Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Толстый и тонкий

[08:20 27 декабря 2005 года ] [ Контракты, №52 ]

Капиталистами 2005 года, по версии еженедельника “Контракты”, признаны Константин Жеваго и Виктор Пинчук.

В конце года “Контракты” традиционно определяют капиталиста года — крупного собственника, в своей деятельности соответствовавшего основным тенденциям уходящего года и самостоятельно задававшего такие тенденции. Капиталистом-2004 мы определили “в меру воспитанного” Рината Ахметова, на протяжении прошлого года сумевшего нарастить свои официальные активы до заоблачных высот. В году уходящем мы не смогли выбрать капиталиста года в единственном числе. Номинантов оказалось двое — Константин Жеваго (группа “АвтоКрАЗ”, именуемая также группой “Финансы и Кредит” или группой Полтавского ГОКа — по названию основных активов) и Виктор Пинчук (корпорация “Интерпайп”). Оба бизнесмена по итогам года идеально подходят под определение “самый-самый”: первый со знаком плюс, второй со знаком минус. Список активов, приобретенных в текущем году группой Жеваго, оказался весьма внушительным. В течение 2005 года ХК “АвтоКрАЗ” купила у российской группы “Альянс” Стахановский вагоностроительный завод. По неофициальной информации, группа (точнее, “компании, аффилированные со структурами, дружественными окружению бизнесмена” — журналистская предосторожность, необходимая при описании жизнедеятельности мелких и средних олигархов) также купила у корпорации “Бринкфорд” Давида Жвания судостроительный завод “Залив”. Трехлетнее безуспешное противостояние АвтоКрАЗа и Фонда госимущества в вопросе о собственности холдинга “Лугансктепловоз” в текущем году, похоже, разрешилось в пользу группы Жеваго. Напомним, в 2001 году ФГИ признал несостоявшимся конкурс по продаже 76% акций завода, единственным участником ко­торого была ХК “АвтоКрАЗ”. Однако четыре года спустя сначала Печерский райсуд, а позднее Хозяйственный суд Киева признали итоги приватизации незаконными — и, если не случится ничего неординарного, инвестором Лугансктепловоза станет АвтоКрАЗ. Дочерняя фирма Полтавского ГОКа “Ферротрейд” в декабре закончила консолидацию активов шахты “Новая”, купив у ФГИ 50,57% акций компании “Восток-руда” вдобавок к уже имевшимся 49,43%. Список активов группы Жеваго в 2005 году пополнился еще и шинным заводом “Росава”, приобретенным у Александра Ярославского. В нынешнем году АвтоКрАЗ, едва ли не первой из компаний, контролируемых т. н. олигархами вышел на рынок частных размещений, выручив за 5% акций 4,5 млн. долларов. А постоянно возникающие сообщения об IРО (точнее, о размещении акций на открытом рынке) не то Полтавского ГОКа, не то банка “Финансы и Кредит” спровоцировали рост интереса портфельщиков к активам всей группы “АвтоКрАЗ”.

Для Виктора Пинчука, напротив, 2005 год выдался крайне неудачным. Главная потеря всесильной в последние годы президентства Леонида Кучмы корпорации — Криворожсталь: компаниям, входящим в Интерпайп, принадлежит 43,25% в прославленном консорциуме “Инвестиционно-металлургический союз” (экс-собственник криворожского меткомбината). Под вопросом и право собственности на главный пока актив Интерпайпа — Никопольский завод ферросплавов. Дело о законности приватизации контрольного пакета акций завода сейчас рассматривается и пересматривается в судах различной инстанции. Однако не в пользу Пинчука — неосторожное октябрьское высказывание Виктора Ющенко: дескать, одним из активов, которые будут приватизированы в следующем году, станет НЗФ.

Кабмин, Минпромполитики и Фонд госимущества все чаще заявляют о необходимости пристальной проверки реструктуризации Никопольского южнотрубного завода. Основным бенефициаром реструктуризации, напомним, оказалась корпорация Пинчука, сумевшая получить контроль над шестью заводами, созданными на базе цехов некогда крупнейшего в Европе трубного завода. “Домашний” банк Интерпайпа — Кредит-Днепр — в течение года лишился 10% активов — и это при росте активов всей банковской системы на 43% Другой банк, входящий в орбиту корпорации зятя бывшего президента — Укрсоцбанк — в ближайшее время и вовсе сменит собственника. Сейчас заинтересованность в покупке Укрсоцбанка проявляют французский Societe Generale Интеза (Италия) и ErsteBank (Австрия). По информации Контрактов, сделка должна состояться уже в феврале 2006 года.

