не модернизирует свою газотранспортную систему, она рискует через пару лет потерять львиную долю прибылей от транзита энергоносителей.

Украине принадлежит одна из самых мощных газотранспортных систем (ГТС) в мире. Экономическая и политическая выгода от трубы, которая поставляет значительную часть всего объема нефти и газа в Европу, уже давно делает ее объектом пристального внимания со стороны российского брата. Напомним, что газотранспортная система страны находится в эксплуатации дочерней компанией “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаза Украины”. Ежегодная пропускная способность ГТС на входе — 288 миллиардов кубометров, а на выходе — 178,5 миллиарда кубометров, в том числе, в страны Европы — 142,5 миллиарда кубометров.

По данным “Укртрансгаза”, транзит голубого топлива по украинской территории в страны Европы в январе—июне 2008 года вырос на 23%. Такие показатели бесспорно радуют, ведь в прошлом году он сократился на 1,5% по сравнению с 2006 годом. А в страны СНГ — и того больше: в 4,8 раза — до 3,1 миллиардов кубометров.

Эксперты утверждают, что дальнейшие успехи в работе ГТС будут зависеть от ее модернизации и способности увеличить пропускные мощности. Ведь Россия уже строит “Северный” и “Южный” потоки, ведется и газопровод через Беларусь. Европа же реализует газопровод “Набукко”. Удастся ли Украине и далее сохранить лидирующие позиции в транзите энергоресурсов при таких условиях? Это и выяснял “День”.

ДЕНЬГИ В ТРУБУ...

Европейская комиссия оценила модернизационный процесс отечественной ГТС в 2,5 миллиарда евро. “Такая оценка говорит о том, что наша ГТС находится в хорошем рабочем состоянии. Более того, если бы сегодня проводился тотальный аудит газотранспортной системы России и Украины, то мы выглядели бы намного лучше”, — рассказывает “Дню” газовый эксперт Александр Нарбут. Над чем следует поработать, так это над осовремениванием компрессорных станций.

“Дальнейшая эксплуатация физически изношенных и морально устарелых газотурбинных двигателей может привести к “обвальной” деградации газотранспортной системы Украины и ее неспособности обеспечивать надежную подачу природного газа для внутренних потребностей страны и его транзита в Европу”, — пишут о транзитных перспективах Украины в своей статье академик Национальной академии наук Украины (НАНУ) Борис Патон и член-корреспондент НАНУ Артем Халатив. Кроме того, использование таких газовых турбин с низким коэффициентом полезного действия (на уровне 18—25%) еще и привело к излишним затратам газа на собственные потребности ГТС. В 2006 году они исчислялись 4,9 миллиардами кубометров.

По мнению ученых, оснащая газотурбинными двигателями нового поколения свою ГТС при длительной эксплуатации можно снизить не только потребности украинцев в потреблении газа, позволит уменьшить выбросы двуокиси углерода в воздух, но и будет способствовать более надежной эксплуатации системы и ее бесперебойной поставке газа Европы.

Академик, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом Института электросварки им. Е.О. Патона НАНУ Владимир Махненко согласен, что украинская ГТС находится не в худшем состоянии, чем российская или американская. Однако, чтобы удержать транзитную марку требуется постоянно следить за ее техническим состоянием и предупреждать возникновение разнообразных дефектов. Так, он рассказал “Дню” об одной из технологии ремонта магистральных трубопроводов под давлением, которую в этом году украинские ученые представили на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники. “Традиционно ремонтируют трубопровод останавливая его, очищая от газа и нефти, вырезают дефектный участок и вваривают новый. Это требует больших временных затрат, кроме того, приходится выпускать газ в окружающую среду, а еще есть международные обязательства. Наша технология предусматривает определение технологических дефектов и проведение их предотвращения, ремонт без остановки трубопровода с помощью сварки. Если же толщина дефекта менее 4—5 миллиметров, то сварка не применяется, а устанавливаются специальные муфты и бандажи, которые накладываются поверх дефекта, а на концах свариваются с нормальным участком магистрали”.

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРЕС

Даже затевая модернизацию своего транзитного добра, Украина не может избавиться от особого интереса России, которая хочет единолично владеть этой трубой. Что же получит в результате Украина, если это произойдет? Скорее, наоборот, утратит последний козырь в урегулировании нормальной цены на газ. Пойдут ли на это украинские мужи?

