Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Лето патриархов

[18:14 25 июля 2008 года ] [ Комментарии, №28, 25 июля 2008 ]

Празднование 1020-летия Крещения Руси является для церквей скорее поводом для раздора, чем для единения.

Государственная инициатива с самого начала вызывала множество недоумений. Например, так и осталось не до конца ясно, от кого именно она исходила. Церковники в один голос ссылались на Президента Ющенко. Он, в свою очередь, говорил лишь о том, что ее поддержал. Как бы там ни было, из разряда нелепиц инициатива перешла в статус широкомасштабной государственной программы — как и все, что призвано “консолидировать общество” и возвращать нас “к истокам”. Любовь Виктора Андреевича к символическим жестам и национальной риторике общеизвестна. И чем призрачнее выглядит возможность реализации его политических программ, тем больше сил и ресурсов тратится на символизм.

По сути, президент Ющенко сыграет в ту же игру, что и Президент Кучма, пригласивший в Украину в период кризиса доверия к собственной власти, Папу Римского. Правда, президентские дивиденды от этой затеи (впрочем, как и от предыдущей) более чем сомнительны.

Виктор Андреевич фигурирует рядом с вселенским патриархом на киевских биллбордах и посвящает патриарха в “свою Украину” — ритуальным возложением цветов к разнообразным памятникам, совместными выступлениями перед народом, приемом в Софии Киевской “от имени патриарха и Президента”. Какой смысл вкладывает наша власть в инспирированный ею “юбилей”, стало ясно с самого начала: главой организационного комитета по подготовке и празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси был назначен “кум раскола” экс-президент Украины Леонид Кравчук. Главным же действующим лицом, как и следовало ожидать, стал вселенский патриарх Варфоломей. Именно его приездом открывается официальная часть празднования, согласно государственной программе мероприятий.

Два “НЕПРАВИЛЬНЫХ ОБЕЩАНИЯ” от Варфоломея

Для патриарха Варфоломея его первый визит в Украину не должен оказаться легким. Ведь от него ждут решительных действий, а не просто участия в празднике в качестве приглашенной звезды. А ждут от него хорошего подарка к хорошему празднику: урегулирования церковной ситуации в Украине. Да, звучит смешно: ну, не вынет же нам патриарх из кармана единую поместную церковь! Но количество вопросов и даже требований в свой адрес накануне визита он получил немало и весьма недвусмысленных — когда украинская церковь получит долгожданный статус и собирается ли он предпринимать в этом направлении решительные действия. В общем, его решение — несмотря ни на что, посетить Украину — можно охарактеризовать как смелый поступок. Потому что патриарх Варфоломей не может и не хочет ничего обещать Украине. Потому что обстоятельства сложны и запутанны — в первую очередь тем, что внутри страны нет единства среди православных, что за поместную церковь они хотят. Да и сам патриарх Варфоломей не всесилен в этом вопросе. Самое большее, что он может сделать для Украины — это, презрев всю и всяческую дипломатию, признать территорию бывшей Киевской митрополии своей канонической территорией. Но он не может предоставить автокефалии — это не в его власти. Наберется ли в Украине достаточно желающих принадлежать к “турецкой” или “американской” церкви, как представляют вселенский патриархат его противники в Украине? Сторонников же, которые бы представляли его иначе, слишком мало и цели у них слишком разные, чтобы они могли выступить единым агитационным фронтом. Единственную серьезную в этом смысле силу могла бы составить УПЦ КП. Но она четко ориентирована на автокефалию. Статус митрополии — даже в составе вселенского патриархата — не совпадает с ее идеологией и амбициями патриарха Филарета. Он уже давно заметно успокоился на предмет участия Константинопольского патриарха в украинских делах и поставил на историю: рано или поздно автокефальная украинская православная церковь будет признана.

Что касается празднования 1020-летия Крещения Руси, предстоятель УПЦ КП отметил, что его церковь не сразу согласилась праздновать некруглую дату. Да и то лишь в качестве “поправки” к юбилею 20-летней давности, основные события которого происходили в Москве, которая, по сути, к самому крещению Руси отношения не имеет. Для патриарха Филарета это широкоформатный реванш — нынешний юбилей не только возвращает Украине “украденное” двадцать лет назад крещение, но и саму преемственность Киевской Руси, которая тоже была присвоена теми, кто Русью на самом деле, по его глубокому убеждению, не был.

