Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Проигрыш на своем поле

[12:55 17 августа 2005 года ] [ Эксперт-Украина, №29-30 (33) ]

Донецкая элита всеми силами демонстрирует готовность договариваться с центральной властью. Однако Киев не гарантирует ей ни безопасности, ни сохранности активов, ни экономической стабильности региона.

В минувшую среду на проигранном "Шахтером" матче с "Интером" отсутствовал человек, которого в тот день многие ждали в Донецке, — Ринат Ахметов, богатейший бизнесмен

Украины и президент ФК "Шахтер". После того как у МВД возникли вопросы к нему по уголовному делу 17-летней давности, он покинул страну и сейчас пребывает в Монако. Однако на прошлой неделе многие наблюдатели в регионе и в Киеве были уверены, что Ахметов вот-вот вернется. Поводом для такого оптимизма послужило освобождение его друга и главного политического менеджера — Бориса Колесникова. Точнее, не само освобождение, а заявления, сделанные главой Донецкого облсовета после выхода на волю. Человек, которого еще недавно прочили даже в лидеры оппозиции, раздал кучу интервью, в которых выступал за сотрудничество с властью, хвалил Ющенко, а намеки на политическую подоплеку его дела с гневом отметал. Все тут же решили: вот и договорились донецкие с властью. Хотя на самом деле ситуация иная.

Да, донецкие хотят договориться с властью. Но то, что власть захочет идти на такой договор, — под вопросом. Вероятно, такие сомнения одолевают и Рината Ахметова. Ведь буквально на следующий день после поражения "Шахтера" замминистра внутренних дел Геннадий Москаль заявил, что Ахметов по-прежнему является подозреваемым в совершении покушения на убийство в далеком 1988 году.

Чего они хотят?

Примерно с 1999 года сложилась специфическая модель отношений донецкой элиты с Киевом. Донецкие обязывались активно претворять в жизнь в своем регионе все установки центра (особенно в части организации нужных итогов выборов), а Киев закрывал глаза на многие их проделки в пределах области. Борис Колесников был виртуозом подобных схем взаимодействия с центральными властями во времена Кучмы и демонстрирует готовность заняться тем же самым и при Ющенко. Теоретически конкуренцию за пост "смотрящего за регионом" ему могли бы составить региональные руководители провластных партий. Однако здесь работа уже проведена. Лидеры местных оранжевых (Антон Клименко, Геннадий Кортунов и прочие) тесно связаны с Колесниковым.

Донецкая элита хотела бы также уберечь от реприватизации бизнес-активы Рината Ахметова и его групп-сателлитов (Эдуарда Прутника, Андрея Клюева, Бориса Колесникова, Михаила Ляшко и некоторых других видных донецких бизнесменов) и, конечно же, получить гарантии от уголовных преследований.

В обмен донецкие готовы предложить центру свой главный политический актив — Партию регионов, которая является второй по популярности в стране. Прекращение разговоров о смене лидера в ней говорит о многом. Совершенно очевидно, что с Виктором Януковичем партия не сможет победить на выборах, и нынешние 15-20 процентов для нее — потолок. Однако этих процентов вполне хватит, чтобы эффективно поддерживать в будущем парламенте инициативы власти и быть ей полезным. А Янукович на выборах может выступить удобным для власти пугалом электората. Ну а после выборов слишком "оппозиционного" Виктора Федоровича (который к тому же сильно раздражает Виктора Ющенко) могут постепенно отстранить от руководства партией ее реальные донецкие хозяева.

Ничего у них не получится

Подобные предложения, по сведениям "Эксперта", неоднократно и по разным каналам доводились до сведения президента и его ближайшего окружения. Но до последнего времени — безуспешно. Сейчас вообще непонятно, с кем и на каких принципах можно договариваться и как проявлять свою лояльность. Поддерживать партию власти? Не лезть в политику? Платить все налоги? Или же исследовать трипольскую культуру и восстанавливать Батурин? Где та правильная схема жизни, которая обеспечит спокойное будущее? Пока власть не сформулировала четкого ответа на этот вопрос.

И кто может дать гарантии? Президент? Но с 1 января 2006 г., после вступления в силу политреформы, он теряет большую часть своих полномочий. В его окружении продолжается ожесточенная борьба кланов Порошенко — Третьякова — Мартыненко ("политбюро" НСНУ) и Тимошенко, исход которой до сих пор не ясен. Донецкие склоняются к сотрудничеству с "политбюро" НСНУ, но и тут легко можно допустить ошибку.

Во-первых, далеко не очевидно, что власть расколется на два лагеря и пойдет на выборы раздельно, что даст Партии регионов теоретическую возможность играть на их противоречиях. Вполне вероятно, что власть сможет все-таки сформировать единый блок, который в отсутствие сильной оппозиции (опять же — по вине донецких соглашателей) возьмет почти половину голосов. И с Партией регионов тогда договариваться не будет нужды. Она превратится в бесполезный парламентский аппендикс, коим последние десять лет были коммунисты. Более того, власть тогда попытается свести значение ПР к нулю, а то — и вовсе уничтожить, чтоб влиять на донецкий бизнес напрямую, минуя посредничество региональщиков-партийцев. Тем более что основой стратегии Киева является унификация Украины, и в этом процессе ей поперек горла любая партийная сила с ярко выраженной региональной окраской. Возможно даже, что политика уничтожения донецкой политической надстройки начнется еще во время предвыборной кампании — как эффектный пропагандистский ход ("бандитам — тюрьмы").

