Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

29 лет до справедливости

[11:47 01 июня 2005 года ] [ Корреспондент, №20 (159) ]

На реприватизационном фронте назревает поражение власти. Обещанный Президентом пересмотр приватизационных сделок, которые отличаются наибольшим правовым нигилизмом, до сих пор не более чем обещание.

Выяснилось, что у команды Виктора Ющенко не было никакого плана пересмотра итогов приватизации. Ситуация, когда предприятия в напряжении ждут приговора — кого будут "трусить", а кого оставят в покое — вредит экономике и имиджу новой власти даже больше, чем быстрая реприватизация или же полный отказ от этой затеи.

Правительство выбрало наиболее удачный способ дискредитировать собственную идею реприватизации — с помощью нагнетания страхов вокруг черных списков предприятий, приватизация которых прошла с нарушениями. Безусловно, процесс пересмотра итогов приватизации не должен охватить все предприятия. Соответственно, количество "проблемных" компаний будет ограниченным. Однако уже три месяца по украинскому медиа-пространству гуляют разные версии черных списков, пугая собственников предприятий, их бизнес-партнеров, и нанося таким образом вред экономике.

В то же время те чиновники, которые персонально ответственны за политику в сфере приватизации, — Анатолий Кинах, первый вице-премьер, Петр Порошенко, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, — постоянно подливают масла в огонь, стараясь создать максимальную интригу вокруг списков. Они делают заявления с намеком на то, что в них может оказаться каждый.

Искусственное затягивание этого процесса очень напоминает призыв к потенциальным жертвам идти к вышеозначенным чиновникам с чемоданами денег и договариваться о том, чтобы к ним отнеслись "по-хорошему" и не включали в список. Очень удобная позиция для власти, но для экономики это чревато потерями.

Парадоксально, но по оценке самих же олигархов, правительство еще не смогло подготовить необходимую законодательную базу для реприватизации. То есть "списки" плодятся с неимоверной скоростью, а реального и прозрачного механизма, который бы обеспечивал реприватизационный процесс, никто еще не создал. До сих пор, спустя шесть месяцев после оранжевой революции, непонятны критерии, в соответствии с которыми одни приватизационные сделки стоит считать справедливыми, а другие — нет.

Сейчас уже можно констатировать, что новая власть проиграла реприватизационную борьбу на юридическом поле. Не приняв достаточно ясного закона, который бы позволил быстро закрыть вопрос претензий государства к тем или иным покупателям, она вместо этого пыталась создать "ручной" механизм управления государством.

Однако те, кого называют олигархами, — тоже не мальчики для битья. Уж чему-чему, а методам лоббизма и искусству юридических войн они обучены. И на этом поле они если не переиграют государственных прокуроров то уж наверняка смогут сделать ситуацию патовой, когда рассмотрение дел в судах будет затянуто до бесконечности. Естественно, от этого будут про игрывать все, а в первую очередь предприятия, которые остро нуждаются в инвестициях.

Для того чтобы отсудить то или иное предприятие, необходимо потратить как минимум год на судебный процесс. Таким образом, если в поле зрения государства попало 29 предприятий, то, утрируя, можно сказать, что украинским судам предстоит минимум 29 лет судебных процессов.

Политиканы в правительстве хотят сделать себе имя (или, возможно, даже состояние) на образцово-показательной борьбе с олигархами. Тем не менее такой расклад дает прекрасный шанс этим самым олигархам воспользоваться своими предприятиями, как щитом, и политически переиграть своих врагов-чиновников, говоря: "Смотрите, из за ваших бесконечных судебных претензий наши компании страдают, их финансовое состояние ухудшается, рабочие не уверены в завтрашнем дне”. И они будут в целом правы.

Таким образом, у власти осталось дна пути — либо напрячься и все таки “родить” законодательную базу для пересмотpa преступных сделок, или же набраться политического мужества и сознаться в собственной политической и профессиональной некомпетентности. Однако шансов на то, что первый вариант станет реальностью, становится все меньше. Время работает против власти. Чем ближе к политической реформе и парламентским выборам, тем тяжелее членам команды Ющенко делать вид что они едины и настроены прагматично.

Крупные предприниматели — потенциальные субъекты реприватизации — в неофициальных беседах утверждают, что законопроекты, которые сейчас созревают в парламенте, никоим образом не представляют для них серьезной опасности. Одни из них просто не пройдут голосования, а слабость других проектов настолько очевидна, что граничит с безграмотностью.

Безусловно, отказываться от привлекательных лозунгов, под которыми нынешняя команда пришла к власти, тяжело и политически опасно. Но откровенное признание в данном случае лучше. Вполне возможно, что правительству следовало бы начать разъяснительную работу среди своих сторонников. Для того чтобы показать, что в нынешней ситуации отказ от революционных планов — тяжелое, но единственно возможное и правильное решение.

Игорь ЛУЦЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.