В отличие от РПЦ, чей глава решил “опоздать” к началу официальных празднований (их весьма демонстративно привязали к приезду патриарха Варфоломея), УПЦ КП взялась за дело загодя и основательно: научно-практическая конференция, Архиерейский собор и, наконец, Поместный собор, богослужения под открытым небом и крестный ход. Это все, помимо участия в официальных мероприятиях, предусмотренных государственной программой.

Два “НЕПРАВИЛЬНЫХ ВЫХОДА” для Алексея Второго

На визит патриарха Варфоломея в УПЦ КП смотрят гораздо трезвее, чем в Секретариате Президента: в предварительных замечаниях по поводу его визита неоднократно высказывалась надежда (и только надежда) на то, что патриарх, так или иначе, уделит внимание “не только УПЦ”. Опасения обоснованны: во-первых, патриарх Варфоломей прибывает в Украину, согласно официальным дипломатическим документам, по приглашению Президента Ющенко и патриарха Московского Алексия. Во-вторых, в УПЦ КП не могут не помнить о том, что сами отказались от программы преодоления раскола и “мягкого” перехода под омофор Константинополя, принятой в Фанаре несколько лет назад. Впрочем, уже то, что главным действующим лицом празднований стал патриарх Константинопольский, а не Московский — само по себе принесло представителям УПЦ КП если не политический дивиденд, то хотя бы глубокое моральное удовлетворение.

УПЦ оказалась в не лучшем положении в связи с празднованиями. Поначалу их несколько “подставило” московское начальство. В качестве хозяина-приглашающего, несмотря на продвигаемые в массы уверения о “широких рамках автономии УПЦ”, выступил патриарх Московский Алексий, а не митрополит Киевский Владимир. Что лишний раз показало нам всем, “чьи в лесу шишки”.

Но сам патриарх Алексий совсем не стремился ехать в Киев на празднования. То ли не хотел так явно оказаться вторым в заглавном мероприятии — богослужении в Софийском соборе, то ли подозревал (и не без оснований), что в сложившихся обстоятельствах не сможет выглядеть хозяином (как положения, так и территории). То есть четко осознавал слабость собственной позиции — и не хотел ее демонстрировать.

Особенно перед “подчиненными” из УПЦ: если христианство на территорию Украины (пускай даже слово Русь присвоили в Москве) принесла Константинопольская церковь, и именно ее так или иначе воспринимают тут в качестве церкви-матери, то кто он такой и что он тут делает? Ощутимый удар по авторитету. Он пытался его избежать — просто не приехав на юбилейные торжества и ограничившись приглашением, которое можно было рассматривать просто как разрешение патриарху Варфоломею посетить “чужую территорию”. Но его уговорили — якобы непосредственно из Кремля. С точки зрения политической, не приехать означало признать поражение. Патриарху Алексию просто не повезло — он попал в положение, из которого выхода было только два, и оба неправильные.

Третьи наследники Святого Владимира

В праздновании 1020-летия Крещения Руси без особого, впрочем, шума, задействована и Украинская греко-католическая церковь. Ее иерархи принимают участие во всех мероприятиях, организованных государством. Руководство этой конфессии с самого начала обратило пристальное внимание на инициативу Президента — этому событию было уделено даже несколько внушительных строк в Пасхальном послании Верховного архиепископа кардинала Любомира Гузара. Глава УГКЦ не устает обращать внимание своей паствы на то, что греко-католики — полноправные наследники Владимирова крещения. И их долг — активным участием в празднованиях это подтвердить. В рамках празднования 1020-летия Крещения Руси УГКЦ активизирует паломничество своих верных в Киев — тем самым подчеркивая свою причастность к Владимирову крещению.

Официальное невнимание к мероприятиям УГКЦ предсказуемо и наверняка не стало неожиданностью для представителей этой церкви. Им предстоит еще долгий путь к признанию собственного статуса “украинской традиционной церкви”, “церкви Киевской традиции”. И они делают по нему маленькие, но упрямые шаги.

Лукерья ЖАБКИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.