Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ослабление металла

[12:45 01 сентября 2005 года ] [ Киевские ведомости, №179 (3565) ]

Эксперты выделили сильные и слабые стороны металлургического сектора Украины, чтобы помочь предприятиям ГМК в построении защитной стратегии для нивелирования отрицательных факторов.

До того как мировая металлургия окажется в стагнационной “ловушке”, о чем говорят зарубежные и украинские эксперты, целесообразно провести детальный анализ положения дел в отрасли.

Сильные стороны

Украина владеет хорошей сырьевой базой железной руды и металлолома. За счет рационального использования этого сырья при одновременном повышении эффективности применения местных топливно-энергетических ресурсов может быть достигнуто значительное повышение конкурентоспособности украинской металлопродукции.

Сегодня же в отношении сырья наблюдается ситуация, противоречащая здравому смыслу: при условии стопроцентной обеспеченности потребностей Украины в железой руде этот товар ввозится из других государств. Причина такого дисбаланса — в неравномерном распределении ГОКов между собственниками сталелитейных комбинатов.

Еще одной сильной стороной отечественной металлургии являются научные разработки. В частности, Украина владеет уникальными технологиями пылеугольного вдувания, внедрив которые, страна может снизить себестоимость производимого металла на 10-20%.

Также национальные производители хорошо обеспечены дешевой электроэнергией. Однако с принятием Кабмином в конце июля постановления о поэтапном введении единых тарифов на электроэнергию промышленные производители “металлургических” регионов — Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей — будут платить за электричество в 1,5 раза больше, чем сейчас. Это начнет подкашивать их конкурентоспособность.

Несмотря на жалобы сталеваров на нехватку вагонов и плохой сервис “Укрзализныци”, стоит отметить, что структура железнодорожного и морского транспорта в Украине достаточно развита, чтобы причислить ее также к числу сильных сторон.

Несомненно, еще один положительный фактор — высокая концентрация производств. В Украине комбинаты построены рядом с ГОКами, что минимизирует транспортные расходы.

Слабые стороны

Хотя в сталелитейной отрасли наблюдается избыток производственных мощностей, большая часть из них устарела. В Украине до сих пор около 47% железа выплавляется по затратной мартеновской технологии, от которой уже отказались почти все страны.

Другой досадной особенностью украинской металлургии является скромная номенклатура. Не секрет, что Украина специализируется на низкокачественном товаре — слитках и полуфабрикатах. Переделывать эту продукцию в автолист и другие дорогостоящие изделия страна не спешит.

Еще одной болезнью украинских метпредприятий стал устаревающий станочный парк и недостаток оборотных средств. Так, если группа “ИСД” более или менее уверенно обновляет свои заводы и умудряется приобретать объекты за рубежом, то у “Привата” с этим дела обстоят не столь радужно. Стоит ли говорить о том, что украинские компании “не потянут” ту цену, которую предложат за комбинат “Криворожсталь” иностранные корпорации?

Что касается выпускаемой продукции, то стандарты ее качества не соответствуют зарубежным. Отсутствие в отдельных случаях сертификации продукции в соответствии с мировыми требованиями создает сложности при продаже.

Несмотря на то что сертификация служит гарантом поступления на рынок исключительно товара высокого качества, данная процедура предполагает финансовые затраты по сопровождению сертификата. Имеются в виду оплата визитов аудиторов или проведение испытаний в независимых лабораториях.

Таким образом, при отсутствии реальной перспективы продаж вряд ли стоит начинать процедуру сертификации и вкладывать дополнительные средства независимо от того, поставляет завод продукцию по соответствующему стандарту или нет. Иными словами, необходимо оценить рентабельность сертификации (сравнить затраты на ее проведение с возможной прибылью от продаж на данном рынке и доказать целесообразность сертификации), так как расходы на ее проведение, а главное, постоянное подтверждение выданного сертификата могут нивелировать всю прибыль от небольших поставок продукции на конкретном рынке.

Эффективность продаж украинского металла также ограничена недостаточно структурированной сетевой работой в области сбыта. Если международные корпорации, как, например, , давно раскинули разветвленные торговые сети и имеют сотни представительств в разных континентах, то украинские меткомбинаты пока “прощупывают” только азиатский и ближневосточный регионы.

