Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Консолидация и капитуляция

[09:11 14 октября 2008 года ] [ День, №184, 14 октября 2008 ]

В Украине очередной раунд игры под названием “Досрочные парламентские выборы”.

Игра эта уже всем изрядно надоела. Во-первых, своим однообразием, отсутствием новой тактики и стратегии как на парламентском поле, так и на тренировках команд. Во-вторых, составы команд, их капитаны и тренеры давно уже не только не блещут новизной финтов на поле, но плохо отрабатывают стандартные ситуации, и поэтому забивают голы все чаще в свои ворота. В результате болельщиков, не говоря уже о фанатах, становится все меньше, и политические игры проходят при полупустых трибунах. В обществе растет запрос на новых политиков и, самое главное, на новую политику. В расширительном значении этого слова. Новую экономическую, финансовую, управленческую политику etc. Именно этого требовали люди на Майдане зимой 2004 г. и ее обещали те, кто клялся в верности идеалам революции. Сейчас Президент заявил в Италии, что Майдан закончился. Формально — да, но от этого необходимость перемен, более того, кардинальных изменений, глубоких реформ не только не исчезла, а многократно увеличилась. Страна как никогда раннее нуждается в сложной и всеобъемлющей реконструкции, часто настолько болезненной, что она сродни хирургической операции с длительным периодом реабилитации и последующим выздоровлением.

Без цели

Внешне борьба на украинской политической сцене отражает исключительно личные амбиции участников этого представления. Ющенко боится роста рейтинга Тимошенко и ее перспектив в будущей президентской гонке. Со своей стороны, Юлия Владимировна зубами вцепилась в свое премьерство, так как потеря этой позиции грозит серьезными осложнениями в президентской кампании. Янукович решил, что наконец настал момент поквитаться за все обиды в прошлом и на волне роста протестных настроений получить сначала на парламентских, а потом на президентских выборах все то, что не удалось раньше. Так как эта картина мало изменяется от выборов к выборам, от одного премьера до другого, то возникает иллюзия полного хаоса и потери управления. В некоторой степени это так, но проблемы украинской политики и более того, становления государства гораздо глубже и носят объективный характер. Субъективные факторы играют второстепенную роль, но часто усиливают действие объективных.

Главной проблемой является то, что в своем большинстве украинская элита не выработала стратегическую цель построения государства. Нет общего понимания того, к чему нужно стремиться. Это проблема системная и отсутствие ясно сформулированной цели не позволяет консолидироваться для ее осуществления. Причин такого явления достаточно много, о них неоднократно говорилось и не стоит повторяться. При этом под консолидацией не нужно понимать выстраивание всех под одним знаменем и движение одной колонной. Наоборот, выбор пути предполагает широкую дискуссию. Но она не должна переходить в противостояние и желание добиться победы с полной и безоговорочной капитуляцией своих оппонентов.

Пока же мы наблюдаем желание прийти во власть и максимально ее использовать для решения личных проблем, захвата оставшейся государственной собственности, а затем и перераспределения того, что успели захватить другие. Это обстоятельство, с одной стороны, есть следствие узколобости наших политиков, озабоченных только решением сиюминутных проблем к своей выгоде, с другой, отсутствием широкого понимания стоящих перед обществом задач. Сказанное можно иллюстрировать бесчисленным количеством примеров. Мы же приведем один, который, как в капле воды, отражает всю сложность нашей жизни.

Давно известно, что нынешняя государственная система во многом мало чем отличается от доставшейся нам в наследство советской. Централизация и концентрация власти в Киеве буквально сдавливает смертельной удавкой все производительные силы. Местное самоуправление всех уровней имеет множество обязанностей, но практически — никаких прав. В первую очередь, это касается ресурсов всех видов. В городах и селах ничего нельзя решить и хоть как-то обеспечить жизнь людей.

