Ведутся кулуарные переговоры, заносятся немалые суммы, составляются списки. Списки подаются в Секретариат Президента — на утверждение. Дабы к национальному празднику в стране стало больше генералов и кавалеров всяческих наград. Особенно активно идет процесс в МВД. Список очередных достойников уже составлен и направлен на Банковую. Этот список нужно читать с калькулятором в руках. Ведь едва не каждое награждение, присвоение высокого звания — это деньги. И нулей в каждой цифре — от трех до… шести.
По крайней мере, первый замначальника киевской милиции Анатолий Даниленко, которому “светит” генеральская должность, и который давно мечтает о генеральских погонах, в узком кругу заявлял, что не пожалеет на это и пару миллионов долларов! Блефует, конечно. Как истинный бизнесмен — один из самых обеспеченных милиционеров, он знает, что деньги любят тишину и сохранность. Торг здесь уместен. Об этом соискателе генеральской должности мы непременно расскажем в ближайшее время. А сегодня — о не менее яркой личности, также значащейся в списке Луценко на предоставление очередного звания — начальнике Департамента ГАИ МВД Геннадии Коломийце. Да-да, том самом — скандально уволенном Ющенко в феврале 2008-го на Коллегии МВД после унизительного “фака” в исполнении замначальника “Кобры” Кожи в адрес начальника парламента Яценюка.
Кожу, потерявшего должность после этой истории, не жалко: он давно отвечал в ГАИ за легализацию “левых” машин и “двойников” (это — основная “специализация” “Кобры”, а совсем не то, что вы думали). Но действительно пострадавшим можно считать начальника “Кобры” Дмитрия Цимаховича, занявшего этот пост за две недели до “фака”. Человек ничего плохого и сделать-то не успел, а его “сдали”, дабы погасить монарший гнев. Вот за кого следовало заступаться министру Луценко. Ан нет! Он решил сохранить голову Коломийца. Секрет прост: тот не только проверенный боец министра в теневых схемах, связанных с автотранспортом, но и кум одного большого человека. Сегодня Луценко не в чести на Банковой. Поэтому не факт, что список награждений-повышений, который он подал Президенту, будет подписан. Но то, что Коломиец будет обласкан Президентом почти не вызывает сомнений. А как иначе, ведь для Виктора Андреевича кумовство — понятие почти святое. А Коломиец — кум целого замглавы президентского Секретариата Игоря Пукшина. Ранее ТЕМА рассказывала по секрету читателям, что Коломиец и Пукшин женаты на сестрах. Ну разве после этого офицер Коломиец не достоен присвоения очередного звания генерал-лейтенанта!
А то, что наш вождь вспылил на коллегии МВД — так то быльем поросло. Если уж снимать Коломийца — так не за “фак” Кожи, а за развал системы ГАИ как таковой. Благо, доказанных фактов его преступной деятельности болем чем достаточно. Ленивый может просто ознакомиться с многостраничными результатами аудита МВД, предпринятые во времена министра Цушко. Сегодня все эти материалы незаслужено забыты. Но у автора этих строк память долгая. Писать про злоупотребления в службе ГАИ — опасно, ибо эта история грозит превратиться в бесконечный роман. Мы его обязательно напишем. Например, про проверку силами КРУ, которая выявила в системе ГАИ МВД хищения и злоупотребления в содружестве с фирмой Riko на 42 млн. грн., либо18 млн. грн. на одних лишь пластиковых карманах для удержания на лобовом стекле автомобиля карточки прохождения техосмотра!
А пока, в преддверии праздника Независимости и грядущего повышения в звании г-на Коломийца, расскажем об одном лишь эпизоде, который тянет лет эдак на 5-7 с конфискацией. Речь — о базах ГАИ. Мы выбираем именно этот эпизод, дабы показать: в ГАИ не дураки сидят, люди способны на интеллектуальные преступления, а не одни лишь тупые поборы на дорогах…
Еще в далеком 2003 году этой темой заинтересовалось грозное СБУ, что само по себе вызывает уважение к преступникам. В справке замначальника главка по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ Кулиша на имя тогдашнего начальника Департамента ГАИ МВД Миленина повествуется, как можно делать миллионы на программном продукте. Чуть ниже мы добавим к этому то, о чем Кулиш очевидно, не знал. Вот вам схема, которая, оставаясь известной долгие годы, сохранила свою актуальность и с успехом используется по сей день. И это не взирая на то, что на справке, предоставленной Миленину “на ваше решение”, стоит его резолюция: “С.Коломиец. Разобраться, доложить”.
