Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Прозрачная ''железка'' — почти чудо

[10:20 09 января 2007 года ] [ Газета2000, 29 декабря 2006 ]

Государственная администрация железнодорожного транспорта “Укрзалізниця” отказалась от кредитов на обновление устаревшего технического парка.

Эта на первый взгляд рядовая техническая информация означает серьезнейший шаг по искоренению темных схем в одном из самых больших отечественных госпредприятий.

В структуре железнодорожной отрасли функции госуправления и хозуправления совмещены в руках гендиректора, имущественный комплекс четко не оценен, расчеты производятся без четкого контроля со стороны государства. В результате сегодняшнему руководству “Укрзалізниці” достались в наследство старые долговые обязательства, коррупционные схемы, изношенный подвижной состав, на который должны были пойти занятые деньги.

Теперь железнодорожники просто не в состоянии брать кредиты, погасить которые они заведомо не смогут. К тому же проблема обновления подвижного состава не решалась десятилетиями, так что потребности отрасли настолько огромны, что объемы необходимых средств просто несопоставимы с возможностями любого потенциального кредитора. Изношенность подвижного состава — в среднем на 60—70%!

Единственный работающий выход, который нашли на железной дороге, — введение открытых торгов по лизингу. Открытая тендерная система значительно уменьшает возможность для злоупотреблений. А лизинг — реальная возможность получить вожделенные новые вагоны даже при дефиците собственных финансовых средств.

Справка: Лизинг (от англ. to lease — сдавать в аренду) — долгосрочная финансовая аренда (на срок от года до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором по заранее установленной цене.

Преимущества лизинга в том, что арендатору не требуется единовременно выплачивать всю сумму — платежи погашаются равномерно в течение срока действия договора. Налоговые преимущества лизинга в том, что платежи по нему относятся на себестоимость лизингополучателя, что при применении механизма ускоренной амортизации приводит к значительному уменьшению базы по налогу на прибыль и позволяет получить существенную экономию по его уплате.

Арендная плата относится на себестоимость производимой продукции (услуг) и соответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль, а амортизация, которая исчисляется исходя из срока контракта, позволяет ускорить обновление материально-технической базы.

— Следует отметить, что лизинг — это новый способ кредитования для нас. И в Украине он буквально работает вот уже год-второй, — рассказал заместитель генерального директора “Укрзалізниці” Николай Сергиенко. — Почему мы его выбрали? Прежде всего он дает нам право приобретать подвижной состав без залога, который требуют банки. Залог — это наше имущество: запасные части, подвижной cостав. А наши банки требуют сегодня залог в трехкратном размере.

Мы видим опыт наших друзей-россиян. Они работают в этом направлении с 2003 года. И динамика приобретения подвижного состава для своих дорог за счет лизинга у них велика — на сегодня около 80 процентов.

Как показали расчеты, благодаря схеме рассрочки “Укрзалізниця” уже в следующем году сможет поставить на рельсы 200 пассажирских вагонов. Это в три раза больше, чем в нынешнем, когда в строй был введен только 61 вагон.

В случае успешной реализации данного проекта настоящий прорыв ожидается в грузовом секторе. В лизинг планируется взять 15 тысяч дефицитных полувагонов — 5 тысяч еще до конца этого года и 10 тысяч — в 2007-м.

При таких темпах закупок отечественные железные дороги смогут обеспечить оптимальный уровень состояния грузового парка уже через 3—4 года.

Средства для реализации проекта уже выделены. Только по итогам этого года на лизинговые закупки будет потрачено более 1 миллиарда гривен. А в 2007-м на эти цели запланировано израсходовать уже 5 миллиардов гривен.

На сегодняшний день наиболее приемлемый вариант для железнодорожников — сотрудничество с компанией “Укртранслизинг”, которая предложила самые выгодные условия финансирования модернизации подвижного состава и на практике подтвердила, что имеет реальные возможности полностью обеспечить потребности железной дороги.

— У нас подписаны контракты на 14 тысяч полувагонов на 2007 год с украинскими и российскими производителями, — сообщил глава правления ОАО “Укртранслизинг” Сергей Васютин.

Необходимо заметить, что предполагаемые размеры закупок “Укрзалізниці” сегодня превышают возможности отечественного вагоностроения. В этой ситуации железнодорожники не исключают, что дефицитная техника будет приобретаться и за рубежом, в частности в России.

Генеральный директор “Укрзалізниці” Владимир Козак так охарактеризовал положение дел: “Дай Бог, чтобы наша промышленность смогла обеспечить нас тем подвижным составом, который мы запросим. Потому что, как мы наблюдаем, вагоностроители поворачиваются спиной к проблемам железнодорожного транспорта. Я считаю, что это проблема не только наша, но и в целом промышленного комплекса страны”.

Еще один радикальный шаг по ликвидации непонятных финансовых схем — введение прозрачного механизма формирования транспортных тарифов. Бизнес никогда не устраивала та неопределенность, по которой они рассчитывались, и частота, с которой они пересматривались. Экспедиторы несли на работе с транспортной системой Украины огромные убытки — заключая договор с заказчиками на перевозку грузов в течение года по одним тарифам, уже через пару месяцев приходилось реально работать по другим. В результате Украина не могла в полной мере использовать свое стратегическое транзитное положение.

“Укрзалізниця”, похоже, желает сегодня покончить с порочной практикой закулисых расчетов. Отрасль внесла на рассмотрение правительства проект нового тарифного сборника, по которому все тарифы будут выровнены: перевозки одного и того же товара внутри страны, на экспорт и импорт будут стоить одинаково. Это навсегда закроет тему неравенства конкуренции.

“Укрзалізниця” также выступает за более четкие правила и полномочия для Минтранса и Минэкономики, которые должны будут вместе формировать тарифы. Предлагается даже вариант создания независимого органа, на котором так долго настаивает большой бизнес, — по типу федеральной тарифной комиссии, как в России.

Только прозрачность и открытость избавит железную дорогу от коррупции — иначе так и будет продолжаться ситуация, когда отдельные отрасли будут выбивать для себя скидки для перевозок своих товаров.

Например, сегодня металлурги имеют 40%ную скидку на экспорт своей продукции. В то же самое время 80% вагонов пригородного сообщения полностью исчерпали ресурс своей работы! “Но локомотивное хозяйство и главное управление локомотивного хозяйства вынуждены постоянно продлевать срок службы электричек и дизель-поездов”, — констатировал начальник Главного пассажирского управления “Укрзалізниці” Леонид Лобойко. Налицо решение проблем одной вполне успешной отрасли за счет другой, глубоко депрессивной.

Очевидно, что здесь речь идет уже о национальной безопасности. Ведь железнодорожный транспорт остается самым доступным для граждан Украины, осуществляя большую часть пассажирских перевозок по стране. Свободный общественный контроль, прозрачные механизмы работы этой сферы — не пиар-ход, а жесткая необходимость для всех нас.

Семен РЕЗНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.