Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Мандарины для “Укравтодора”

[17:36 02 декабря 2008 года ] [ ОЛИГАРХ.net, 2 декабря 2008 ]

В одном советском мультфильме повествовалось о жестоком, гнусном, жадном и злом мандарине, который паразитировал на китайском народе.

Уже изучая историю в старших классах мы узнали, что мандарин это чиновник в имперском Китае, и чтобы стать мандарином, нужно было долго учиться, а после требовалось пройти сложную процедуру экзаменции. Не буду пересказывать всю историю Поднебесной, но немного обращу внимание на нравы в современной Китайской Народной Республике.

Руководители КНР не раз называли коррупцию главной угрозой для страны. Так что у нас с китайцами общие проблемы. Коррупция в Китае, как и в Украине подпитывается сращиванием государства и бизнеса, а также имеет глубокие исторические корни, поскольку чиновничество там всегда занимало особое положение и пользовалось большими привилегиями. Вот только в Украине с коррупцией борются лишь на бумаге, а в Поднебесной к различным наказаниям за коррупцию ежегодно приговаривается в среднем около 20 тысяч должностных лиц, а приговор приводят в исполнение. Мало того, если поймали коррупционера, то могут применить и смертную казнь, что не раз уже бывало. К примеру, в 2006 году был приговорен к смертной казни вице-мэр Пекина. Шутка ли, это всё равно, что Журавский в Киеве. Вице-мэр, отвечавший за градостроение и госнедвижимость, набрал взяток больше, чем 1 млн. долларов. Деньги он тратил на многочисленных любовниц, не скрывая от граждан своего разгульного образа жизни. За любовь к деньгам и женщинам Чжихуа (так звали вице-мэра) назначена смертная казнь с отсрочкой в два года. Правда, благодаря Пекинским олимпийским играм казнь пришлось отменить на некоторое время, чтобы не омрачать открытие Олимпийских игр-2008. Но позже приговор привели в исполнение.

Почему моё внимание привлёк Китай? Всё очень просто — одна из китайских корпораций “China Road Bridge Corporation” хочет строить дороги и мосты на территории неньки. Корпорация имеет 45 представительств в мире, капитал составляет 560 млн. дол, активы — 90 млрд. дол, а годовой товарооборот — 10,8 млрд. дол. Корпорация насчитывает 800 инженерных судов, 5 600 единиц оборудования. Возможно поэтому украинское правительство обратило внимание на профессионалов (корпорация действительно является специалистом в области строительства дорог и мостов в Китае, имеет в своем списке многомиллиардные проекты и местные награды)? Так же осталось неизвестным, почему тендер выиграли одни (об этом позже), а строить будут другие? И на каких условиях придёт на рынок “China Road Bridge Corporation”? Неужели кроме китайцев никто больше не согласился связываться с украинскими чиновниками? Вопросов больше, чем ответов.

Вообще-то строительство дорог это тайна за семью печатями и притча во языцех. Ведь у непосредственного исполнителя дорожных работ поле для маневров более чем широкое. Начинается все обычно с составления сметы — превысить ее в два-три раза считается абсолютно нормальным. Потом можно “чуть-чуть” схитрить в процессе строительства — где-то насыпать меньше щебенки, где-то недоложить асфальта, а если сделать полотно дороги на пару сантиметров уже запланированного, да еще на протяжении нескольких километров, то сумма получиться с шестью нулями. Кстати, еще можно здорово сэкономить на заработной плате рабочим, а можно вообще не нанимать профессионалов, пригласив вместо них на подсобные работы местных жителей.

Но все это несерьезно, ведь и при таких схемах дорога худо-бедно, но строится. Высший же пилотаж — когда строительная организация, подписав контракт, допустим, на строительство десяти километров дороги и, построив всего два километра, просто “сворачивается” и уходит в небытие. А потом на ее место приходит другая фирма, снова берет у государства деньги и в точности повторяет путь первой. Существует практика, когда фирма выигрывает тендер, а только потом начинает искать реального инвестора. Самое забавное, что за всем вышеперечисленным оказываются одни и те же люди. Не законно — да, но навар велик!

В число любимых подрядчиков “Укравтодора” пока входят несколько отечественных компаний, которым удается выигрывать тендеры на реализацию самых “лакомых” проектов. “Сливки” с дорог нынче снимают ФПГ “Альтком” донецкого бизнесмена Александра Тисленко, “Золотые ворота” Сергея Самусева и Виктора Ящука, “Днепрострой” Владимира Губарева и трест “Донбассдорстрой” Сергея Таруты. Вот только, несмотря на нужные связи, старожилы рынка, осознавая, что по технологиям и подходам к работе они все еще значительно проигрывают возможным зарубежным конкурентам, предпочитают укрупняться и расширять сферу деятельности. Яркий тому пример — действия “Альтком”. В прошлом году компания Тисленко выиграла тендер на строительство дороги Львов—Краковец стоимостью 1,634 млрд. грн. Еще альткомовцы собираются принять участие в тендере на третий проект ремонта трассы Киев—Чоп, который оценивается в 400 млн. Также “Альтком” обзавелся Тельмановским карьером (Донецкая обл.), в котором ежегодно добывается порядка 2,2 млн. куб. м щебня. Этот материал для дорожного строительства позволяет компании дополнительно зарабатывать на его поставках.

