Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Речные киты” Днепропетровского речного порта

Последнее время порт занимался перевозкой железорудных окатышей Полтавского ГОКа на порт Южный с дальнейшей отправкой в страны Азии и Америки.

Ежегодно в первое воскресенье июля работники речного и морского флота отмечают свой профессиональный праздник. Морской и речной флот остается важной составляющей транспортного комплекса Украины, в котором особую нишу занимает Днепропетровский речной порт. Благодаря выгодному географическому расположению, уникальному оборудованию и, главное, опытным работникам, которые связали свою жизнь с рекой, он играет важную роль в развитии торговли государства

С чего всё начиналось?

История повествует нам о том, что с началом строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра возникла переправа, а возле нее пристани, которые тянулись от Новых Кайдак до современного Нового моста. Также в районе современного Старого моста существовал наплавной мост со множеством причалов. По решению Новороссийской городской Думы от 26 февраля 1798 года все вышеупомянутые объекты снесли, а на их месте создали новую пристань, с которой впоследствии образовался наш речной порт. Кстати, этот год знаменателен еще одним событием — датой основания Екатеринослава.

“В советское время порт ориентировался на быстро развивающуюся промышленность области, — рассказывает “Вістям Придніпров'я” первый заместитель начальника Днепропетровского речного порта Иван Завизион, — и перерабатывал до 17 млн. тонн различных грузов в год. Значительную долю грузов составляли донбасский и российский уголь, который экспортировался в Болгарию и Румынию, минерально-строительные материалы. Однако с распадом Союза и уменьшением спроса на услуги порта объемы речных грузоперевозок сократились в 10 раз. В такой кризисной ситуации предприятие сохранило целостность, а флот не распродали.

В 1993 году порт вышел из состава Главного управления речного флота Украины и преобразовался в ОАО “Днепропетровский речной порт”.

За последние годы объемы грузоперевозок значительно сократились, но, несмотря на это, Днепропетровский речпорт остается в тройке крупных речных портов страны наряду с Киевским и Запорожским.

Насыщенная жизнь голубых артерий

Без преувеличения можно сказать, что Днепропетровский порт выступает соединительным звеном между многими промышленными регионами Украины. Ведь наши грузовые суда давно уже ходят по водным просторам Беларуси, России, стран Черного и Средиземного морей. Они возят металлопродукцию, железорудное сырье, зерно, уголь, песок. Всего за год порт перерабатывает около 2 млн.тонн грузов.

На сегодняшний день порт может принимать суда типа “река — море” грузоподъемностью 5 тыс. тонн с осадкой до 4 метров. Он имеет в распоряжении около 2000 м причальных линий, 50 000 мг открытых складских площадей и около 3 000 м2 крытых складов, 35 портальных и плавучих кранов. Грузовой флот порта состоит из 28 судов общей грузоподъемностью около 50 000 тонн.

Сейчас, в условиях нестабильной экономической ситуации, речпорту нелегко. На это есть несколько причин. Одна из них — конкуренты, главный среди которых — железная дорога. Другая — высокие тарифы все той же железной дороги на эксплуатацию вагонов, в которых в порт привозят грузы. Как отметил Иван Завизион, навигация прошлого года для порта оказалась не совсем простой. Виной тому — отсутствие стабильности на рынке экспорта зерновых грузов, резкое повышение стоимости дизельного топлива, сложные гидрометеорологические условия, позднее открытие и раннее закрытие шлюзов Днепровского каскада. “Но, несмотря на все трудности, — отмечает Иван Иванович, — плановые показатели предприятия за 2007 год выполнены. Объемы погрузочно-разгрузочных работ составили 2 млн. 620 тыс. тонн, перевозок грузов 1 млн. 512 тыс. тонн”.

