Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинский реверс

[16:08 28 декабря 2007 года ] [ Олигарх.net, 28 декабря 2008 ]

Итоги и прогнозы в комментариях ведущих отечественных политологов.

Уходящий 2007 год преподнес Украине и ее гражданам немало неожиданных сюрпризов во всех сферах жизни. Среди таковых, конечно же, были и приятные, но даже сегодня невозможно определить на сколько — разве что предположить для кого. Следует признать, что наибольшее внимание к себе весь год приковывала именно политическая составляющая жизни нашего государства. Политики самых разных “мастей” и расцветок стали главными действующими персонажами закрученного водевильного сюжета “политической возни по-украински-2007”. Созерцая все “подъемы” и “спады”, прописанные в этом “сиквеле” парламентского передела власти уходящего года, вряд ли было когда заскучать. “Сценарий” смены власти оказался настолько интригующим, что даже в конце года продолжает сохраняться живой интерес к тому, “а что же будет дальше”. Нынешнее положение вещей и расстановка сил в новом парламенте и правительстве явно намекает — to be continued, а это заставляет искать ответы на многие вопросы.

Но есть в данном вопросе небольшая проблема. С некоторых пор для рядовых граждан Украины стало весьма проблематично самостоятельно разобраться в происходящем в политической жизни государства, не говоря уже о возможности прогнозировать что-то для себя наперед. Отечественный политикум настолько специфичен и непредсказуем, что более менее трезвую и объективную оценку происходящему в нем сегодня могут дать только специализирующиеся в данной области люди. А отсюда без помощи “на стороне” украинцам не обойтись.

Вряд ли кто-то не согласится, что на пороге нового 2008 всем нам не мешало бы “отделить зерна от плевел” в насущном политическом вопросе. Так сказать, войти на порог нового витка жизни со “светлой головой” и чувством осознания того, что происходит вокруг.

Итак, мнения, итоги-2007 и политический прогноз-2008 от ведущих политологов Украины.

Владимир Фесенко, политолог:

Этот год был очень насыщенным. Я бы сформулировал формулу произошедших политических процессов следующим образом. Год начался с “холодной войны” Януковича и Мороза против Ющенко, которая в итоге привела к “горячему” политическому кризису и победе Тимошенко. Политической кульминацией года стало возвращение Юлии Тимошенко на пост премьер-министра Украины, а главное событие, естественно — политический кризис. Полгода в Украине официально не работал парламент, а реально он не работал большую часть года. Впервые указом президента была распущена Верховная Рада, состоялись внеочередные парламентские выборы. Вообще очень много было “впервые”.

Что касается будущего года, во-первых, он будет связан с премьерством Юлии Тимошенко. Я бы сказал, что главный вопрос года — сколько она продержится на посту премьера. Вторая тема, с которой наверняка будет связан 2008 год, это конституционный процесс. Так сложилось в последние полтора десятилетия, что у нас високосные годы связаны с Конституцией, и скорее всего 2008 год не станет исключением. Весьма велика вероятность, что в следующем году будет предпринята попытка либо обновить Конституцию, либо утвердить новую редакцию Основного Закона. Я думаю, что эти два фактора будут определяющими для 2008 года.

Владимир Малинкович, директор Украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований:

Этот год был самым плохим за всю историю независимости Украины. Никогда так безобразно политикум не обращался с украинским народом. Практически в течение всего года, начиная с блокады электрощитовой Верховной Рады не работал парламент. Со второго апреля в стране не было власти, которая бы несла ответственность за происходящее — я имею в виду момент, когда президент издал свой первый антиконституционный указ о роспуске парламента. Во время незаконных досрочных парламентских выборов такого уровня популизма Украина еще не знала — обещали все, что хотели не стыдясь, не стесняясь, только чтобы завоевать голоса любой ценой.