Это порождает на совершенно ровном месте социальную напряженность, которая при определенных обстоятельствах выражается в росте сепаратистских настроений, попыток паллиативными решениями типа перехода к федерализму как-то ограничить всевластие киевской бюрократии. В свою очередь централизация власти порождает безответственность местных чиновников, у которых появляется возможность творить беспредел под прикрытием ссылок на центр. Сколько существует Украинское независимое государство, столько ведутся разговоры об административной реформе, но дело с места не движется. И понятно почему. Никто, по большому счету, в ней не заинтересован. Киевской бюрократии она не нужна, так как может лишить ее возможностей управлять к своей выгоде огромными финансовыми потоками, местным чиновникам так легче заниматься непрозрачной и часто противозаконной деятельностью.

Сейчас мало кто помнит попытку проведения административной реформы на волне оранжевой революции. Дело быстро заглохло не только по причине того, что сама концепция ее была сугубо бюрократической, но, самое важное, что для ее проведения не было политической воли. В результате ситуация еще больше усложнилась, на региональном уровне растет недовольство необоснованным изъятием средств. Местная элита все больше проникается сепаратистскими настроениями, которые пока не достигли критического уровня, но и до него остается не так уже и далеко. К этому следует прибавить деятельность наших “добрых” соседей, которые стремятся использовать такое недовольство в своих целях. Если подходить к проблеме системно, то налицо наличие положительной обратной связи, которая усиливает разбалансированность в государственном организме. В результате коэффициент усиления центробежных сил увеличивается быстрее, чем центростремительных, что чревато самыми серьезными последствиями. Кто в стране обеспокоился таким положением? Где проекты реформирования отношений центра и регионов? Как внести в них гармонию? Не мы первые сталкиваемся с такими проблемами, есть зарубежный положительный опыт, есть и отрицательный. Как сделать так, чтобы новый украинский велосипед не изобретать, но и не попадать в ситуацию, когда будем bis ad eundem lapidem offendere, — дважды спотыкаться о тот же камень. Интересно, что краеугольная проблема местного самоуправления в программных документах партий, идущих на выборы, занимает ничтожное место и описывается в очень общих выражениях. Гораздо проще обещать избирателям повышение пенсий, зарплат, выплат всякого рода. Ничего этого сделать невозможно, так как для этого нет условий и ресурсов, но это наших политических временщиков не волнует. Все равно они приходят в парламент и во власть на короткое время, поэтому всегда можно сказать, что хотели, но враги не дали.

Нерешенность этой важной, а есть и другие такие же большие проблемы, отравляет государство и общество, болезнь не лечится, а загоняется внутрь. В результате решение давно назревших проблем может вылиться на улицы со всеми вытекающими последствиями. Трудно отделаться от мысли, что нынешние политические лидеры не понимают всю глубину опасности, перед которой стоит Украина, а продолжают заниматься мелкими ссорами и играми в парламентской песочнице.

