Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Нарушение без наказания

[10:42 23 марта 2006 года ] [ Экономические известия, №50 (355) ]

По наблюдениям Комитета избирателей Украины, практически все политические силы, активно участвующие в выборах, задействуют нелегальные схемы финансирования избирательных кампаний.

Однако украинское законодательство не предусматривает каких-либо санкций к нарушителям финансовой дисциплины на выборах.

Материальное обеспечение всенародного волеизъявления можно разделить на два финансовых потока. Источником одного из них служит государственная казна. Второй состоит из материальных ресурсов, вкладываемых в выборы самими участниками кампании. И если в первом случае с происхождением денег все предельно ясно: они поступают из кармана налогоплательщика. То в отношении “родословной” капиталов партий и блоков, участвующих в избирательном марафоне, везде и всегда существуют вопросы. В связи с этим в избирательном законодательстве любой страны присутствуют положения, которыми оговаривается, каким образом и из каких средств субъекты избирательного процесса оплачивают свое участие в гонке. Не является исключением и Украина. Отечественным законом о выборах народных депутатов предусмотрено создание избирательных фондов партий и блоков, которые формируются за счет собственных средств участников выборов, а также путем добровольных взносов физических лиц.

Спонсировать избирательные кампании отечественных партий и блоков могут только украинцы. Иностранцы и лица без гражданства лишены такого права. Запрещено также пополнять избирательные фонды анонимно, без указания фамилии, адреса и паспортных данных. Размер частного пожертвования ограничивается четырьмя сотнями минимальных зарплат (около 140 тыс. грн.). А вот объем собственных средств партий и блоков, которые они могут перечислять на свои накопительные счета, не имеет пределов. Как и размеры их избирательных фондов. Снятие этого ограничения перед нынешними выборами должно было, по мнению инициаторов соответствующего изменения в закон, устранить порочную практику “очковтирательства”, к которой были вынуждены прибегать практически все участники выборов. Ведь расходы на изготовление агитационной продукции, оплаты труда работников избирательных штабов, аренду офисов, рекламу в СМИ и прочую “атрибутику” избирательной кампании неизменно превышали даже самые смелые прогнозы экспертов и самые демократичные лимиты.

Однако финансовая либерализация избирательного законодательства, как оказалось, не помогла установлению прозрачности в бухгалтерии выборов. От прежнего закона о парламентских выборах в новой его редакции сохранилась норма о том, что тратить средства с текущих счетов избирательного фонда партии и блоки могут только в безналичной форме. Поскольку это предусматривает оформление соответствующих финансовых документов, то обеспечивает ясность и открытость в продвижении денежных потоков. Однако для страны, в которой значительная часть финансовых отношений все еще пребывает в тени, подобная транспарентность нереальна.

Масштабы использования теневых средств во время нынешней избирательной кампании обещают стать рекордными за всю историю независимой Украины. Ведь только официальные суммы расходов партий и блоков на рекламу и агитацию выросли по сравнению с прошлыми избирательными кампаниями в несколько раз. Соотношение же легальных расходов и теневых трат, как сообщил эксперт по вопросам финансирования избирательных кампаний Игорь Марков, составляет один к трем, а иногда — и к четырем. Большинство средств, используемых вне рамок избирательных фондов, идет на оплату услуг агитаторов, штабистов, разносчиков многочисленной рекламной продукции. Ведь не станешь же заключать договор на каждые двадцать долларов, выдаваемые, скажем, студентам, стоящим у палаток! Еще один распространенный метод ухода от “засветки” денег — указание в выходных данных заниженного тиража. Поскольку фиксируемое число экземпляров, скажем, плакатов, намного меньше реального, то и сумма, которую необходимо перечислить со счета избирательного фонда, существенно сокращается. Неучтенный же тираж оплачивается черным налом.

Но куда больше вопросов к источникам денежных поступлений в избирательные фонды. Да, их могут перечислять партии из своих партийных касс. Но вот путь, который средства прошли до того, проследить невозможно. Именно эту проблему имел в виду глава Центральной избирательной комиссии Ярослав Давыдович, когда заявлял о том, что по завершении кампании ЦИК намерена проверить механизмы наполнения избирательных фондов всех партий и блоков. По закону, участники выборов обязаны составить отчеты о своей финансовой деятельности, связанной с избирательной кампанией. Если Центризбирком ограничится лишь изучением документации, предоставленной субъектами выборов, то ожидать каких-то разоблачений можно едва ли. Но даже если ЦИК инициирует свой аудит, выявленных нарушителей не ожидает ничего, кроме общественного порицания. В отечественном законодательстве не предусмотрено никакого наказания за пренебрежение финансовой дисциплиной в ходе избирательной кампании.

Ольга ДМИТРИЧЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.