Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Капитаны песка

[15:13 22 марта 2007 года ] [ Контракты, №12, 19 марта 2007 ]

Бразильская корпорация CVRD превратилась в глобальную корпорацию благодаря случайностям, поддержке государства и собственному торговому флоту.

Arcelor Mittal, крупнейший глобальный производитель стали — лишь вторая по рыночной стоимости металлургическая компания в мире. В начале марта 2007-го капитализация империи Миттала составляла $75 млрд. Бразильскую корпорацию Companhia Vale do Rio Doce, или сокращенно СVRD, портфельные инвесторы оценивают в $82,8 млрд. Ежегодно CVRD продает 250 млн т железной руды — чуть меньше четверти всего мирового рынка сырья.

Успех CVRD обеспечила логистика. Бразильская компания первой из глобальных сырьевых и металлургических корпораций (еще в 60-х годах прошлого века) обзавелась собственными мощностями по транспортировке своей продукции — железной руды. В настоящее время CVRD располагает почти сотней небольших кораблей (каботажных судов и буксиров), а также тремя сухогрузами водоизмещением 150 тыс. тонн каждый. Кроме флота, CVRD владеет разветвленной сетью железных дорог в Бразилии, а также терминалами в трех портах. Низкие издержки на транспортировку, по сравнению с конкурентами — австралийскими BHP Billiton и Rio Tinto, позволяют CVRD выигрывать ценовые войны.

Логистика — основное, но не единственное конкурентное преимущество CVRD. Другие факторы успеха — отказ от услуг сторонних трейдеров, ориентация на долгосрочные контракты, а также монопольное положение на бразильском рынке добычи сырья. Наконец, компанию не раз поддерживало правительство Бразилии, обеспечившее CVRD контроль над рудными месторождениями и приток иностранных инвестиций. Государство до сих пор владеет 5,5% акций сырьевого гиганта.

Британская империя

История компании началась в 1900 году: в юго-восточном регионе Бразилии появилась железнодорожная компания The Vitoria — Minas Railway Company (CEFVM). Железнодорожное полотно должно было соединить портовый город Витория (столица штата Эспириту-Санту) с соседним штатом Минас-Жерайс. С португальского Minas Gerais переводится как “общие шахты” — в XVIII веке на территории штата были открыты месторождения золота и алмазов.

В 1909 году к CEFVM проявил интерес британский капитал в лице предпринимателя Эрнеста Касселя. На основе железнодорожной компании был создан синдикат, занимавшийся разведкой залежей железной руды в штате Минас-Жерайс. В 1911-м синдикат превратился в железорудную компанию Itabira Iron Ore Company. В собственности компании находилась “железная гора” Cauе’ Peak и 18 тыс. акров земли недалеко от города Итабира, а также 52% доля CEFVM. Предполагалось, что в районе Cauе’ Peak удастся объединить добычу железа, выплавку стали и перевозку грузов. Для экспорта руды планировалось построить порт на 52 км севернее Витории.

В 1918 году Кассель продал Itabira Iron Ore Company группе британских и американских финансистов и производителей стали во главе с гражданином США Персивалем Фаркухаром. Следующие 20 лет компания потратила на развитие производственных и логистических мощностей: была достроена железная дорога и с нуля построен порт.

В 1940 году Itabira Iron Ore Company стала полноценным экспортером: судно, груженое 6 тысячами тонн руды, вышло из порта Витории. За два года компания экспортировала около 100 тысяч тонн руды, главными потребителями сырья были британские и североамериканские металлургические заводы.

Национальный интерес

Планы Персиваля Фаркухара по развитию Itabira Iron Ore Company подкорректировала Вторая мировая война. В 1942 году Бразилия под давлением своих основных торговых и экономических партнеров (Британии и США) вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции. На тот момент ценовая политика Itabira Iron Ore Company не устраивала потребителей железной руды из Британии и США, страдавших от нехватки сырья и желавших получать руду по сниженным ценам. В 1941-м Фаркухара вынудили взять в бизнес-партнеры бразильских бизнесменов. Тогда же под давлением чиновников Itabira Iron Ore Company была разделена на две независимые компании: одна занималась добычей сырья, другая — сбытом железной руды. В 1942 году правительство Британии решилось на экспроприацию промышленных активов. Itabira Iron Ore Company была национализирована и передана в собственность правительству Бразилии, которое взамен обязалось поставлять железную руду в США и Великобританию по сниженным ценам и в требуемых объемах. 1 июня 1942 года тогдашний президент Бразилии Гетулио Варгас подписал указ о создании государственной компании Companhia Vale do Rio Doce. В состав CVRD вошли обе компании, ранее принадлежавшие Фаркухару, а также железная дорога Vitoria — Minas Railway.