Итак, в 1996 году было решено вводить компьютерную систему в подразделениях ГАИ. Это могло стать началом быстрого конца налаженной системы преступлений по легализации угнанного транспорта, поставкой в Украину машин-“двойников”, неконтролируемой продажей водительских удостоверений, прохождением техосмотров “мимо кассы” и пр. Всеми этими процессами руководили первые лица Департамента ГАИ, поскольку речь шла о многих миллионах, а такие суммы никто не отдает в руки посторонних и младших по званию. Товарищи генералы немного поволновались, но потом решили подготовить свой “ответ Чемберлену”. То есть — формально выполнить распоряжение, а фактически — модифицировать форму преступного обогащения, так сказать, в духе компьютеризированной эпохи. Наверняка, не обошлось без “яйцеголовых” программистов, что мы вскоре докажем.
Процесс стартовал с УГАИ УМВД в Запорожской области. Там были создано и доработаны совместно с коммерсантами из фирмы “Комит” информсистемы “Административная практика” и “Автомобиль”. Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения ГУГАИ МВД испытал их и выдал свидетельство про согласование программного продукта “Комита”, который был разрешен для внедрения по всей стране.
На то время в Запорожье также были разработаны базы “ДТП”, “Техосмотр”, “Учет водительских удостоверений”, “Администратор”. Но! Изюминка заключалась в том, что на программный продукт, за который из милицейского бюджета заплатили немалые суммы, не составлялась техдокументация с описанием системы. Подобное могло произойти исключительно по злому умыслу. Для специалистов понятно, что это означает, для непосвященных объясним. Фактически, служба ГАИ получила программный продукт, который был защищен от проникновения только для посторонних, но отнюдь не для тех, кто этот продукт разрабатывал. А владельцы продукта, не зная того, по какому алгоритму создавались базы, фактически не могли бороться со сторонними проникновениями. К чему это привело расскажем позже.
В 1998 году граждане Петренко и Суббота создали в Николаеве ООО “Гранд ПС”, в состав учредителей которого также вошли Владимир Компанец и Александр Чикал. Мы не знаем, кто эти уважаемые люди. Единственное, что удалось установить: начальником главного управления промышленности, транспорта и связи Киевобладминистрации являлся Игорь Владимирович Компанец. А еще нам известно, что все лица, якобы имевшие отношение к разработке программного продукта для ГАИ, в действительности никакого отношения к этому не имели. К тому же выводу пришло и СБУ. Но об этом — чуть позже.
Далее включался очередной элемент теневой схемы. “Гранд ПС” заключил договор с запорожским ГАИ, согласно которого при регистрации каждого автомобиля в ГАИ на счет “Гранд ПС” падало 25 гривен. Затем ту же схему внедрили и в Николаевской области. В обоих случаях прямого отношения учредителей фирм-получателей “скромных” 25-гривневых отчислений к руководителям областных ГАИ не наблюдалось.
Но в апреле 1999 года в Луганске родилось на свет ООО “Авайд”, с паевым участием Петренко — 49%, Субботы — 25% и оставшихся 25% — начальника УГАИ УМВД в Луганской области Александра Бондаренко. Летом 1999 года на Луганщине была установлена информационная система, аналогичная тем, что отчисляли средства на счета коммерсантов в Запорожской и Николаевской областях.
В 2001 году случился очередной прорыв. В Киеве было зарегистрировано ООО “Всесвит”, в число учредителей которого входила Алла Юрьева (30%), супруга сотрудника отдела информационного обеспечения УГАИ в Запорожской области. Далее с этой фирмой начали заключать договоры иные региональные отделения ГАИ. Но фирма оказалась фиктивной. Ее сотрудники реально работали и получали зарплату в известной нам “Гранд-ПС”.
То есть, схема, запущенная в бытность начальником Главка ГАИ МВД всемогущего Юрия Дагаева долгие годы функционировала под контролем “Гранд-ПС”, очевидно, имевшей непосредственное отношение к Дагаеву. Затем к “программному” процессу присоединилась компания “Инком”. А к началу 2000-х годов коррупционное одеяло перетянула на себя харьковская фирма “Всесвит”, очевидно, контролируемая новым начальником — Милениным.
Естественно, при этом не проводились никакие обязательные тендеры. А программный продукт, за который всякий раз платились сумасшедшие деньги, примитивно копировался и устанавливался в очередном областном ГАИ. В результате каждое областное подразделение в соответствии с договором ежемесячно перечисляло на счет упомянутых фирм по 15.000 гривен. Заметьте: на то время это были совсем другие деньги, нежели сейчас. А, например, за базу “Автомобиль” в 2001 году научно-исследовательский центр ГАИ МВД заплатил сто тысяч гривен. Для соблюдения формальностей составлялись фиктивные акты приема-сдачи работ. Например, ГАИ Одесской области ежемесячно платило деньги “Гранд-ПС” якобы за обслуживание каналов связи. В действительности эту работу выполнял “Укртелеком”. Только в 2001 году на счет упомянутых фирм перечислили 1,8 млн.грн., а в 2002- 1,5 млн.
