Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Первым делом- самолеты

[17:01 01 февраля 2008 года ] [ Большой бизнес, №1-2, январь-февраль, 2008 ]

Скорость притока инвестиций в российскую экономику в 2007 году оказалась рекордной за всю историю.

За три квартала вложения в основной капитал выросли на 21,2%. При этом качество всего роста ВВП изменилось: гораздо быстрее предыдущих лет увеличивался обрабатывающий сектор. В январе — октябре его прирост составил 9,8% против 6,5% по промышленности в целом.

Тяжелое машиностроение

Подушка высоких нефтяных цен сделала свое дело: государство стало наращивать вложения через федеральный бюджет и госкомпании. Особенно тяжело приходится РАО “ЕЭС России”, поскольку энергетики были вынуждены увеличивать затраты на ввод в действие новых энергомощностей после блэкаутов 2005-2006 годов. Только по пятилетней программе до 2011 года холдинг должен ввести в действие 40 тыс. МВт. Так, в январе — октябре 2007 года производство гидравлических турбин выросло в два раза (закупает РАО ЕЭС), паровых турбин — на 44,7% (и то и другое выпускают “Силовые машины”).

Масштабная программа обновления энергоотрасли сделала машиностроительную отрасль привлекательной для крупных частных инвесторов. Самым ярким событием года стал ноябрьский аукцион по продаже блокпакета акций “Силовых машин” (№65 в THE RUSSIA 75: Global Investor’s Guide), который приобрел глава “Северстали” Алексей Мордашов. За 55,4% акций он отдал 11,8 млрд руб., что превосходило на тот момент текущую рыночную капитализацию компании на 25%.

Приход сильного игрока заставляет рассчитывать на то, что реализация инвестиционной программы (1 млрд долл. на 2007-2010 годы) позволит “Силовым машинам” плотнее вписаться в инвестиционную программу РАО ЕЭС до 2020 года, предусматривающую более мощное турбинное оборудование, чем то, которое производится сейчас по лицензии компании Siemens. Последняя также является стратегическим владельцем акций “Силовых машин” (блокпакет 25%). Кроме модернизации необходима и управленческая оптимизация затрат, увеличивающихся, с одной стороны, из-за демпинга на тендерах на азиатских рынках, с другой — из-за неэффективного использования персонала и площадей. Такие меры позволят вывести компанию из убыточности и увеличить ее капитализацию по крайней мере с 1,3-1,4 млрд до 2 млрд долл. в течение трех лет.

Рост спроса на машиностроительную продукцию, особенно на энергетическое оборудование, можно считать тенденцией ближайших трех-четырех лет не только в России, но и во всем мире. Тем более что тяжелое транспортное машиностроение, производство оборудования для энергетики ревниво опекаются государством.

Так, отдав в частные руки “Силовые машины”, государство удерживает через структуру Газпромбанка контроль над Объединенными машиностроительными заводами (№63), лидером в области тяжелого машиностроения России. Заметим, что, хотя выручка ОМЗ превосходит выручку “Силовых машин” в абсолютном исчислении и обе компании по итогам 2007 года оказались убыточными, капитализация “Силовых машин” в последнее время на порядок (в три-четыре раза) выше капитализации ОМЗ. Это связано как с тем, что перспектива выхода на приемлемый уровень рентабельности у “Силовых машин” более четкая, так и с сомнениями в части судьбы ОАО “ОМЗ” и намерениями Газпромбанка в 2008 году преобразовать ОАО в ЗАО.

История ОМЗ очень запутанна. В 2007 году возник новый проект, связанный с реорганизацией компании: выделение ее машиностроительных активов для атомной энергетики в атомный машиностроительный холдинг, чья капитализация может составить 4-5 млрд долл. Абстрагируясь от проблем экологической безопасности, можно с большой долей уверенности предположить, что потенциал атомной индустрии сейчас недооценен. Об этом свидетельствует, в частности, интерес группы “РЕНОВА” к отрасли. Программа развития атомного энергопромышленного комплекса России до 2015 года предполагает строительство десяти атомных блоков общей установленной мощностью не менее 9,8 гВт. На всю программу планируется потратить 57 млрд долл., из них 26 млрд выделены из госбюджета.

В структуре продаж ОМЗ доля ее атомного дивизиона колеблется от 18 до 29%. Основное же направление компании “по валу” — металлургия. Ее потребитель — отечественная металлургическая отрасль, которая на волне удачной конъюнктуры наращивает инвестиционные программы по строительству и перевооружению с целью серьезного улучшения ассортимента и качества продукции. Симптоматичным в этой связи стало создание в июле машиностроительной корпорации Уралмаш, которая специализируется на производстве металлургического оборудования. Ее акционеры на паритетных началах — ОМЗ и УК “МЕТАЛЛОИНВЕСТ”.

Третьим направлением деятельности ОМЗ является оборудование для нефтегазохимической и горной промышленности. Представляется, что политическое решение вопроса об атомном дивизионе ОМЗ на порядок повысит рыночную оценку его активов.