Национализация помогла компании решить денежные проблемы. США, крайне нуждавшиеся в дешевой железной руде, согласились профинансировать строительство еще одной железной дороги между Эспириту-Санту и Минас-Жерайс, а также выделили средства на расширение погрузочных мощностей порта в Витории. Американская администрация по ленд-лизу выделила бразильской госкомпании $14 млн, такую же сумму в CVRD инвестировало бразильское правительство.

После окончания войны CVRD столкнулась с типичными для всех госкомпаний проблемами — отсутствием масштабных инвестиций и вмешательством чиновников в бизнес-процессы. Развитие компании замедлилось: поставив цель экспортировать 1,5 млн тонн руды в год, в 1947-м CVRD отправила за рубеж лишь одну шестую часть от запланированного количества. Полного выполнения плана по экспорту удалось добиться лишь в 1953 году.

Страна восходящей руды

В 60-х годах CVRD изменила стратегию развития. Компания решила сделать ставку не на расширение добывающих мощностей, а на диверсификацию бизнеса. Первым делом CVRD начала развивать производство продукции с более высокой добавленной стоимостью, чем железная руда. Такой продукцией стали железорудные окатыши. Для их производства CVRD создала 3 дочерних предприятия — NiBrasCo, HispanoBrasCo и ItaBrasCo. Строительство горно-обогатительных комбинатов профинансировали соответственно японские, испанские и итальянские производители стальной продукции, нуждавшиеся в обогащенной руде. Мощностей ГОКов хватало не только для обогащения собственного сырья, но и руды, добываемой другими бразильскими компаниями. И хотя ГОКи были выстроены большей частью за счет средств иностранных компаний, контроль над производственными мощностями оставался в руках бразильской корпорации — такое условие выдвинуло правительство иностранным инвесторам, желавшим работать в Бразилии.

Не без помощи чиновников CVRD удалось выйти на быстрорастущий стальной рынок Японии. В 1962 году бразильская компания подписала долгосрочное соглашение с японским стальным консорциумом Mitsui. Согласно договору, CVRD обязалась поставить в Страну восходящего солнца 50 млн тонн железной руды в течение 15 лет начиная с 1966 года. В дальнейшем долгосрочные контракты стали основой бизнеса CVRD.

Договорившись с японцами, CVRD приступила к развитию инфраструктурных проектов. В середине 60-х бразильская компания купила свой первый сухогруз. Кроме того, Американский банк взаиморазвития (США) в рамках поддержки бразильских государственных проектов выделил CVRD средства на постройку нового порта в городе Туберао (находится в нескольких десятках километров южнее Витории), а также на увеличение пропускной способности железной дороги. Сооружение железорудного терминала в Туберао завершилось в 1966 году.

Прибыль от экспорта руды компания реинвестировала не только в развитие инфраструктуры, но и в смежный бизнес. На протяжении 60-х в состав CVRD вошли компании, занимавшиеся добычей цветных металлов, в том числе золота. Также компания вложила несколько сот миллионов долларов в разведку залежей полезных ископаемых и даже в картонно-бумажное производство.

В 70-х годах стратегию компании пришлось подкорректировать. Рост мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. привел к падению производства металла и к снижению спроса на железную руду. Чтобы выйти из кризиса, CVRD начала распродавать активы — несколько дочерних предприятий компании (прежде всего перешли в частные руки производители окатышей). Помогло и правительство. Бразильские металлургические компании, закупившие руду у CVRD, могли рассчитывать на правительственные субсидии пропорционально объемам купленного сырья. Как следствие — большую часть продукции CVRD продавала на внутреннем рынке.

В конце 70-х на руку CVRD сыграли конкуренты. С созданием картеля производителей нефти OPEC цены энергоносителей на мировом рынке пошли вверх. Конкуренты CVRD на мировом рынке руды, прежде всего СССР и США, сосредоточились на добыче нефти, газа и угля. Одновременно на мировом металлургическом рынке появился еще один мощный игрок — Южная Корея, запустившая в строй несколько крупных металлургических заводов (сейчас входят в состав чеболя Pohang Steel Company или Posco). CVRD, наряду с австралийскими BHP и Rio Tinto, стала основным поставщиком сырья на корейские заводы. К 1978 году доля CVRD в общем объеме мировых экспортных поставок руды достигла 18,3%.

