Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Азиатская карта в украинской истории

[13:40 04 августа 2008 года ] [ Остров, 1 августа 2008 ]

Боязнь азиатов, особенно мусульман, а тем более их союза с Западом, является одной из причин, почему российское Министерство иностранных дел так остро отреагировало на празднование события прошлой эры.

Желание Украины присоединиться к НАТО и разорвать родство с Россией ведет к драматичному пересмотру украинского прошлого. Если Россия всегда подчеркивала важность Переяславской Рады (1654), которая утвердила присоединение или поглощение Украины царской империей, сегодняшняя украинская элита делает акцент на Конотопской битве (1659), в которой украинские силы уничтожили российскую армию.

Это событие будет отмечено в 2009 году с большой помпой, сравнявшись с празднованием Переяславской Рады в 1954 году. Оно организовывается, чтобы показать, что украинско-российские отношения не так дружественны, как хотелось бы большинству российских историков. Запланированное празднование привело к острой реакции со стороны российских властей. На первый взгляд, эту неприятность можно легко объяснить тем, что российские власти видят в праздновании Конотопской битвы историческую декорацию к проявляющейся враждебности к России со стороны Украины. Но это не совсем так: одной из причин столь острой реакции является исламская составляющая этого события. Официальные лица Украины подчеркивают важность роли татар в битве, и союза между украинцами и татарами.

Украина между Востоком и Западом

В этом событии есть и определенная новизна. Достаточно много украинцев традиционно смотрят на азиатов с опаской, и подчеркивают “азиатскую” суть восточных соседей Украины, чтобы указать на их отличие от европейской Украины. Но сегодняшний акцент на татарах имеет целью не “азиатировать” Украину, а выразить ее западные/европейские характеристики. Стараясь быть частью Запада, НАТО и Европейского Союза, Украина прекрасно понимает важность хорошего обращения с меньшинствами как существенного аспекта для того, чтобы на нее обратили внимание как на западную державу. Значительное татарское меньшинство в украинском Крыму — это дополнительный повод показать битву под Конотопом как совместное украинско-татарское предприятие.

Русские видят этот украинско-татарский симбиоз не как знак доброй украинской полиэтничности, но как потенциальную угрозу. Это становится ясным, если мы вспомним об отношениях между этническими русскими и многочисленными, в основном мусульманскими, национальными меньшинствами этого государства.

Отношения между православными русскими и мусульманами сложно назвать гармоничными. Последние несколько лет были отмечены ростом случаев этнического насилия, некоторые из которых, такие, как Кондопога и Ставрополь (оба в 2007), затронули сотни людей. Попытка властей сократить число мусульманских меньшинств под видом борьбы с “нелегальной” иммиграцией ни к чему не привела, и российские рынки, где число новоприбывших должно было сократиться, в соответствии с последним правительственным декретом, продолжают процветать. Российский Северный Кавказ остается проблемным местом. Рамзан Кадыров, предположительно лояльный ставленник Москвы, открыто напал на батальон “Восток”, по прямой команде министра обороны России. Террористическая угроза от исламских экстремистов также не исчезла.

Мусульмане и азиаты

Это проблемное родство между мусульманами и собственно азиатами — во всяком случае в умах россиян — привело к крутому переосмыслению прошлого. На протяжении поздней ельцинской и большей части путинской эры евразийство, доктрина, возникшая в 1920-х среди российских эмигрантов, было довольно популярным. Сторонники этого учения подчеркивали, что Россия — это уникальная смесь русского православия и ислама, в основном тюркский народ. Монголы ассоциировались с ведущей российской общиной, смесью русских и азиатов в уникальной цивилизации, где терпимость ко всем верам и народностям была одной из главных причин прочности империи и ее расширения.

Евразийство со временем маргинализировалось и почти исчезло как главное направление общественного дискурса. Это привело к новой конструкции прошлого. Подвергших русских жесткой, но довольно полезной, науке монголов превратили в великое зло, несмотря на все их вклады в российскую государственность. Там не было “симбиоза”, и освобождение России от монголо-татарского ига стало большим подвигом. Не Каракорум — столица Монгольской империи, — а православная Византийская империя предстала истинной матерью российского государства и российской культуры. Именно отсюда русские приняли православие. Роль Киевской Руси, которую дореволюционные и советские историки представляли как источник христианизации (от восточного православия) русских, украинцев и белорусов в 988 году, по возможности упускалась или умалялась.

Подчеркивание важности православия не подразумевает анти-западность, как это часто рассматривалось в современной российской истории, а, наоборот, показывает, что Россия является исторической частью христианской цивилизации Запада. Однако в то время, как растущий средний класс становится все более западно-, или, лучше, европейски-ориентированным, Запад не отвечает взаимностью на российскую любовь. У российских интеллектуалов есть разные объяснения этому феномену. Некоторые видят причину в неспособности европейцев понять европейские корни русских. Для других нежелание Европы принять Россию — это зловещая интрига разных темных сил. Они не только отделяют Европу от России, но и помогают азиатам губить “Третий Рим”.

Меньшинства как угроза

Эта идея сильно просвечивает в известном фильме “Гибель Византийской Империи”, созданном священником Тихоном Шевкуновым. Великая православная империя была оккупирована католическим Западом, окончательно разбившим ее совместно с мусульманами. Другие фильмы, показываемые в настоящее время на российском ТВ, обращают внимание на коварных поляков, которые в 20-м столетии работали с мусульманскими меньшинствами России против государства. Эти меньшинства виделись настолько опасными, что производители фильма были почти готовы поддержать сталинский террор, несмотря на то, что в других исторических фильмах о Сталине этот террор показан как признак жестокости тирана.

Эта боязнь азиатов, особенно мусульман, и тем более их союза с Западом, — основная причина того, что российское Министерство иностранных дел так остро отреагировало на празднование события прошлой эры. Русские считают это признаком не только украинского “предательства”, но и продолжения плана окружения России. Этот часто иррациональный страх отражается в реальном геополитическом противостоянии между Востоком и Западом, которое все больше и больше толкает Россию к воротам Европы, преимущественно закрытым для нее, но не для ее нефти и газа.

Дмитрий ШЛАПЕНТОХ

(профессор истории Университета штата Индиана, “Turkish Daily News”)

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.