Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Много водки утекло

[12:16 28 декабря 2007 года ] [ Газета.ru, 28 декабря 2007 ]

Алкогольный рынок за 2007 год смог выйти из кризиса.

Но все проблемы решить не удалось: поддельной водки продается много, а с попытками выйти на мировой рынок российские производители опоздали.

По сравнению с откровенно кризисным 2006 годом 2007 год принес алкогольному рынку относительную стабильность. В целом предварительные результаты года для алкогольной отрасли вполне удовлетворительные, считает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. “Если же сравнивать 2007 и 2006 год, то результаты блестящие: производство ликероводочной продукции составит в этом году свыше 130 млн дал, в 2006 — 119 млн дал. Если не сравнивать с 2006 годом, то результаты — так себе. На рынке по-прежнему до 40% продукции — нелегальная, и кардинальных решений для борьбы с ней принято не было”, — говорит Добров.

Системный сбой

Тем не менее, отрасль вышла из кризиса 2006 года, чему способствовали решения правительства, в частности, перенос введения Единой государственной автоматизированной системы учета алкоголя (ЕГАИС) на ноябрь 2008 года и изменение сроков введения требования о полной переработке барды (отход производства этилового спирта).

Но, несмотря на эти положительные моменты, подчеркивает Добров, в 2007 году так и “не было принято мер для борьбы с нелегальной продукцией, и в целом мы вернулись на уровень 2005 года”.

Первыми ввели ЕГАИС производители и импортеры алкоголя — с 1 января 2006 года. Но новых акцизных марок не было. Это поставило алкогольную отрасль в крайне сложное положение: производство в январе—феврале было практически остановлено. Алкогольный кризис, по информации Счетной палаты, обошелся госбюджету в 15 млрд рублей.

С 1 июля 2006 года ЕГАИС ввели для оптовых продавцов, начал действовать и запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками. После чего с прилавков магазинов на несколько недель исчез импортный алкоголь. Поэтому 2007 год прошел под девизом борьбы с последствиями введения системы, и уже в ноябре Госдума в первом чтении одобрила выведение оптового оборота алкоголя из-под учета в ЕГАИС.

В итоге проблемы ЕГАИС предстоит решать в 2008 году, хотя таких серьезных сбоев, как в 2006 году, когда предприятия простояли полтора месяца, не ожидается, говорит глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

Государство решило налить

Практически одновременно с отсрочкой ЕГАИС на правительственном уровне начали появляться предложения по введению различных форм госмонополии на производство спирта. Так, председатель Счетной палаты Сергей Степашин предлагал создать госкорпорацию для распределения этилового спирта и перенести весь объем акциза на его производителей. Пока обе идеи не нашли поддержки в правительстве.

Однако в декабре в Госдуму был внесен законопроект, который позволит властям субъектов создавать госкомпании с исключительным правом на продажу алкоголя. По замыслу авторов, нововведение сможет сократить оборот теневой продукции. Но введение подобного закона может иметь и откровенно негативные последствия: в частности, по мнению Доброва, закон создаст барьеры для федеральных марок. “Введение этого закона нарушит существующее в России единое экономическое пространство”, — говорит эксперт.

Тем не менее, в 2008 году монополия на производство спирта или на продажу алкоголя вряд ли будет установлена, считает Павел Шапкин.

Но рано или поздно госмонополия будет введена, считает эксперт — “слишком часто возникают предложения и законопроекты по введению различных форм монополий”.

Возможное усиление различных форм госрегулирования алкогольной отрасли, в частности, законопроекты о введении госмонополий, могут отпугнуть инвесторов и повлиять на планы компаний в следующем году, считают эксперты. Но государство, похоже, это не остановит.

Бегство на Запад

2007 год стал годом первого размещения на бирже российских алкогольных компаний — в ноябре “Синергия” провела IPO. Готовиться к IPO компания начала еще в 2005 году, начав активно покупать российские ликероводочные заводы. В итоге цена акции в рамках размещения составила 70 долл , что оказалось ближе к верхней границе ценового диапозона 61 — 72 долл за акцию. Было размещено около 19% уставного капитала компании.

Размещение “Синергии” было успешным, говорит аналитик ИК “Финам” Сергей Фильченков. “Тем не менее, интерес инвесторов был обеспечен тем, что “Синергия” — первый игрок этого сегмента, разместивший свои акции на бирже, а также возможный крупный консолидатор отрасли”, — говорит аналитик.

Поэтому 2008 год вряд ли станет годом массового размещения российских алкогольных компаний. “Компании могут прибегнуть к другим источникам финансирования, ведь подготовка к публичному размещению, как правило, достаточно трудоёмкий процесс, усложняющийся, в том числе, и увеличением информационной открытости компаний”, — считает Фильченков.

Помимо выхода на фондовый рынок в 2007 году российские алкогольные компании стали более активно двигаться на мировой рынок. Например, экспортеры русской водки в этом году создали во Франции организацию “Мир русских водок”, которая будет заниматься продвижением водки в Европе. В ассоциацию вошли “КиН”, ФКП “СПИ”, группа “Меркурий”, “Ростест-Москва” и компания Midwest Enterprises, был зарегистрирован знак Authentic Russian Vodka, который будет передаваться производителям русской водки, прошедшей экспертизу.

Правда, сможет ли это облегчить появление русской водки на мировом рынке в 2008 году, предсказать сложно. Как отмечают эксперты Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (“ЦИФРРА”), зарубежные маркетологи создают новый тренд: на смену старым лидерам крепкого алкоголя (виски, джин, ром) готовят новый — водку. Но название “водка” на Западе уже не ассоциируется с Россией, и русские, по мнению экспертов, опоздали.

Наталия ИЩЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.