Золото, бриллианты

Удача сопутствовала CVRD не только за рубежом, но и в родной Бразилии. В 1970 году компания (точнее, совместное предприятие CVRD и американской US Steel) получила лицензию на разработку и эксплуатацию месторождений района Караджас — местности, богатой не только залежами железной руды, но и цветными металлами, марганцем, медью, бокситами, никелем и золотом. Караджас был случайно открыт в 1967 году. Разведчик марганца бразильского подразделения US Steel посадил для заправки свой вертолет на вершину холма, состоявшего из гематитовой руды с высоким содержанием железа — около 66%.

US Steel немедленно подала заявку на разработку более 160 тысяч гектаров Караджаса. Но бразильское правительство не захотело предоставить лицензию иностранной компании: US Steel пришлось довольствоваться 49% долей в совместном американо-бразильском предприятии. CVRD как госкомпания получила 51% в СП. Однако американцы, бизнес которых сбавил обороты в середине 70-х (вследствие падения цен на сталь), не спешили вкладывать средства в развитие инфраструктуры, ожидая, когда бразильцы сами построят железные и автомобильные дороги, а также гидроэлектростанции. В 1977 году US Steel продала CVRD свою долю в совместном предприятии за $50 млн.

Разработка железорудных залежей района Караджас началась только в 1978 году. CVRD построила железную дорогу Ferro de Caraja’s к порту в городе Сан-Луис, столице штата Мараньян. Проект обошелся компании в $1,5 млрд при первоначальном бюджете в $900 млн.

Разработка месторождения в Караджасе стоила компании больших нервов. Компанию CVRD обвинили в уничтожении тропических дождевых лесов и вторжении в жизнь племен, живущих в бассейне Амазонки. А один из проектов CVRD — добыча золота — даже стал причиной конфликта с бразильским правительством. Кроме CVRD, бразильские месторождения золота осваивали также гаримпейрос — так называли частных золотодобытчиков, которые вели добычу драгоценного металла нелегально и затем сбывали золото на черном рынке. Но при этом одним из покупателей золота гаримпейрос было государство — в 1983 году из 54 тонн золота, закупленных Центральным банком Бразилии, большая часть была добыта нелегально.

Государство обвиняло CVRD в завышенных ценах на золото, компания в свою очередь утверждала, что гаримпейрос добывают золото неэкономно, отправляя значительное количество металла в отходы. Кроме того, разработка месторождений, где поработали нелегалы, требовала больше труда и была более затратной, чем добыча на нетронутых месторождениях. В итоге конфликт разрешился в пользу CVRD. В обмен на поддержку чиновников в борьбе с гаримпейрос компания обязалась продавать Центробанку необходимое государству количество золота по цене, установленной правительством.

Назад в будущее

В 90-х годах бразильское правительство взяло курс на приватизацию ведущих государственных предприятий. CVRD появилась в приватизационном плане 1997 года. Головной боли с поиском инвесторов у государства не было: 41,73% акций, предложенных к продаже на фондовой бирже в Рио-де-Жанейро, за $3,34 млрд купил консорциум, возглавляемый владельцем бразильской металлургической компании CSN Бенджамином Штайнбрухом. Однако в 2001-м Штайнбрух перепродал свою долю партнерам, в числе которых — пенсионный фонд Banco do Brasil и японский концерн Mitsui.

В последние 20 лет CVRD вернулась к бизнес-стратегии 60-х. Компания, наряду с традиционным бизнесом — добычей и продажей железной руды, развивает производство с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь компанию интересует цветная металлургия — одним из профильных направлений для компании стало производство алюминия. Еще в 80-х компания построила алюминиевый завод и гидроэлектростанцию в бразильском поселке Тукуруи, а также активно сотрудничала с мировыми лидерами в производстве летучего металла — Alcoa (CША) и Billiton Metals (“дочкой” BHP Billiton).

Рост цен на руду в начале нынешнего тысячелетия позволил CVRD заняться скупкой активов. В 2005-м компания приобрела 99,2% канадской Canico Resource Corp, получив в свое распоряжение никелевый завод в бразильском штате Пара. Через год к алюминиевым активам CVRD присоединился завод Valesul Aluminio: за 45,5% акций корпорация отдала $27,5 млн. Самой резонансной сделкой с участием CVRD стало приобретение 75,66% канадской Inco — одного из лидеров мирового рынка никеля и кобальта. А в конце февраля нынешнего года CVRD объявила о покупке австралийской угольной компании AMCI Holdings Australia. По предварительной информации, за 100% акций австралийского производителя CVRD собирается отдать $661 млн. Цены на руду рано или поздно упадут: ошибки 70-х CVRD повторять не собирается.

Инна ЗВЯГИНЦЕВА

Евгений ДУБОГРЫЗ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.