Финал всего этого процесса — появление новой политической силы. Имеется в виду формирование блока с помощью команды Ющенко — Секретариата президента — и группы Ахметова, Колесникова и Богатыревой. Когда последняя стала секретарем СНБО, эта политическая сила открыто себя выявила. А существует она с мая, и именно эта сила несет ответственность за антиконституционные действия президента, который является одним из ее ключевых фигур, и незаконные досрочные выборы парламента. Это верх цинизма, поскольку данная группа ни на что не опирается, у нее нет ни общественной поддержки, ни поддержки в партийном блоке как президента, так и в “Партии регионов”.

Известно, что первая реакция “ПР” на назначение Богатыревой секретарем СНБО была резко негативной. Мы видим, что практически все те политические силы, которые получили поддержку людей на выборах: НУНС, БЮТ и “ПР” не довольны действиями этой группы и прежде всего президента. Отсюда политический итог: страной управляет маленькая группа — админресурс и олигархи. Все остальное вторично, а это означает, что в будущем нас ожидают политические конфликты. По всей вероятности эта политическая сила направлена прежде всего против Блока Юлии Тимошенко. СНБО будет рассматриваться как противовес действиям правительства. Сейчас Конституционным судом может быть принято решение о том, что премьер не будет подписывать основные указы президента по СНБО. Это грубое нарушение 18п. статьи №106 Конституции Украины, но, тем не менее, это вполне может произойти.

Но некоторый позитив все же есть. Несмотря на то, что все это время в Украине не было четко выраженной власти, страна жила и наращивала экономический потенциал. Была инфляция, но она объясняется не столько внутренними причинами, сколько внешними — рост инфляции сейчас наблюдается во всех европейских странах. Сейчас оказывается, что Украина может жить и без наших ведущих политиков: экономика продолжает работать и худо бедно, все-таки, справляются со своими задачами чиновники среднего звена. Это говорит о том, что они попросту стали не так зависимы от вышестоящего руководства. Думаю что это серьезный позитив этого года.

В дальнейшем новая политическая сила, о которой я уже упоминал, будет выступать против Блока Тимошенко, который в свою очередь будет искать ситуативного союзника в лице большей части “Партии Регионов” во главе с самим Януковичем. Решающий вопрос здесь такой: сможет ли Янукович дистанцироваться от Ахметова? Если у него хватит на это решимости, то за ним пойдет большинство Востока и Юга Украины. Если нет, “ПР” будет терять свои позиции, и возникнет проблема создания новой политической силы в этих регионах. Что касается Тимошенко, то я не могу исключить ни одного варианта развития событий. Возможно, президент пойдет на изменение коалиции и тогда Тимошенко уйдет в оппозицию, но, все же, думаю, что он будет ее бояться и пытаться сдерживать с помощью СНБО. На прямую ломать коалицию он не рискнет, поскольку в таком случае рискует проиграть президентские выборы. Соответственно, я думаю, что Тимошенко может удержаться на посту премьера и в следующем и в 2009 году.

Каких либо конституционных изменений в новом году я не ожидаю. Они не выгодны Тимошенко, и она не будет заинтересована в изменениях, если таковые будут направлены на укрепление воли президента. В остальном будут продолжаться внутренние конфликты как в НУНСе, так и “Партии Регионов” — между большинством и группой Ахметова.

Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований “София”:

В социальном измерении, мне кажется, этот год стал годом реверса общественного сознания и общественных ожиданий. Если в целом сохранились требования и ожидания экономических и политических перемен, изменилось настроение общества. Последние два-три года явно прослеживалась тенденция на укрепление гражданского самосознания, демократических ожиданий. К сожалению, в 2007 году произошло движение в сторону укрепления авторитарных настроений, ориентации на лидеров силы, а не лидеров программы. Возможно, это связано с тем, что тайные силы подсознания вновь восстановлены, возобновлен высокий уровень гипнабельности украинского общества, что я связываю с использованием в политической игре технологии социального внушения и господством харизматических лидеров и проектов в большой политике.

