Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Правдивые и надуманные риски

[14:57 22 апреля 2008 года ] [ День, №74, 22 апреля 2008 ]

Самым популярным заблуждением является то, что после вступления Украины в ВТО государства — члены организации автоматически отменят антидемпинговые расследования против украинских экспортеров.

Юридическая фирма “Василь Кисиль и партнеры” составила список наиболее популярных мифов, связанных с рисками и перспективами Украины, которая менее чем через месяц будет уже действительным членом ВТО. По словам адвоката Натальи Микольской, удалось определить шесть самых популярных мифов, рожденных некомпетентностью работников СМИ, а также людей, выступающих в качестве комментаторов.

Самым популярным заблуждением является то, что после вступления Украины в ВТО государства — члены организации автоматически отменят антидемпинговые расследования, инициированные против украинских экспортеров. Это миф, не соответствующий действительности, считают юристы, специализирующиеся на международном праве. По словам Микольской, членам ВТО никто не запретит применять против других государств, в том числе и Украины, антидемпинговые меры, предусмотренные соответствующим европейским законодательством, в частности, Антидемпинговым кодексом. Плюс для отечественного производителя — лишь в том, что после вступления в ВТО они получат возможность оспорить антидемпинговые ограничения, если они окажутся безосновательными и, что важно, если украинские производители смогут доказать это. “Если государство нарушит требования ВТО относительно осуществления таких расследований, то есть применит их в случаях, когда не будет оснований для их применения, в таком случае украинские предприниматели смогут через Министерство экономики в специальном органе урегулирования споров ВТО защитить свои интересы”, — объяснила Микольская.

Второй миф логично вытекает из первого — о том, что украинские производители получат принципиально новые возможности защиты своих интересов в соответствии с процедурой урегулирования торговых споров в рамках ВТО. Микольская подчеркивает, что, во-первых, в органы урегулирования споров по ВТО имеет право обращаться только государство, а не предприниматели. Кроме того, такая процедура слишком сложная, длительная и дорогостоящая не только для компаний, но и для государства. Во-вторых, по данным юридической фирмы “Василь Кисиль и партнеры”, из 270 споров, рассмотренных с 2002 года, только 90 были инициированы развивающимися странами. “Это говорит о том, что такие споры, согласно практике, инициируют в основном крупные и развитые государства. То есть говорить о такой перспективе для Украины как неограниченной довольно сложно”, — пояснила юрист.

Еще один миф очень популярен как среди производителей, так и среди населения. Более того, некоторым отечественным компаниям- производителям даже на руку распространение такого заблуждения среди потенциальных потребителей. Суть мифа такова, что после вступления в ВТО Украина полностью откроет отечественные рынки для зарубежного импорта, а отечественных производителей вытеснит с рынка неравная конкуренция. При этом в Украину будет беспрепятственно попадать и некачественная импортная продукция, от которой украинского потребителя ничто не сможет защитить. По словам Микольской, этот миф поддерживается в том числе самими отечественными производителями, которые попросту не заинтересованы в усилении своей конкурентной позиции на внутреннем рынке.

Вместе с тем Украина, как и другие члены ВТО, имеет весь набор механизмов для регулирования потока импорта в соответствии с потребностями государства и ситуацией, складывающейся на внутреннем рынке. “Украина может защитить свою экономику от поступления на украинский рынок неограниченного количества импортных товаров после вступления в ВТО. Есть возможность применять нетарифные меры — устанавливать санитарные, фитосанитарные нормы, определенные требования к качеству продукции, технические регламенты и стандарты и таким образом регулировать импорт. Соглашение в рамках ВТО не запрещает странам применять так называемые ограничительные меры касательно импорта, если он наносит вред национальной экономике. К ним относятся антидемпинговые меры, специальные защитные и компенсационные меры”, — говорит Микольская.

Также не соответствует действительности и утверждение, что после присоединения к ВТО для Украины будут открыты практически все мировые товарные рынки. Эксперт напоминает, что все-таки есть нетарифные ограничения, согласно которым государства могут регулировать поток импорта. “Но существуют нормы, согласно которым иностранные товары не могут поставляться на рынки страны на более выгодных условиях, чем товары местного производителя. Кроме того, есть нетарифные ограничения, к которым относятся санитарные и фитосанитарные нормы, технические регламенты и стандарты, которые страны, при необходимости, могут повышать до определенного уровня для ограничения импорта в свою страну”, — рассказывает юрист. Так, согласно последней директиве ЕС относительно оценки химических субстанций импортируемых товаров, большая часть украинского экспорта может не пройти процедуру сертификации и соответственно не будет допущена на мировые рынки. Хотя доступ на рынки все же станет шире: “Конечно же, украинские производители после вступления в ВТО получат дополнительные возможности для экспорта своей продукции”, — добавляет Микольская.

Немало шума в прессе наделало утверждение, что в Украине будут отменены все импортные пошлины. “Это тоже неправда, поскольку вступление в ВТО предполагает упрощение и минимизацию системы пошлин при ввозе товаров, — говорит юрист и объясняет: — Средняя ставка таможенных сборов после вступления в ВТО будет составлять 5% вместо сегодняшних 6,51%. Это говорит о том, что кардинальных изменений в фискальной политике также не будет”.

Средняя арифметическая ставка ввозной пошлины после всех изменений уменьшится для продуктовых товаров до 9% с нынешних 14%, а для промышленных — до 4% с существующих 4,4%. Наталья Микольская подчеркнула, что большинство тарифов и пошлин были изменены еще в 2005 году, после внесения изменений в Закон о таможенном тарифе, а значит, отечественные производители имели достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Со вступлением в ВТО Украину ждет настоящая законодательная революция. Это — еще один миф. Микольская называет его надуманныи и неправдоподобным, поскольку большинство законов, необходимых для вступления Украины в ВТО, были приняты в период с 2002 по 2007 годы и не оказали существенного влияния на украинское правовое поле. Еще 10 новых законов, касающихся некоторых изменений к уже существующим нормативным актам, будут приняты в этом году. “Да, действительно было принято и изменено много законодательных актов, но внесенные изменения и принятие или упразднение каких-либо законодательных актов не означает полного изменение правового поля и правовой системы. Нигде правовое поле не может кардинально измениться перед или непосредственно после вступления в ВТО. Для этого нужно намного больше времени”, — утверждает Микольская.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.