Авиационная промышленность

Как и в случае с ОМЗ, характер взаимодействия государственных структур с акционерами отрицательно сказался на капитализации авиационной компании “ИРКУТ” (№52). В январе 2007 года инвесторы узнали о намерении выставить оферту на выкуп акции компании по среднерыночной (за 6 месяцев) цене. За это время средняя цена акции опустилась с 29,15 до 24,05 руб. Оказывается, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит “ИРКУТ”, представила соответствующую оферту еще в феврале, однако в комплекте документов не хватало утвержденной менеджментом ОАК банковской гарантии. Наконец в октябре было принято решение о том, что премия при конвертации акций “ИРКУТа” в акции ОАК будет составлять 15-20% к рыночной цене как награда за отказ от выкупной оферты, которая должна была быть направлена акционерам до конца года. Большинство акционеров вслед за EADS (владеет 10% “ИРКУТа”) приняли решение о конвертации своих акций. Таким образом, вопросы листинга акций ОАК будут решаться, предположительно, весной.

Сейчас портфель заказов “ИРКУТа” составляет свыше 4,6 млрд долл., при этом в 2006 году объем поставок превысил 832 млн. При прогнозной величине выручки в 2007 году в 950 млн долл. текущее соотношение price/sales составит 0,976, тогда как у Boeing эта величина колеблется вокруг 1,06. Однако рентабельность по чистой прибыли у американской компании лучше. Другими словами, рыночная цена “ИРКУТа” (23,23 на 6 декабря 2007 года) довольно точно определяет ситуацию, и долгосрочным инвесторам надо ставить на перспективы развития отрасли. На сегодняшний день наиболее значимыми являются программы “ИРКУТа” по многоцелевому боевому самолету Су-30МК и многофункциональному самолету-амфибии Бе-200. Большое внимание уделяется развитию собственных гражданских программ, при этом планируется, что доля гражданской техники вырастет с 13% в 2003 году до 45% в 2013-м.

Автомобилестроение

Интерес инвесторов к автомобильной отрасли подкрепляется ростом потребительских и корпоративных расходов на волне общего экономического благополучия. В январе — октябре 2007 года производство легковых автомобилей в России выросло на 9,3%, а грузовых — на 16%. По потреблению же автомобилей страна вышла в минувшем году на 2-е место в Европе. Хотя очевидно, что постепенное вытеснение с рынка “жигулей” иномарками, которое наблюдалось весь 2006 и 2007 годы, продолжится, бумаги ОАО “АВТОВАЗ” (№14) сопровождают хорошие новости. Среди них — приход управленцев Рособоронэкспорта на завод и ликвидация перекрестного владения акциями, сотрудничество с фирмой Magna International и, наконец, договоренность о покупке блокирующего пакета акций “АВТОВАЗа” французской Renault. Денег у компании от этого не прибавится, зато появится возможность получить французскую платформу для новых моделей, которые будут производиться под российскими брендами.

Конечно, рост акции “АВТОВАЗа” — это огромный аванс, но текущая рентабельность выпуска слишком низкая, чтобы говорить о какой-то стабильности в оценках. Вопрос поставлен ребром: или компания уступает место иномаркам российской сборки, или добивается роста прибылей. Балансовая (book value) цена обыкновенной акции “АВТОВАЗа” составляет примерно 30,5 руб. Текущая цена акции рассчитана по меньшей мере на 7-8% рентабельности по чистой прибыли, и по итогам 2006 года она была всего 1,9%.

Новый вазовский автомобиль выйдет в свет ориентировочно в 2010 году, когда в России заработают все сборочные производства иностранных корпораций. Стандарты же “Евро-3” вводятся с 1 января 2008 года, что делает необходимым применение новых, более дорогих двигателей на автовазовских моделях. А это заставляет “АВТОВАЗ” просить государственных субсидий.

Если приход “Рособоронэкспорта” на “АВТОВАЗ” — чрезвычайная мера, то развитие компании “Северсталь-Авто” (№35) изначально является дорогой стратегического инвестора. Высокой оценке (в районе 50 долл.) акция компании обязана соглашению с японской Isuzu Motors Ltd. о создании совместного предприятия по выпуску автомобилей японской фирмы. Помимо производства автомобилей новое предприятие намерено осуществлять в России сборку дизельных двигателей Isuzu и создать инжиниринговый центр для разработки и адаптации продуктов японской компании специально под потребности российского рынка. Таким образом, начав с уазовского внедорожника и заволжских моторов, “Северсталь-Авто” стала широко диверсифицированной автомобильной компанией, не брезгующей сборкой и рентабельным послепродажным обслуживанием.

Поволжский сосед “Северсталь-Авто” и “АВТОВАЗа” — компания ГАЗ (№19) — обязана своими успешными результатами консолидации, проведенной в 2005 году группой “Русские машины”. Завод является ведущим производителем грузовых автомобилей в Восточной и Центральной Европе: выручка группы в 2006 году составила 4,5 млрд долл., а в первом полугодии 2007 года — уже 2,7 млрд. В амбициозных планах руководства компании — увеличить выручку в 2011 году до 12 млрд долл. С этой целью в России с 2008 года будет запущено производство нового легкового автомобиля на платформе Chrysler Sebring. Наиболее удачен сейчас дивизион большегрузных автомобилей, производство же знаменитых “Волг” сокращается. Полная реализация плана руководства по выручке при текущей рентабельности в 4% означает, что капитализация компании ГАЗ поднимется с 2,7 до 3,7 млрд долл.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рынок очень осторожен по отношению к акциям ОМЗ, которые вследствие политических причин недооценены. Наблюдается некоторый оптимизм с осознанием рисков по отношению к акциям “АВТОВАЗа”. Акции “Силовых машин” интересны для покупки в ближайшие три года, акции “ИРКУТа” — в более долгосрочном периоде, акции “Северсталь-Авто” — в ближайшие полгода, а акции ГАЗа — в течение года-двух.

Олег ДУШИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.