Это означает, что общество дерационализируется, все больше ориентируется на эмоции и ощущения. Еще одна характерная черта этого года в плане общественного сознания — состояние стресса. Гражданин дезориентирован, спутались кумиры, спутались программы и ориентиры. В таком случае общественное сознание приходит к линейным, упрощенным выводам, и верит личностям, а не позициям и рационально изложенным идеям.

Такой реверс я считаю большим негативом, который создает условия для торможения процессов демократизации и гуманизации общества. Вот господство популизма над рационализмом и приводит к тому, что общественное отношение консервируется, гражданин ощущает себя более зависимым от внешних сил, лидеров и процессов во власти. Возможно, эти рассуждения покажутся неактуальными, но на мой взгляд это самый значимый, к сожалению, печальный результат этого года. Конечно же, ключевую роль в таком реверсе сыграла досрочная избирательная кампания, которая стала результатом действий объединенной оппозиции в начале года и сомнительных с правовой точки зрения решений президента.

Досрочная избирательная кампания стала политическим мейнстримом года и ее результатом стала смена власти, смена правящих коалиций. Итоги года связаны с приходом к власти коалиции в составе БЮТ и НУНС и формированием правительства Тимошенко. Кстати, в этой связи есть определенный символизм — впервые за три года те политические силы, которые в свое время отстаивали программы и идеалы “помаранчевой революции”, наконец, смогли сформировать правящую коалицию. Но пикантность ситуации в том, что новая коалиция внутренне противоречива, к сожалению, страдает болезнью социал-популизма, который превалирует над прагматичными, либерально-демократическими повестками дня, и находятся в состоянии разброда во взаимоотношениях и с президентом и в межпартийном плане. Поэтому, не случайно, что приход к власти по большому счету диалектичен и символизирует собой завершение “помаранчевого” этапа, и вхождения украинской политики в “постпомаранчевое” русло. Его характерной особенностью является “микс” элит, микширование интересов, становятся неактуальными противопоставления старого плохого режима и нового хорошего, старых негативных героев, и новых позитивных, поскольку и состав команд и идеологическое кредо очень схожи.

Вообще, по большому счету политические альянсы, которые создавались в 2007 году, шли на выборы и формируют сейчас новые политические — коалиционные, оппозиционные — институции, мне больше напоминают племенные политические союзы, нежели партии. В этой связи выборы и смена правящей силы сопровождаются двумя конкурирующими тенденциями. С одной стороны, вожди, ощущая кризисность своих проектов заявили о необходимости создания уже в ближайшее время укрупненных идеологических сил — о намерении создания единой партии заявляла команда НУНС и БЮТ, о модернизации говорила команда “регионалов”, о необходимости объединения говорили коммунисты, упоминая левый фронт и о новой лево-центристской политической силе заявлял Литвин. Вместе с тем, внутренняя конфликтность может привести к созданию новых неожиданных альянсов, уже никак не связанных с политическим расколом и конкуренцией 2005-го, 2006-го года.

К сожалению, 2007 год стал годом коллапса конституционной системы: сомнительные решения, связанные с досрочными парламентскими выборами, борьба за центр власти через упразднение правящей коалиции образца двух последних лет. Блокирование работы Конституционного суда в течение полугода и, фактически, дискредитированный парламентаризм — это все тоже признаки 2007 года. Сохранятся ли тенденции такой бесправной политики в 2008 году сказать сложно, но тот факт, что все участники политической борьбы критиковали действующий конституционный строй и выступали с разными инициативами относительно конституционной реформы говорит о том, что политика бесправия как тенденция, все же, сохранится и на следующий год. Она будет объясняться и оправдываться тем, что правовая система несовершенна, не работает, а посему нужно жить по правилам, установленным текущей политической борьбой, а цель этой борьбы — создание некой идеальной, более совершенной системы. Такой вот политический самообман.