Последнее время порт занимался перевозкой железорудных окатышей Полтавского ГОКа на порт Южный с дальнейшей отправкой в страны Азии и Америки,  перевалкой железорудного концентрата на металлургический комбинат им. Дзержинского и зерновых грузов для экспорта в Грузию. Кроме того, перевезены 4 нефтяных реактора от причала ОАО “Волгоградский нефтемашзавод” до Мозырского нефтеперерабатывающего завода Беларуси. Выполненная работа своего рода уникальна — вес одного реактора 250 тонн, длина — 20 метров, а диаметр — около 6 метров. Доставка производилась по реке Волга — Азовское — Черное моря — реки Днепр — Припять.

Отдельно необходимо сказать о перевозке речного песка для строительной отрасли Украины. На сегодня подобные работы обеспечивают около 70% дохода и остаются основным видом деятельности речников. Хотя поставкой речного песка, как сырья для производства железобетона и кирпича, порт занимается уже десятки лет.

С каждым годом проблема обеспечения песком становится все острее. Давно назрела необходимость принятия “Региональной программы обеспечения предприятий строительной отрасли Днепропетровской области речным песком”. В основном порт получает песок от производства дноуглубителвных работ на судовом ходу рек Днепр, Самара и Самарского разлива, которые производятся для поддержания безопасных условий судоходства и с целью оздоровления экологического и санитарного состояния водоемов. На этапе согласования проектов на выполнение указанных работ, да и в процессе их выполнения, возникает столько проблем... А если не заниматься, что нас ждет? Такие уникальные места, как Днепровско — Орельский природный заповедник, Диевские плавни, Самарский разлив (озеро им. В.И. Ленина) могут превратиться в большое болото.

Внимание уделяется модернизации и техническому перевооружению предприятия. Здесь находится один из лучших в Украине и единственный на Днепре причал для всепогодной погрузки экспортного зерна на морские суда. Для грузоперевозчиков новая схема перевалки и перевозок зерновых грузов значительно сокращает транспортные расходы. Недавно комплекс модернизировали, теперь, к примеру, 3-тысячетонное судно типа “река — море” можно загрузить менее чем за сутки.

“Путь из варяг в греки”

Ни для кого не секрет, что Днепр обладает мощным потенциалом в сфере речных перевозок. Река экономически удачно и выгодно протекает через всю территорию Украины. Для нашей страны — это уникальное преимущество. По европейской классификации водных путей Днепр — единственная в Европе глубоководная магистраль категории “Е”. Этот фактор значительно повышает нашу конкурентоспособность относительно других зарубежных стран. Третья по протяженности река соединяет Украину с Беларусью и устремляется к югу, впадая в Черное море. Транспортный флот, проходя Днепр, попадает в порты Дуная, Черного и Средиземного морей. Через Азовское море, Дон и Волго-Донский канал судам открывается путь в порты Волги, Каспийского и Балтийского морей. С 1992 года Днепр открыт для захода иностранных кораблей.

Перевозка грузов водным транспортом особо привлекательна своими возможностями. Обратимся к зарубежному опыту — многие страны Европы и Америки, несмотря на развитую сеть железных и автомобильных дорог, не останавливаются в строительстве внутренних водных соединительных каналов. Столь обширное внимание к большим и малым рекам объясняется не только стремлением использовать для перевозок грузов самый дешевый транспорт. Его главный плюс — экономия топлива, улучшение экологической ситуации.

Теплые летние месяцы — самое лучшее время совместить приятное с полезным и ощутить все преимущества прогулки на речном транспорте. Жаль только, что на сегодняшний день такое удовольствие жителям города предоставляют всего два маршрута по выходным дням. В развитых странах Европы давно уже пришли к выводу, что водный транспорт выгоден и эффективен. В Украине же расширять судовой парк пока не спешат, а даже наоборот. “Большинство теплоходов, которые перевозили пассажиров, проданы Турции, Китаю, где сейчас успешно эксплуатируются”, — отмечает Иван Завизион. У нас в хозяйстве теплоходы можно сосчитать по пальцам. Оценивая перспективы развития речного бизнеса, эксперты называют его нерентабельным, якобы из-за маленького пассажиропотока. Хотя в Днепропетровске желающих прокатиться с ветерком по могучей реке Днепр достаточно много. Речники говорят, что среди приверженцев романтичного вида транспорта люди всех поколений — от подростков до пенсионеров. Наверное, благодаря им речной транспорт никогда “не умрет”.