Во-вторых, главная политэкономическая стратегия властей — ослабление влияния местных финансово-промышленных групп как потенциальных конкурентов транснациональных корпораций в борьбе за приватизацию наиболее привлекательных инфраструктурных активов (транспорт, энергетика, газ). Кроме того, нынешние активы донецких являются желанным объектом поглощения для бизнес-структур, связанных с нынешней властью. Соответственно, предмета договоренности о сохранности бизнеса здесь тоже нет.

В-третьих, мировой кризис перепроизводства на рынке стали, а также ухудшение отношений с Россией (что будет иметь следствием удорожание энергоносителей) резко обостряет борьбу за активы между участниками рынка ГМК Украины (украинскими ФПГ, а в будущем, возможно, — и транснациональными корпорациями, если им удастся выкупить "Криворожсталь" и, вероятно, другие меткомбинаты). В первую очередь конкурентоспособность стали будет определяться контролем над составляющими ее себестоимости — сырьевыми активами (уголь и руда) и энергетикой. И того, и другого у Рината Ахметова и дружественных ему компаний — в избытке, а значит, тем больше будет охотников отобрать у него все это добро. Причем охотники эти намного ближе его к нынешней власти.

Наконец, в-четвертых, экономическая и геоэкономическая политика нынешней власти — лоббирование интересов транснациональных корпораций, ухудшение отношений с Россией, перекачка денег из сектора частного промышленного производства в сектор госмонополий (с последующей их приватизацией транснационалами) разрушают индустриальную базу донецкого бизнеса и без всякого передела собственности. Сюда еще стоит добавить возможное резкое сокращение дотаций угольной отрасли и массовое закрытие шахт (вероятно, именно таким путем правительство будет оптимизировать расходную часть бюджета в ближайшие годы в условиях экономической стагнации).

Если подытожить, то пока нет никаких ни объективных, ни субъективных факторов, говорящих о том, что донецкие смогут (при всем их желании) заключить с киевской властью масштабный договор о ненападении. Возможны лишь короткие тактические договоренности — например, накануне выборов.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и население Донбасса. Уже сейчас, как показывают опросы, дончане относятся к властям и ко всем их инициативам резко отрицательно. Рейтинг доверия к президенту Ющенко по всем опросам не превышает 10%. Большинство дончан отмечают ухудшение собственного уровня жизни, что и неудивительно — в регионе спад производства (более 7% за первое полугодие 2005 года) и застой в бизнесе. На шахтах вновь — впервые за последние годы — начались массовые задержки заработной платы.

При неизменности нынешнего политического и экономического курса страны положение населения региона будет только ухудшаться, а следовательно, — будет расти и социальная напряженность. Усилится также и без того резко обострившееся после выборов чувство отличности жителей Донбасса от прочих украинцев. Наложившись на разочарование донецкой элиты в возможностях достигнуть договоренности с властями, все это уже в обозримом будущем может привести к резкому социальному обострению с трудно предсказуемыми последствиями.

Миссия Донбасса

На исторических факультетах вузов в советские времена была популярна такая головоломка. "Были ли прогрессивны реформы Петра I?" — "Да". — "А крестьянские восстания, происходившие в правление Петра I, были прогрессивными?" — "Да". — "А что тогда прогрессивнее?" Правильный ответ таков: если б не эти крестьянские восстания, то русскому народу петровская власть просто сломала бы хребет своими, безусловно, прогрессивными, но уж очень болезненными реформами. А восстания "поправляли" их, не давая царю пойти вразнос.

Примерно такова же ситуация и сегодня. В своем стремлении "хоть тушкой, хоть чучелом" интегрировать нас в Евросоюз, ВТО, НАТО и еще бог весть куда, своими легковесными, импульсивными и непродуманными решениями в хозяйственной сфере нынешняя власть может переломить хребет индустриальной экономике Украины, в которой занята половина населения страны. Национальная миссия Донбасса, как ведущего индустриального региона страны, как раз и могла бы состоять в том, чтобы стать центром честной и жесткой оппозиции такому курсу, потянуть за собой другие индустриальные регионы. Что, конечно же, не означает конфронтации и тем более раскола страны. Наоборот, в силу конкуренции идей и нынешнее правительство могло бы стать умереннее и разумнее в своих начинаниях, и донецкая оппозиция в случае прихода к власти могла бы впитать многие идеи оранжевых. В таком случае взрывного сценария проявления недовольства можно было бы избежать.

Однако для этого необходима четкая артикуляция несогласия с политикой правительства, чего от нынешних донецких лидеров добиться труднее, чем от Януковича — написания без ошибок собственной биографии. Донецкие боятся быть в оппозиции, полагая, что какими-то кулуарными договоренностями они могут себе что-то гарантировать, хотя тем самым они приближают и свой конец, и экономическую деградацию Донбасса. Только создание мощной политической силы могло бы стать гарантией безопасности.

Впрочем, если экономическое положение в области продолжит ухудшаться, а процесс прозрения нынешних донецких затянется, то их уже в скором времени могут заменить другие лидеры, более адекватно понимающие интересы собственного региона. Но это будет уже не Янукович. И не Колесников.

Борис ВУЙКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.