Экономические события. Я думаю, что самыми интересными и резонансными стали события, которые проявились только в конце года и были связаны с судьбой крупного украинского капитала. Практически все ведущие финансово-промышленные группы Украины, несмотря на декларации и симпатии западному курсу, приверженности ориентирам на интеграцию в мировую экономику и сближение с западным миром, нашли партнеров и стали сотрудничать с крупными российскими финансово-промышленными группами. Сближение и фактически объединения группы “Приват” с “Евраз-групп холдингом” Абрамовича, переговоры ИСД и “Металлоинвеста” Усманова, объединение активов “Метинвест” Ахметова со структурами Новинского, активное сближение и переговоры об объединении с российскими капиталами группы “Интерпайп”, это все характерные черты 2007 года.

Вот такой парадокс. С одной стороны украинские сырьевые и финансовые олигархи декларируют и поддерживают западное направление, а с другой стороны все они вынуждены считаться с тем, что 2007 год — это начало заката старой модели украинской экономики. И для того, чтобы стабилизировать ситуацию, или хотя бы законсервировать на какое-то время, они вынуждены искать партнеров не на западе, а на востоке. При этом, кстати, экспансируя собственную прибыль преимущественно в западные и азиатские экономики. Но, тот факт, что сближение происходит с крупными провластными капиталами России о многом говорит. Возможно вскоре это существенно повлияет и откорректирует и государственный курс, и правящую коалицию, и самого президента.

Центр власти. Если избирательная кампания и кризис парламентаризма позволил президенту эффектно использовать досрочные выборы, как механизм перераспределения центра власти от парламента и парламентских коалиций к президентской администрации — почти весь год прошел под флагом Секретариата президента, который стал центром разработки и принятия политических решений — то концовка года оказалась за новой коалицией и правительством. По большому счету, объединение демократической коалиции, и фактическое признание не только номинальным, но и политическим лидером Юлии Тимошенко, свидетельство чему конфликты в НУНС и большие симпатии и большие дивиденды, которые отдаются Тимошенко, говорят о том, что в следующем году центр политической власти сместится от Секретариата к Кабинету министров.

Но, возможно, ситуация будет откорректирована, если “Партии регионов” удастся реализовать проект широкой оппозиции и использовать такой инструмент, как оппозиционное правительство. Возможно, что правительство коалиции и оппозиционное правительство как раз и будут двумя новыми ориентирами, формирующими своеобразный политический ньюзмейкинговый “коридор” на весь 2008 год.

Итоги экономические на мой взгляд — одна из проблем, которой страдает украинская политика. Это особая характерная черта всех политических перепалок. Она состоит в том, что системные проблемы, которые накапливаются и обостряются годами, латаются и объясняются сиюминутными ходами и решениями. Сюда можно отнести и бюджетный процесс, и базу налогообложения, и долю теневого сектора, и инфляцию. Действительно, возможны ситуации, когда у нас инфляция инициируется рядом непродуманных, популистских действий. В любом случае речь идет о долгосрочном тренде. Инфляционная волна 2007 года лишь косвенно связана с политическим кризисом. На мой взгляд есть более глубокие корни, которые проявляются в степени зависимости украинской экономики от глобальных процессов, валютных колебаний, колебаний цен на энергоносители и девальвации доллара. Естественно это отражается на структуре цен, себестоимости и доходах украинской экономики.

Попытка использовать инфляционную тему как политический инструмент по-моему — просто политизация и близорукость украинских политиков. Но, в любом случае это признак системной болезни экономики Украины, и по всей видимости следующий год станет годом серьезного выбора для управленческих и бизнес элит страны. Независимо от расцвета, окраса, партийного флага, наконец-то, предстоит решить проблему, которая откладывалась 16 лет — формирование национальной экономики с новыми точками роста, либо создание новой индустриальной модели, что потребует долгосрочных программ и достаточно болезненных как институциональных, так и структурных реформ. Либо реализация политики баланса — ограничение и реформирование только социальных институтов рынка, и баланс за счет форсированной глобализации — так называемого ресурсного подхода.

Какой путь будет избран, сказать достаточно сложно, но от этого никуда не уйти, какими бы яркими лозунгами и дискуссиями эту проблему не закрывать. Повторюсь — эта проблема может быть решена по существу, если на уровне управленческих элит и бизнеса будет достигнут консенсус о долгосрочном сотрудничестве и координации действий независимо от окраса коалиций, которые будут распоряжаться властью.