Ну да ладно, каждый пытается заработать, как может. Вот только недавнее заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, мягко говоря, повергло в шок. Оказывается, правительство уже который год ищет инвестиции для строительства дорог. Для этого необходимо 118 миллиардов грн., а привлекать эти деньги Кабинет министров планирует в следующем 2009 году. Прежде всего, это большая кольцевая дорога вокруг Киева, а также магистрали (внимание) — Львов-Краковец. А не та ли это магистраль, тендер на строительство которой выиграл “Альтком”? Почему фирма, которая выиграла тендер, до сих пор не приступила к строительству? А дело в том, что 22 февраля Кабмин урезал с 88 млрд. грн. до 37,547 млрд. грн. средства, предусмотренные на благоустройство дорог по госпрограмме подготовки и проведения Евро-2012. Понятно, работать “за гроши” и при этом не воровать — абсурд.

Вот так обстоят дела не только со строительством магистрали Львов-Краковец. Всего в Украине насчитывается 19 проектов, которые нуждаются в инвесторах, а также прибавьте к этому ремонт уже существующих дорог. Если посмотреть на ужасное состояние дорог Киева, то, что говорить о шляхах маленьких городков и сёл. Я уже не говорю об украинском “БАМ” — автотрасса Киев-Одесса, для завершения строительства которой до сих пор требуется 3,7 млрд. грн. После того, как этот проект был начат в 2003-2004 гг., его пришлось частично заморозить и теперь эта дорога с “ямковым” ремонтом больше похожа на Чумацькый шлях.

Получается, пока из бюджета более-менее выделялись средства, желающих было достаточно. Даже уволенный с поста глава национального агентства по вопросам Евро-2012 Евгений Червоненко тоже пристрастился к “строительству дорог”. Компания “Золотые ворота” Сергея Самусева, входит в “сеть друзей” “красного барона”. Так что можете представить, какими суммами ворочали украинские чиновники. В Поднебесной за такое не расстреливали, а четвертовали, а потом вешали. Может, поэтому китайцы не могут определиться работать ли им с Украиной, поскольку свои намерения по поводу строительства дорог в Украине они озвучили еще, когда министром транспорта и связи был Николай Рудьковский. Получается, коррупционные чиновники Китая увидели в украинских коллегах знакомое и родное?! Вот только за это можно лишиться головы.

Тем более что китайские банки недавно уже рассматривали возможность предоставления долгосрочного кредита в размере до 5 млрд. долларов сроком на 20-25 лет для строительства автобанов в Украине. Тогда впервые о себе заявила китайская корпорация “China Road Bridge Corporation”, а позже им предложили рассмотреть, так сказать в нагрузку, проект строительства участка мостового перехода с арочной конструкцией через Днепр (часть Подольско-Воскресенского моста), но корпорация так и не рассмотрела проект.

Теперь “Укравтодор” планирует подписать соглашение с “China Road Bridge Corporation” о строительстве автодороги на участке Борисполь-Бровары. И, какое совпадение, ООО “Дорожное строительство “Альтком”, являющемся подрядчиком данного проекта уже как бы ведет строительство большого окружного кольца. Компания приступила к выполнению работ на отрезке “19-й — 23-й км” в рамках подписанного в июне 2008 г. контракта на сооружение четырех километров северо-восточного объезда Киева. Строительство на участке “23-й — 26-й км” будет вести ДСУ-50. Стоимость работ, по экспертным оценкам, превысит 20 млн. долл.

Общая стоимость реализации данного проекта составит 25 млрд. грн в ценах 2008 года. Но, если строительство автодорог ещё совсем недавно ассоциировалась исключительно с подготовкой к проведению финала Чемпионата Евро-2012, то теперь строительство автомагистралей Юлия Тимошенко называет, одним из способов вывода отечественной экономики из кризиса. По мнению Тимошенко, “это даст возможность действительно дать дополнительные рабочие места и дополнительные объемы работы экономического сектора Украины… Много стран в период экономической депрессии выходило из стагнации за счет масштабного строительства автомобильных дорог”. Она отметила необходимость принятия ряда законопроектов, которые должны способствовать дорожному строительству и преодолению коррупции при подготовке проектов. В частности, эти законы касаются закона о концессии и закона о государственно-частном партнерстве. Кроме того, глава правительства намерена вести контроль над качеством строящихся дорог.

Но о том, какие дороги и мосты Тимошенко считает качественными, стало известно в октябре. Временный мост, торжественно открытый премьером 25 августа, когда наводнение на Западной Украине пошло на убыль, не продержался и двух месяцев. Из-за сильного ливня мост был подмыт рекой, из-за чего дорога государственного значения Стрий-Черновцы-Мамалыга, которая также является объездной для областного центра Прикарпатья, была перекрыта.

Просто, классика “мандаринства” — деньги освоили, что-то там построили, а там трава не расти. Такое отношение к строительству дорог подтверждают результаты проверки КРУ: в деятельности “Укравтодора” в 2007 г. обнаружено нарушений на 500 млн. грн. Может быть поэтому китайцы, у которых “мандаринство” в крови и пришли на украинский рынок. По крайней мере, в Неньке не карают за коррупцию так круто, как в Поднебесной.

Виктор ПАЛАДИНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.