Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Цена фиаско

[11:48 26 декабря 2007 года ] [ День, №227, 26 декабря 2007 ]

Украина может потерять право на проведение Евро-2012.

С Украины понемногу спадает массовая эйфория по поводу проведения на ее территории финальной части чемпионата Европы по футболу, обнажая далеко не радужную действительность — Украина еще не готова принимать у себя чемпионат такого масштаба. Поэтому, как отмечают члены общественной организации “Народный комитет Евро 2012”, на сегодня есть три сценария развития событий: Украина будет лишена права проведения чемпионата, Украина будет лишена права подготовки к чемпионату, и, наконец, Украина все же подготовится и проведет чемпионат. Пока последний вариант наименее вероятен.

Казалось бы, полным ходом идут подготовительные работы, о которых главным образом свидетельствуют заявления первых лиц государства, в которых речь идет о планах реконструкции стадионов, ремонта коммуникаций, сметах, специальных советах, комитетах, штабах и тому подобное... Но, по мнению специалистов, на самом деле воз, как говорится, и ныне там.

Взять хотя бы знаковое для подготовки чемпионата сооружение, ставящее под угрозу проведение Евро-2012 — недостроенныйторговый центр “Троицкий”, возвышающийся прямо перед НСК “Олимпийский”, нарушая основные правила безопасности. (О чем Украину предупреждал комитет УЕФА.) Как отмечает член Народного комитета, в прошлом один из лидеров “Поры” Евгений Золотарев, “УЕФА очень жестко поставила условие, что это сооружение не может стоять там, где будет проводиться финальный матч”. Более того, оно, согласно заявлениям и Президента Виктора Ющенко, и мэра Киева Леонида Черновецкого, должно было бы уже почить вечным сном. Однако не все так просто — кажется, финансовые интересы некоторых лиц стоят выше общегосударственных, ведь проведение чемпионата — это не только спортивное событие, но и в значительной степени экономическое и политическое.

Еще в середине ноября все работы на строительстве ТРЦ “Троицкий” должны были прекратиться. Леонид Черновецкий подписал решение о сносе торгово-развлекательного центра. Однако компания-застройщик “Юджин” ждет компенсации в размере 100— 120 миллионов долларов, которые государство пока что найти не может. Эксперт Андрей Юсов характеризует несостоятельность государства найти средства для демонтажа этого сооружения довольно категорично: “120 миллионов долларов — это может быть цена международного фиаско и провала Украины”. Он подчеркивает, что чемпионат в перспективе должен быть хорошим стартом для подъема экономики, и поэтому стоит заплатить эти миллионы, чтобы потом получить больше. Кроме денег, подчеркивают члены Народного комитета, есть вещи не менее важные — например, имидж страны, который деньгами не измерить.

Кроме решения городского главы, застройщиками был проигнорирован и указ Президента относительно демонтажа здания, угрожающего срывом проведения чемпионата. И застройщики, кажется, не ошиблись: уже в начале декабря Виктор Ющенко встречался с руководством Киева, и в ходе этой встречи было решено не сносить этот злополучный ТРЦ. Вместо этого было рассмотрено предложение построить стадион для проведения финала Евро-2012 на месте танкового завода в Дарницком районе. Тогда же секретарь Киевсовета Олесь Довгий рассказал журналистам, что такую инициативу, выдвинутую Институтом урбанистики, Виктор Ющенко и руководство города признали приоритетной. Также в том районе планируют построить новый жилой массив, где будут расселять туристов во время проведения Евро 2012, а после чемпионата этиквартиры заселят жители столицы.

Таким образом, несмотря на давление Народного комитета, быстрый снос недостроенного здания сегодня выглядит более чем сомнительным. Это подтверждают и анкеты арендаторов торгово-развлекательного центра “Троицкий”, уже некоторое время “гуляющие” в интернете. Золотарев объясняет это просто: “Все понимают, что здесь можно поторговаться”. При этом он отмечает, что план постройки нового стадиона в Дарницком районе не отвечает экологическим нормам — в двух километрах от запланированного места строительства находится мусоросжигательный завод. Кроме того, в заявке Украина указывала в качестве места проведения финального матча именно НСК “Олимпийский”.

