Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Жеваго зашел к Фирташу в кильватер

[12:50 19 октября 2007 года ] [ Комментарии, №40, 19 октября 2007 ]

Украина может возобновить производство морских буровых платформ, если группы Rosukrenergo и “Финансы и кредит” усилят кооперацию.

На минувшей неделе ГАО “Черноморнафтогаз” заявило о намерении создать совместное предприятие с единственным в Украине производителем буровых платформ ОАО “Керченский судостроительный завод “Залив”. “У Константина Жеваго, владельца завода “Залив”, есть к нам интерес, состоящий из стремления основать СП по производству буровых установок для совместного освоения ресурсов шельфа. Об условиях, на которых будет создано СП, мы уже договорились. Однако пока не определили территорию, где будем вести совместную добычу, у нас есть три свободные лицензии”, — заявил глава правления ГАО Анатолий Присяжнюк.
В бывшем СССР завод “Залив” наряду с азербайджанским “ЗГО “Шельфпроект” (Завод глубоководных оснований им. Гейдара Алиева) являлся одним из двух производителей стационарных буровых платформ. До 2005 года основным владельцем предприятия считался Давид Жвания. Даже при наличии значительных активов в сухопутной нефтегазодобыче он не смог загрузить завод профильными заказами и продал его компаниям группы “Финансы и Кредит” Константина Жеваго. Крупных активов в сфере добычи эта группа не имеет, однако, в отличие от бывшего владельца “Залива”, обладает богатым опытом в торговле газом и выработанной из него электроэнергии.

Дружба врозь монополистов

Как сообщил “k:” источник на предприятии, в числе территорий для совместной работы с “Черноморнафтогазом” рассматриваются Северо-Казантипская и Северно-Керченская нефтегазоносные площади, расположенные к северу от Керченского полуострова. Предварительные запасы этих площадей не составляют значимых для Крыма величин и достигают от 15 до 22 млрд. м3 “сухого” газа. Месторождения не содержат наиболее коммерчески привлекательного в добыче конденсата. При этом их освоение, как и всех ресурсов Азова, подвержено значительным коммерческим рискам, связанным со сложнейшими условиями эксплуатации скважин: зимой на Азове господствуют штормовые ветры, которые делают воздушное сообщение с платформами невозможным. Еще один немаловажный нюанс — платформы приходится устанавливать на зыбком песчаном дне, что приводит к их удорожанию. Привлекательность месторождений северного побережья Керченского полуострова в том, что они расположены “на полпути” между Крымом и десятком других более богатых месторождений Центрального и Северного Азова. Каждое из них содержит запасы от 20 млрд. м3 и более, а самые перспективные — Морская и Бирючья площади — по 50 млрд. м3 газа.

Учитывая все эти обстоятельства, “Черноморнафтогаз” в 2000—2001 годах принялся самостоятельно и на собственные средства осваивать ряд северо-керченских месторождений. В частности, Восточно-Казантипское. Для введения его в эксплуатацию завод “Залив” выполнил заказ на изготовление двух стационарных буровых платформ. Первая из них, глубиной 463 метра, была установлена в 20 км от северного побережья Керченского полуострова под толщей воды 28 м. С первой скважины эта платформа начала приносить по 200 тыс. м3 газа в сутки, затем дебет был доведен до 600 тыс. м3 (суммарно это дало 200 млн. м3 газа в год). Показатели неплохие, однако ГАО посчитало эксплуатацию платформ слишком дорогим удовольствием. При освоении следующего по очереди Северо-Булганакского месторождения компания решила использовать бесплатформенную технологию, которая очень дорога в начальной стадии подготовки из-за необходимости привлечения водолазов и специального флота. Однако на этапе полной эксплуатации бесплатформенная технология позволяет значительно снизить климатические и геологические риски.

Такое решение “Черноморнафтогаза” отрицательно сказалось на заводе “Залив”. По словам специалистов предприятия, капиталоемкое изготовление платформ является прибыльным только при условии его серийности. ГАО, изначально пообещав купить 12 платформ, ограничилось двумя. К тому же “Черноморнафтогаз” предлагал тогда “Заливу” гибкую систему расчетов. Добытчики выторговали возможность рассчитываться за платформы “частями”. В качестве компенсации завод должен был получить своеобразный “бонус” — статус базы обслуживания всех нефтегазовых промыслов в Азовском море (центральная техническая база ГАО располагается в удаленном от Керчи порту Черноморск). Изначальные договоренности предполагали непосредственное участие в добыче “Залива”, на территории которого могли быть сведены нитки идущих из моря газопроводов. После решения перейти на бесплатформенную технологию тогдашний глава “Черноморнафтогаза” Игорь Франчук заявил, что вместо “Залива” основной технической базой добычи на Азове, скорее всего, станет небольшой керченский судостроительный завод “Фрегат”. Вскоре после этого ГАО умудрилось купить 76% акций “Фрегата” за символические 1,6 млн. грн., что стимулировало Давида Жванию начать переговоры о продаже “Залива”.

Новая нефтегазовая связка

Перспективы сотрудничества двух предприятий вновь появились после смены руководства “Залива” и “Черноморнафтогаза” в 2005—2007 годах. Газовики и докеры смогли найти общий язык благодаря появлению в Крыму крупных инвесторов. Первым из них стала канадская компания Shelton, которая заключила с “Черноморнафтогазом” соглашение о совместной разработке крупного Бирючьего месторождения на севере Азова (по слухам, Shelton связана с главой правления государственной компании “Укртранснафта” и бывшим соучредителем Укринбанка Игорем Кирюшиным). Затем последовали нереализованные соглашения “Черноморнафтогаза” с российским “Газпромом”, австрийской OMV и бразильской Petrobras. Однако в статусе главного партнера “Черноморнафтогаза” сумела закрепиться ЗАО “УкрГаз-Энерго”. Летом нынешнего года компания подписала с ГАО договор о совместной разработке очень крупного Одесского месторождения в Черном море.

В результате судьба “Залива” и заказов на изготовление стационарных платформ оказалась в руках узкого круга лиц: руководителей “Черноморнафтогаза”, входящего в систему НАК “Нафтогаз Украины”, ЗАО “УкрГаз-Энерго”, тоже связанного с НАК (это СП НАК и швейцарско-российской RosUkrEnergo), а также Shelton (которая, возможно, связана с руководителем еще одного предприятия НАК — ОАО “Укртранснафта”). По мнению большинства экспертов, именно такая концентрация помогла “Черноморнафтогазу” пересмотреть идеологию бесплатформенной добычи и возобновить сотрудничество с “Заливом”. Этому способствовало и то, что владелец судоверфи — группа “Финансы и Кредит” — тоже является частью новообразованной “нефтегазовой связки”. В частности, ее совладельцы и учредители RosUkrEnergo совместно владеют ОАО “РивнеАзот”. Кроме этого, аффилированные с “финиками” компании “Укрэнергосбыт” и “Бари” серьезно претендуют на статус крупных дилеров компании “УкрГаз-Энерго”. Так что у Константина Жеваго появился, пусть и призрачный, шанс удовлетворить свои давние газовые амбиции. А если вспомнить, что этот бизнесмен является одним из главных спонсоров Юлии Тимошенко, данное предприятие может быть выгодно и “УкрГаз-Энерго”.

Иван ПЕТРОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.