Информации для размышлений на эту тему в последнее время увеличилось. Так, заговорили, что “Газпром” предложил вернуться к передаче украинской ГТС в управление Международного газотранспортного консорциума. Напомним, что о его создании договорились еще в 2002 году экс-президенты Украины Леонид Кучма, экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер и экс-президент Российской Федерации Владимир Путин. В 2003 году консорциум создали (на паритетных основах, где по 50% принадлежало НАК “Нафтогаза України” и ОАО “Газпрому”) для реализации новых совместных проектов в сфере транспортировки природного газа из России в Европу. Но до реализации проекта так и не дошли из-за различного видения деятельности консорциума.

Слухи о передаче отечественной ГТС россиянам опровергло министерство топлива и энергетики Украины своим заявлением: “Вопрос создания Международного консорциума по управлению и развитию ГТС Украины не является предметом переговоров компании...”. Со своей стороны, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которую Банковая обвиняла в измене национальным интересам в вопросе с трубой в обмен на российскую поддержку во время выборов президента, также категорически отбросила идею о передаче ГТС россиянам.

ТРУБНЫЙ КОЗЫРЬ

Пока идут словесные перепалки, продолжается работа по подготовке к подписанию долгосрочных контрактов НАК с “Газпромом”. Цена газа еще неизвестна, но с формулой как будто уже определились. Изменится ли она после последних событий в Грузии и реакции на это украинской стороны? Этот вопрос времени. А между тем стоит вспомнить, что, начиная с 2006 года, российский монополист ежегодно увеличивал цену на голубого топлива центральноазиатского происхождения для украинцев. С $95 за тысячу кубических метров она возросла до 179,5 доллф . В этом году страна снова ожидает очередного ценового барьера.

В разрешении энергетических вопросов украинским умам стоило бы поучиться именно у россиян: газ для них — это просто бизнес, который подкрепляется бизнес-стратегией для конкретной компании. И не важно, кто ее прописывает для компании. Главное, что крайним за повышение газовых цен для украинцев и европейцев является не российское правительство, а коммерческая структура. А какие могут быть к ней претензии, ведь ее главная задача — зарабатывать деньги и увеличивать свою капитализацию. Вместо этого, Украина, по привычке добропорядочного соседа, в который раз поджимает плечи и держится за ставку транзита, которая по сравнении с другими европейскими странами в 3—6 раз ниже.

Получить коммерческую выгоду (повысить стоимость транзита) и не потерять при этом дружеского тона разговора с соседом также возможно. Например, в разговоре газовые эксперты не исключают варианта с выделением “Укртрансгаза” в отдельную компанию. Это позволит ей самостоятельно устанавливать стоимость “спорного” транзита, исходя из рыночных цен, и при этом официальная власть остается ни при чем. Вот так шансы российского и украинского монополистов более менее уравновешиваются.

Кроме того, много интересного для формирования российско-украинских газовых отношений на базе ГТС можно почерпнуть из Европейской энергетической хартии. Так, один ее пункт позволяет равный доступ к энергоресурсу как потребителям, так и транзитеров. Если бы Украина им воспользовалась, то она могла бы противостоять политическому давлению России. На обещание продавать стране газ по цене, например, 400 долларов, она могла бы требовать закупать весь экспортный российский газ для Европы на своей границе, дальше самостоятельно транспортировать его по своей территории и перепродавать европейским компаниям.

Какая же судьба ожидает отечественную ГТС? Если верить нефтегазовым экспертам все решится в ближайшие 3—4 года. Именно тогда всплывает срок запуска обходных европейских и российских транзитных путей. Успеет ли украинская провластная элита вовремя остановиться и объединиться свои усилия для решения стратегически важных для страны задач? Вопрос хоть и риторический, но в нем заложен еще один барьер для успешной реализации всех экономических начинаний. “У нас почти нет настоящей политической элиты, а только политический класс, — говорит один из собеседников. — Элита никогда не разменивает национальные интересы, и не делает предметом внутренне-политического конфликта баталии на тему: кто лучше выторгует что-то у наших соседей за наши же национальные интересы. Элита — это те люди, которые, несмотря на различные способы достижения цели и внутреннюю дискуссию, готовы до хрипоты в голосе отстаивать национальные интересы, как перед Востоком, так и перед Западом”.

Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.