Разрабатывая программы проведения чемпионата, под финансирование “протягивают” и проекты, которые не имеют никакого отношения к событию, а только забирают государственные средства и тормозят подготовку в целом. К ним Народный комитет относит, скажем, сооружение моста через Керченский пролив. Также, отмечают члены общественной организации, многие проекты нерентабельны, и поэтому можно обойтись значительно более простыми. Так, неудачной кажется идея (ее не раз озвучивал сегодня экс-министр транспорта и связи Николай Рудьковский) относительно строительства автобана категории “А” Львов—Донецк, которая обойдется государству почти в 7,5 миллиардов евро, что на 30— 40% дороже автомагистрали Киев—Одесса и значительно дороже, чем строительство аналогичной дороги где-нибудь во Франции или Германии, подчеркивает один из членов общественной организации Александр Арбузов. Простая арифметика: один километр дороги — 6 миллионов 200 тысяч евро. “Это экономически невыгодно”, — говорит Арбузов. Он уверен, что в данной ситуации можно обойтись строительством не автобана, а хорошей дороги категории “1Б”. “Это втрое дешевле”, — приводит он один из аргументов. Следует просчитывать в долгосрочной перспективе, считают члены Народного комитета, нужно ли вкладывать такие деньги в автобан, без которого в дальнейшем Украина может обойтись.

“Инородным” проектом называют и утвержденный в программе по подготовке к Евро 2012 проект переоборудования Одесского порта, на который предусмотрено 4 миллиарда гривен. Арбузов иронизирует, не немецких ли болельщиков собираются там отгружать? Ну и, наконец, вечный вопрос модернизации железной дороги. Как только Украина получила право на проведение финальных матчей чемпионата Европы по футболу, как снова пошли разговоры о поездах, которые будут развивать скорость до 200 км/час. Эксперты отмечают, что это в нынешних условиях невозможно, и поэтому не стоит на это тратить время и средства. Что касается инвесторов, то они не придут туда, где господствуют непрозрачные схемы. Хотя транспортный сектор Украины для них довольно привлекателен, особенно это касается аэропортов. В общем же подготовка к чемпионату в Украине, по заключениям членов Народного комитета, больше похожа не на всенародное и общегосударственное дело, а на мозаику, которую пытаются слепить вместе.

Народный комитет сообщил журналистам, что намерен требовать от правительства создания единой общегосударственной программы, которая должна быть готова уже весной. В противном случае Украина может потерять свой шанс, а с ним и авторитет, и экономические перспективы. Кроме того, при наличии единой программы будет меньше возможностей поживиться государственными средствами, ведь ни для кого не секрет, что такие масштабные события “кормят” не одного чиновника.

На сегодня в действиях властей нет также единства и скоординированности. Андрей Бондаренко приводит такой пример: Президент отметил, что на всю подготовку к Евро 2012 нужно около 65 миллиардов гривен, в то время как Рудьковский указывает, что только на транспорт нужно $20—25 миллиардов. А Черновецкий говорит, что во время чемпионата Киев ожидает около 150 тысяч туристов, в то время как по информации одного из его заместителей их будет 600 тысяч.

Неоспоримым плюсом единой программы является и то, что делом будут заниматься конкретные люди, с которых потом можно будет спрашивать за сделанное или несделанное. Более того, общественная организация поставила ультиматум относительно сноса ТРЦ “Троицкий”. Иначе, по словам Золотарева, она перейдет “к акту общественного неповиновения”. “И эти акции будут успешными и результативными” — ни на минуту не сомневается опытный “порист”.

Кроме глобальных проблем, существуют и, казалось бы, второстепенные. Они, в то же время, являются важными — это уровень обслуживания в гостиницах, качество еды в фаст-фудах, неразвитая система оплаты международными платежными карточками в супермаркетах, незнание английского языка теми людьми, которые будут непосредственно работать с туристами. Кроме того, государству стоит подумать о рекламе чемпионата, его пропаганде, считают члены общественной организации.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.