Гордость речного порта

Когда-то людей, которые всю жизнь отдали морскому делу, называли “морскими волками”. Ведь, согласитесь, Днепр с его огромными водоемами иногда устраивает речникам испытания, которые временами не уступают морским. Что ж, речники Днепропетровского порта вполне отвечают этому “званию”. Здесь работают ветераны, за плечами которых десятилетия самоотверженного труда. И конечно же, будущее Днепропетровского порта — молодежь, которая продолжает славные традиции речников. Всего на предприятии 540 человек. Похвально что во времена экономических неурядиц речной порт сумел сохранить костяк коллектива, сейчас люди обеспечены стабильной заработной платой. Один из самых важных пунктов социальной программы порта — сооружение жилых домов для работников. На “портовом”?массиве уже возвышаются 6 заселенных многоэтажек. Всего за последние 10 лет построено 4 десятиэтажных дома. Новое жилье получили 276 семей речников, чернобыльцев и афганцев. Порт — одно из немногих

предприятий Днепропетровска, которое строило жилье за свой счет. Убыточность строительства компенсировалась прибылью от эксплуатационной работы. Кроме того, отпуск или выходные коллектив может проводить на базе отдыха речпорта, которая находился совсем недалеко — в 20 км от Днепропетровска.

В преддверии профессионального праздника те, кто досконально владеет портовой профессией, а также не мыслит жизни без водной стихии, не остались незамеченными. Благодарность Министерства транспорта Украины получил Иван Васильевич Гаина, докермеханизатор грузового района Амур — Гавань. Благодарностью Государственного департамента морского и речного транспорта отмечен Вячеслав Ярославович Ежов, инженер-энергетик Городского грузового района.

Грамотой Государственного департамента морского и речного транспорта награжден Петр Лукич Бебко, заместитель главного диспетчера по технической эксплуатации флота Управления грузовых перевозок.

Учитывая весомый вклад главного диспетчера порта Ивана Даниловича Калачика в организацию перевозок минерально-строительных грузов для потребностей региона и ко Дню профессновального праздника он отмечен знаком “За развитие региона” от главы облгосадминистрации Виктора Бондаря. Почетную грамоту от губернатора за самоотверженный труд получили: Сергей Григорьевич Найденко, докер-механизатор; Петр Яковлевич Нетяга, электрогазосварщик; Сергей Григорьевич Голованенко, таксировщик; Галина Федоровна Березянко, инженер по нормиров0нию; Любовь Хикматовна Галенко, мастер по эксплуатации и ремонту механизации, Людмила Петровна Герасимова, инженер-диспетчер, Александр Федорович Литвиненко, электросварщик; Владимир Иванович Горохов, механник т/х “БТ-470”. Почетными грамотами АСК “Укрречфлот” награждены: Николай Витальевич Линец, докер-механизатор грузового района Амур-Гавань, и Виктор Федорович Кваша, судокорпусник — ремонтник судоремонтного участка управления грузовых перевозок. 18 работников порта награждены знаком “Почетный работник Днепропетровского речпорта”, среди них: Андрей Иванович Пушко, слесарь района Амур — Гавань, Василий Борисович Бойко, старший электромеханик плавкрана “КПл — 101”, Игорь Петрович Щербина, механик т/х “БТ — 708”, а также ветераны порта — Лидия Петровна Гриненко (в порту проработала 40 Лет) и Павел Яковлевич Кизима (43 года). Отметим, что 2008 год особо знаменательный — Днепропетровскому речному порту исполняется 210 лет со дня основания. Об этом мы расскажем более подробно в одном из последующих выпусков. Редакция газеты “Вісті Придніпров'я” поздравляет работников речпорта с профессиональным праздником и желает крепкого флотского здоровья, семейного благополучия и успехов во всех делах и начинаниях.

Юлия УЖВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.