Но успехи одного и поражения другого — далеко не главная причина называть Константина Валентиновича и Виктора Михайловича капиталистами года. Дело в ином — именно деятельность Жеваго и Пинчука на протяжении последних одиннадцати месяцев показала, как следует вести бизнес в поствыборный год, который, к тому же, еще и предвыборный. Такой год богат криками, громкими разоблачениями, кулуарными и уличными войнами. Как показал опыт Жеваго, развивать бизнес в таких условиях можно. Втихомолку, отстранившись от политической борьбы, аккуратно поддерживая провластную партию (брат Константина Валентиновича — Олег — долгое время претендовал на проходное 40-е место в списке НСНУ). Стратегию, которую успешно воплощает Жеваго — возвращение в украинский крупный бизнес собственников, имена которых гремели еще три-четыре года назад, но с тех пор подзабылись (Константин Григоришин, Валерий Хорошковский еtс).

Два года назад казалось, что бизнес-активность АвтоКрАЗа подошла к концу: потеряны Луганск- и Одессаоблэнерго, проиграна приватизация Запорожского алюминиевого комбината, сданы позиции на Ровноазоте. Сейчас — новый рывок.

Деятельность АктоКрАЗа — неплохой пример отношения власти к крупному капиталу. Машиностроительно-рудная экспансия Жеваго — свидетельство того, что любой власти (кем бы она ни была представлена и какие бы лозунги не провозглашала) крайне необходима поддержка со стороны крупного бизнеса. В противном случае “дело Лугансктепловоза” так и осталось бы пылиться в судах — как это и происходило с 2001 по 2004 годы. Ко всему группа “АвтоКрАЗ” избрала исключительно правильную тактику развития бизнеса: не ввязываясь в схватки с собственниками более крупного калибра за металлургические и сырьевые активы, группа взамен собирает под свое крыло все еще убыточные, но очень перспективные активы в еще неподеленных отраслях. Сейчас все инвестиционные аналитики твердят о светлом будущем украинского машиностроения. Здесь у АвтоКрАЗа уже сейчас весьма неплохое положение. Машиностроительная корпорация в составе активов АвтоКрАЗа, Лугансктепловоза и Стахановского вагонозавода при благоприятном стечении обстоятельств и вовремя проведенной модернизации способна конкурировать с российскими “Силовыми машинами” и “Объединенными машиностроительными заводами”. Шинный бизнес группы — “Росава”, дополненная заводом “Валса”, производящим шины для сельхозтехники — может побороться и за большую долю на российском рынке.

Задача Пинчука была другой — сохранить накопленную собственность и заставить власть забыть прегрешения последних лет. Соответственно, другой была и избранная тактика: как можно больше бывать на публике, активно налаживать контакты с международными политиками и бизнесменами, спонсируя их деятельность (например, путем создания т. н. группы Yalta European Strategy, где задействованы британские парламентарии, французские чиновники и немецкий политолог Рар), светиться в прессе — в большей степени, зарубежной. Проще говоря, создавать имидж на будущее, чтобы политическая поддержка из-за рубежа (что украинская власть ценит превыше всего) стала не эфемерной, а осязаемой. И еще вопрос: с чем бы остался Пинчук, не пойди он путем превращения из олигарха в публичного политика.

На примере хозяина Интерпайпа, можно также понять, как нынешняя власть будет выстраивать отношения даже с самыми неугодными бизнесменами. Как раз Виктор Михайлович выглядел основным кандидатом на заклание, в случае, если бы новая власть решилась на “дело Ходорковского по-украински”. Обстоятельства, игравшие против Пинчука в начале года — лучше не придумаешь: олигарх, зять “сверженного” экс-президента, право собственности на львиную долю бизнеса оспаривается в судах, а конкуренты уже готовы растащить корпорацию на части. Однако на повторение российского сценария власть не пошла — а, значит, не пойдет и впредь: если, конечно, олигарх не будет зарываться. Пинчук, при всей своей экспрессивности, зарываться не стал. Его поведение — на грани нелояльности, и другие олигархи (или как выражается Пинчук, “представители крупного национального капитала”) должны быть благодарны за публичную демонстрацию этой грани.

Два бизнесмена, две стратегии, две линии поведения — два полярных результата. Они ведь антиподы: загадочный для широкой публики Жеваго и экспрессивный Пинчук, не упускающий случая высказать свое мнение президенту, правительству, парламенту и, особенно, возмущенной общественности. Их объединяет 2005 год. А какой год, такие и капиталисты.

Евгений ДУБОГРЫЗ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.