Внешнее продолжение

Коалиция в парламенте развалилась по внешне не слишком значительному поводу. Премьер долго молчала во время конфликта на Кавказе, а потом с трудом выдавила из себя повторение резолюции Европейского Союза. Дело не только в том, что Президент использовал этот не слишком значительный повод для планируемого роспуска парламента. Представляется, что споры вокруг резолюции по Грузии отражают глубокие расхождения в выборе целей украинской внешней политики. Оставим в стороне привходящие моменты вроде цены за газ и скорости перехода на европейский уровень расчетов. Так или иначе это должно было случиться, и тут надеяться на какие-либо преференции со стороны России не приходится. Скорее это отражение внутриполитических колебаний каждой политической силы, которая действует, исходя не из достижения стратегических целей, а рефлекторно. Как лягушка Гальвани. Подведут большее электрическое напряжение, дернется сильнее, меньшее — и реакция соответствующая. А ведь задача действительно стоит нелегкая. То, что мир стал многополярным, уже давно locus communis — общее место. Однако в Европе происходят довольно значительные изменения, которые отразятся на нас непосредственно. Налицо формирование двух политических группировок: Франция — Германия — Испания — Италия, в какой-то мере Бельгия, Нидерланды, Дания, Чехия. С другой стороны: Польша, Венгрия, страны Балтии, Словакия, балканские страны, за исключением пока Сербии. Вторая группа в большей степени имеет евроатлантическую ориентацию на США. Первая пытается вырабатывать собственную стратегию некоторого балансирования между Вашингтоном, Москвой и Пекином. Наглядно это проявилось все в том же кавказском конфликте, когда старая Европа предпочла пойти на некоторое подобие мюнхенского сговора с Москвой в обмен на обещание прекращения дальнейшей военной экспансии на Кавказе. В военном отношении первая группа европейских стран несравненно слабее и не в состоянии самостоятельно обеспечить свою безопасность, возможность ее политического маневрирования весьма ограничена. С другой стороны, там значительный потенциальный для нас рынок сбыта и довольно большие финансовые ресурсы. Кого предпочесть, с учетом неспокойного северного соседа, — очень большой вопрос и требует тщательной и детальной проработки. Где и кто ее проводил? Возможно, и правильно Украина заняла позицию в кавказском конфликте, но обществу не объяснили, почему сделали именно так. В результате страна стала объектом игры внешних сил, подхваченных внутренними. Если не выработан курс, не известен порт назначения, корабль движется без руля и ветрил по воле волн. Далеко, как известно, так не уедешь.

Украина стоит перед совершенно определенной внешней угрозой, и от выработки ясного внешнеполитического курса зависит способ ее нейтрализации и обеспечение мирного развития страны, сохранения ее территориальной целостности. Но выбрать такой курс и неуклонно его проводить невозможно, пока не будут решены внутренние проблемы. Их достаточно зримая увязка видна на нашей армии. Имея достаточный производственный потенциал для вооружения наших войск самой современной военной техникой, развертывание ее продажи за границу, мы имеем перманентное недофинансирование и фактическое разоружение страны. В любом мало-мальски уважающем себя государстве такая политика правительства имела бы все основания рассматриваться как государственная измена. Вместо этого власть и оппозиция занимаются пустопорожними разговорами типа вступать в НАТО или становиться нейтральным государством. При этом как те, так и другие не очень ясно понимают, в этом автору приходилось неоднократно убеждаться, что такое НАТО и что такое нейтральное государство. Недавно один активный противник вступления в НАТО обличал эту организацию за агрессию в Ираке и Афганистане. Когда же ему пояснили, что НАТО к Ираку не имеет никакого отношения, а в Афганистан воинские контингенты некоторых стран Альянса были направлены по мандату Совета Безопасности ООН, он был настолько удивлен, что не нашелся, что ответить. Сколько энергии — и все в пароходный свисток, а ее бы в мирных целях, на благо государства...

Сейчас все занимаются предстоящими досрочными выборами. Кто-то развертывает соответствующие штабы, кто-то пытается затянуть процесс, чтобы лучше, как они думают, подготовиться, мобилизовать финансовые ресурсы и т.д. Но никто пока не заявил, что разрабатывает дорожную карту коренного реформирования страны. А такая программа нужна не на пять, а минимум на десять лет. Ведь менять нужно все: от взаимоотношений центра и регионов до судебной системы и народного здравоохранения, системы ЖКХ и ликвидации экологических проблем, способных отравить Днепр и всю страну. Нужен детально проработанный комплексный план реконструкции страны и на его основе выработка тщательно взвешенного внешнеполитического курса. Но, похоже, что нынешним лидерам политических партий и Президенту не до этого. В политических сражениях они находят упоение. Так пусть не обижаются, что народу это смертельно надоело, и он потребует смены караула. Причем такой опыт у него уже есть. Так что Президент, возможно, поспешил, когда сказал, что время Майдана прошло. Как бы дело не дошло до взятия Бастилии. А пока мы живем и, следуя Цицерону, dum spiro, spero...

Юрий РАЙХЕЛЬ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.