Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Не доделили

[17:12 28 марта 2007 года ] [ Деловая столица, №13, 26 марта 2007 ]

Сфера госзакупок — слишком лакомый кусок, чтобы долго оставаться под контролем одного ведомства

Желание получить контроль над десятками миллионов гривень, ежегодно выделяемых бюджетом на проведение госзакупок, усиливает законотворческий зуд министерских чиновников. Несмотря на то что обновленная версия Закона “О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства” работает лишь чуть более года, правительство опять готовит законодательные новации в этой сфере. На сей раз переделить собираются кураторство над информационным обеспечением проведения госзакупочных тендеров, а также проверочные полномочия фискальных структур.

Минфин потеснил АМК

12 марта вступили в силу отдельные положения новой редакции госзакупочного закона, утвержденные парламентом в феврале прошлого года. Указанные нормы оговаривают создание нового госоргана — Межведомственной комиссии по вопросам госзакупок с весьма широкими полномочиями, которая станет контролировать деятельность тендерных комитетов, создающихся для определения будущего поставщика требуемых госучреждениям товаров или услуг. Получив от тендерного комитета отказ в предоставлении запрашиваемых ею документов, комиссия может инициировать расторжение сделки между госструктурой-заказчиком и победителем тендера. Приостановить перечисление средств на счет продавца она может и в том случае, если проигравший участник тендера захочет обжаловать его результаты.

Наконец, именно комиссия должна определить методику расчета сумм убытков продавца, если сделки будут расторгнуты по причине несоблюдения заказчиком госзакупочной процедуры при приобретении товаров. И ее решения можно будет обжаловать только в судебном порядке. По закону кураторство над комиссией возложено на Антимонопольный комитет, который определен как главный контролирующий орган в сфере госзакупок. Однако реальным ее “хозяином”, судя по всему, станет Минфин.

Стоит сказать, что на сей раз правительство без промедления взялось исполнять прописанные в законе требования, и уже через несколько дней после вступления в силу упомянутых норм госзакупочного закона новая Межведомственная комиссия по поручению премьера была создана. Возглавил ее первый заместитель министра финансов Вадим Копылов. Главе же Антимонопольного комитета Алексею Костусеву досталась скромная должность секретаря комиссии (в ее состав входят депутаты, представители Счетной палаты, ГлавКРУ, Госказначейства, АМК, Министерства экономики и Тендерной палаты). Наблюдатели полагают, что при таких раскладах кураторство Антимонопольного комитета над комиссией превращается в чистую фикцию. Реальный надзор за созданным органом будет осуществлять Минфин, взяв, таким образом, под контроль весьма полноводный финансовый поток.

Тендерную палату подвигают

Но до окончательного распределения контролирующих полномочий в госзакупочной сфере еще далеко. Правительство, явно не без участия все того же Минфина, главным образом его руководителя Николая Азарова, уже разработало очередные правки к профильному закону и надеется, что они будут приняты уже на текущей парламентской сессии. Очередным законопроектом предлагается отобрать нынешние полномочия у Тендерной палаты ТПУ. По словам Виталия Лукьяненко, советника первого вице-премьера Николая Азарова, Кабинет Министров намерен оставить ТПУ лишь функции общественного контроля, лишив ее монопольного права на обнародование объявлений о тендерных закупках. Стоит сказать, что аналогичные предложения правительство уже пыталось законодательно оформить в октябре прошлого года. Однако тогда дальше их обсуждения в рамках специальной рабочей группы дело не пошло.

По действующим правилам, без предварительного сообщения о предстоящих закупках в печатном бюллетене Тендерной палаты или специализированных интернет-ресурсах невозможно провести ни один конкурс по отбору поставщиков, обеспечивающих потребности государственных учреждений. На ТПУ, в свою очередь, возложена функция проверки правильности оформления сообщения о тендерах, а также факта размещения соответствующего сообщения в интернете. И, как считают эксперты, Тендерная палата сумела воспользоваться данными ей полномочиями. Оказалось, что всем требованиям к интернет-ресурсам, где нужно размещать сообщения о предстоящих тендерах, отвечает только один веб-сайт — “Портал “Государственные закупки Украины”, которым владеет ООО “Европейское консалтинговое агентство” (ЕКА). Соответствующее заключение выдала все та же Тендерная палата. Сознательное рождение монополиста в ТПУ отрицают. “Мы не виноваты в том, что только одна структура смогла создать веб-ресурс, который отвечает всем техническим требованиям”, — уверяет вице-президент Тендерной палаты Людмила Кравченко.

Однако в ТПУ явно лукавят. Ведь речь идет не просто о размещении информации, а об освоении бюджетных средств, выделяемых на государственные закупки, — разместить сообщение о тендере на портале невозможно, предварительно не выложив весьма солидную сумму за услугу по оформлению заявки. К примеру, в Государственной службе автомобильных дорог жалуются, что за 2006 г. отдали ТПУ около 0,5 млн грн. “В 2007 году мы только на объявление тендеров по научно-исследовательским работам должны отдать около 300 тыс. грн., не говоря уже о тендерах по объектам строительства”, — рассказал “ДС” глава “Укравтодора” Владимир Демишкан. В Ассоциации городов Украины напрямую говорят о том, что такие правила фактически узаконили “информационные откаты”, которые составляют до 5% от суммы госзакупочной сделки. Ведь ТПУ имеет право оспорить в суде все тендерные сделки, если найдет нарушения со стороны заказчиков либо государственных контролирующих органов. А таковым вполне может оказаться неправильное информирование о предстоящем тендере.

Впрочем, лишение ТПУ ее нынешних прав в части информационного обеспечения закупаемых за государственные средства товаров вовсе не означает, что такие права не присвоит иная структура, скажем, созданная при Минфине или под началом все той же Межведомственной комиссии по вопросам госзакупок. В самой Тендерной палате все инициативы по разработке новых версий закона о госзакупках без ее непосредственного участия считают происками коррупционеров. И, очевидно, знают, о чем говорят. Напомним, что действующая версия закона, наделившая ТПУ упомянутыми полномочиями, разрабатывалась при непосредственном участии почетного президента Тендерной палаты, депутата Раисы Богатыревой, двух первых вице-президентов — Ксении Ляпиной и Людмилы Кириченко, бывшего президента ТПУ Николая Одайника и нынешнего главы наблюдательного совета Тендерной палаты Александра Ткаченко.

Екатерина ПРИЩЕПА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.