Наконец, самой досадной слабостью отрасли является правовое поле и практика ценообразования на металлургическую продукцию. О необходимости качественных изменений механизма правового регулирования отношений говорят не только украинские предприниматели и правоведы, но и представители международных институтов. Так, по мнению члена Европейской комиссии, комиссара по вопросам торговли Паскаля Лами, несовершенство национального законодательства о ценообразовании — одна из основных преград для получения Украиной статуса страны с рыночной экономикой.

Так, Хозяйственный кодекс Украины установил исчерпывающий перечень методов госрегулирования цен. Эта норма соответствует Конституции. Однако в соответствии с Законом “О ценах и ценообразовании” Кабмин вправе устанавливать “другие методы регулирования цен и тарифов”, то есть не предусмотренные законом. В итоге полномочия правительства в соответствующей сфере размытые.

Выгодно отличается в этом плане проект закона Российской Федерации “Об основах ценовой политики”, содержащий нормы, которые точно определяют сферы госрегулирования цен, виды товаров и услуг, тарифы, которые подлежат регулированию на федеральном уровне и на уровне субъектов федераций. Нормы законопроекта не допускают множественности толкований, просты в применении. Что касается цен на металлургическую продукцию, то вопросы обоснованности их уровня находятся под контролем правительства РФ.

Опираясь на приведенный опыт соседнего государства, а также на работы экономистов и юристов, можно выделить рекомендации, позволяющие усовершенствовать законодательную базу в сфере регулирования цен.

Во-первых, нормы ХКУ должны напрямую учитывать сферы, в которых допускается регулирование цен органами власти и местного самоуправления.

Во-вторых, специальный закон о ценообразовании должен содержать исчерпывающий перечень товаров и услуг, цены, которые подлежат властному регулированию.

В целом в сложившихся условиях оптимальным способом внесения изменений стало бы принятие закона о ценах и ценообразовании в новой редакции.

Вместе с тем в условиях рыночного ценообразования отрасль использует ресурсы (газ, электроэнергию, топливно-энергетические ресурсы), цены которых по-прежнему регулируются государством, что позволяет ему косвенным образом (через регулирование транспортных тарифов) воздействовать на относительную конкурентоспособность предприятий.

Однако “своеобразие” государственного воздействия на конкурентоспособность металлургии в том, что удорожание стоимости вышеперечисленных составляющих себестоимости металлопродукции провоцируется при явно неблагоприятной конъюнктуре рынка, что соответственно приводит к мультипликативному падению конкурентоспособности отечественного металла.

Денис ЗАКИЯНОВ,

Елизавета ЖДАНКО

Комментарии

Юрий Бутов, председатель профкома Макеевского металлургического завода:

— Правительство только демонстрирует озабоченность кризисным состоянием металлургии, но ничего не предпринимает. Отрасль, прежде всего, требует создания паритета цен на металл и горнорудное сырье, удешевления транспортных тарифов. Необходимо снижать себестоимость металла, у нас же все наоборот.

Владимир Бойко, председатель правления ОАО “ММК им. Ильича”:

— Цена на горячекатаный рулон стали снизилась на 200 долл., на холоднокатаный — на 200 долл. с лишним. На нашем комбинате в июне стоимость валовой продукции по сравнению с предыдущим месяцем упала на 100 млн. грн. А из-за того, что металлурги теперь меньше покупают концентрата и руды, горнодобывающие предприятия, по моим расчетам, также недополучат примерно 30% прибыли. Руда и концентрат уже снизились в цене на 40%. Кризис преодолеть можно, если создать межведомственную комиссию по урегулированию цен на энергоносители и на железнодорожные тарифы.

Сергей Матвиенков, народный депутат Украины, член фракции “Регионы Украины”:

— В сложившейся ситуации металлургической отрасли остается одно: искать пути выживания. И выход только в возвращении на внутренний рынок. Удары, нанесенные по металлургии, скоро откликнутся на машиностроении, судостроении. Нам необходим внутренний рынок — хотя бы как в России, хотя бы на 50%. Развитие и конкуренция на внешних рынках нам тоже нужны, но для этого следует иметь нормальные правила игры внутри: по ценообразованию, НДС, амортизационным отчислениям.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.