Что касается года следующего, на мой взгляд, с одной стороны, тот коалиционный формат, который сейчас создан в парламенте крайне неустойчив. Парадокс этой коалиции — политически она может оказаться в кризисе уже через месяц-другой, юридически же будет существовать очень долго, потому что ее невозможно распустить. Таким образом правительство Тимошенко оказывается в уникальном положении — имея номинальную коалицию, можно проводить собственную волюнтарную политику, так как посчитаешь нужным, не опираясь на парламентскую поддержку, мотивируя это парламентскими кризисами. Я не думаю, что коалиция и правительство исчезнут в 2008 году. Думаю, что весь следующий год пройдет под флагом коалиции БЮТ-НУНС и правительства Тимошенко. Поскольку серьезных причин для ожидаемого юридического, политического распада коалиции правительства нет, я исключаю новые отставки, которые могут быть инициированы президентом, не вижу оснований для каких-либо механизмов недоверия в парламенте и не допускаю отставки Тимошенко, поскольку это был бы непродуманный ход.

Если говорить о перспективе, 2008 год тоже по всей видимости будет политически переходным годом, где главный “мэйнстрим” — это дискусия о модернизации и изменении политической системы — так называемая конституционная реформа. Главным модератором в этом вопросе по всей видимости будет президент, который рассматривает эту реформу как символический капитал, и как инструмент изменения расклада сил выхода на новую досрочную парламентскую кампанию. Естественно в этой дискуссии будут принимать участие все, и нас ожидает очень острая борьба, и политическая, и интеллектуальная именно вокруг переустройства политической системы Украины. Обратная стороны этого “мэйнстрима” — угроза того, что парламент может быть “коротким”, то есть грубо говоря уже через год придется решать вопрос о досрочном переизбрании либо на основании изменений в Конституции, либо в силу новых парламентских конфликтов и исчерпания ресурсов неприкасаемости парламента.

Так что, на мой взгляд 2008 год — год баталий за Конституцию, год когда в борьбе за правильную правовую систему, к сожалению, будет господствовать бесправие. Это будет год, когда все начнут готовиться к новым досрочным кампаниям, прежде всего парламентской. Соответственно, это задает определенный временной срок для коалиции правительства. Если у них нет внутренних рисков для юридического и политического распада, то есть риск связанный с термином деятельности, который может быть коротким. Так что, 2009 год, в случае реализации конституционной реформы может стать годом выборов и парламентских, и президентских. Ну, и естественно где-то по всей видимости выборы коснутся и органов местного самоуправления. Вопрос лишь в логике и последовательности этих политических перемен.

Михаил Погребинский, политолог

— В следующем году будут попытки изменить стиль управления экономикой. Это может привести как к позитивным, так и негативным последствиям — пока что мы не знаем насколько Тимошенко усвоила “урок” 2005 года. С какого-то момента может начаться жесткое противостояние между Тимошенко и Ющенко. Возможен процесс перехода к двух партийной систем, где будет два основных политических игрока.

Одна из них — политическая сила, которую будет возглавлять Тимошенко, возможно это будет какой-то новый блок, куда войдет часть людей из НСНУ. В случае реструктуризации “Партии Регионов”, где будет идти борьба за влияние между группой Ахметова-Колесникова и, собственно, Януковича, будет происходить процесс позиционирования этой партии с тем, чтобы готовиться к президентским выборам, как оппонирующая Тимошенко политическая сила. И к концу года мы будем иметь более ясный “дизайн” украинской политической сцены с двумя основными игроками, как я предполагаю: Тимошенко-Янукович. Правда, при наличии “промежуточных” групп. Часть таковых будет координировать свою деятельность с Ющенко и пытаться как-то включиться в эту борьбу между двумя основными политическими силами. Вот так я могу представлять, чего нам ожидать в следующем году.

Остап БЕРЕЗИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.