Далее деньги выводились из фирм-получателей на иные коммерческие структуры — якобы за выполненные работы. Впрочем, как выяснило грозное СБУ, фирмы-получатели миллионных средств не имели никакого отношения к разработке программного продукта.
Если вы думаете, что это конец коммерческой истории, смеем заверить: это лишь начало. В действительности, изюминка схемы заключалась отнюдь не в вымывании из бюджета МВД жалких миллионов за якобы произведенный программный продукт и не перекачка 25-гривенных купюр автовладельцев в карманы гаишных бонзов.
Основные деньги были зарыты в праве доступа к базам данных, установленных в ГАИ. Это только наивный думает, что право доступа к ним определяет ГАИ. В действительности, разработчик-коммерческая структура позаботился о том, чтобы оставить в программной оболочке “дыры”, через которые в базу можно проникнуть элементарно посредством телефонной линии. А вот здесь счет уже не на миллионы гривен, а на десятки миллионов долларов. Фактически, преступная группа, в которую входят разработчики баз данных ГАИ, через несанкционированный доступ по сей день предоставляет услуги по легализации угнанных машин, машин-двойников, нерастаможенных транспортных средств. Каждое такое авто, внесенное в базу данных — это тысячи долларов.
Бизнес по “интернет-легализации” со временем принял такие масштабы, что областные ГАИ начали отсекать свои базы данных от внешних каналов связи. Но какой тогда смысл в этих базах, которые по определению являются централизованными? А вот какой: система создавалась отнюдь не глупыми людьми. И ее идея заключалась в том, чтобы сделать невозможным централизованный — общеукраинский — контроль за автопарком страны. Именно по этой причине, например, Департамент ГАИ МВД по сей день не имеет единой базы данных. Например, база данных авто, зарегистрированных в Киеве, не интегрирована в общеукраинскую. Если это сделать, всплывут тысячи машин-двойников, большая часть которых ездит по столичным трассам. Ведь, как правило, речь идет о машинах элитного класса, которые так любят олигархи и коррумпированные чиновники из центральных органов власти. К сведению читателя: едва ли не большая часть роскошных авто, которые колесят по киевским дорогам — это машины-двойники и те, что не прошли легальную таможенную процедуру с уплатой многих тысяч долларов в бюджет.
Читатель спросит: при чем тут Коломиец, ведь речь идет о 90-х годах, о проделках генерала Юрия Дагаева, умершего в далеком 2003-м? Но ведь эти схемы известны нынешнему начальнику ГАИ Коломийцу с 2003-го года, что подтверждает резолюция на справке СБУ тогдашнего начальника ГУ ГАИ МВД Миленина. А система успешно работает поныне. И, очевидно, приносит свежую копейку уже нынешнему руководству. Последний пример: уже во времена Коломийца было зафиксировано хакерское вторжение в базу данных ГА МВД, в результате которого были внесены данные на 130 автомобилей, преимущественно представительского класса.
Справедливости ради признаем: хакеры не всесильны. Эта операция имела смысл при одном условии: смычке хакеров с руководством ГАИ не ниже областного уровня.
Дальнейшая процедура легализации “левых” авто, внесенных в базу данных, такова. Владелец одного из таких автомобилей является с поддельным техпаспортом в одно из областных ГАИ (в котором, очевидно, уже “договорено”), предоставляя фиктивный документ о том, что машина снята с учета. После чего автомобиль ставится на временный учет — процесс легализации на этом можно считать оконченным. Таким образом, в частности, можно миновать процедуру таможенного оформления, которая стоит тысячи долларов.
Сегодня решение проблемы представляется простым: либо заново создать новые-защищенные и четко описанные производителем базы данных, либо “поработать” с разработчиками существующих баз из фирмы “Всесвит”. Генерал Коломиец это прекрасно знает, но никогда этого не сделает. Ибо в таком случае иссякнет один из основных источников его дохода — лагализация “левых” авто. У него иные приоритеты: фальсификация статистики по ДТП (об этом — в следующий раз) и ковыряние дополнительных дырочек в погонах: день Независимости — не за горами, а с ним — и очередное звание. С наступающим праздником, товарищ генерал!
Иван СТЕПАНОВ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.