Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Долгая память

[11:27 17 марта 2006 года ] [ Экономические известия, №46 (351) ]

Закон о Фонде госимущества Украине не нужен, считают эксперты. Ибо, зачем отдельный закон обычному министерству?

Именно в обыкновенное, никаким особым статусом не отмеченное министерство, предлагается преобразовать Фонд госимущества. Полномочия по управлению имуществом у ФГИ также следует отобрать.

Тезис о том, что государство — неэффективный собственник, выходит из моды. По крайней мере, член Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Николай Бурмака советует о нем забыть. “Давайте скажем, что само по себе государство — хороший собственник. Просто оно использовало неэффективные методы управления”, — предложил он на “круглом столе” в юридической фирме “Салком”.

Объяснить, как может быть хорошим управленцем тот, кто использует плохие методы, г-н Бурмака не смог. Однако он уверен, что эти методы необходимо менять. “Для каждого отдельного случая они должны быть своими”, — полагает чиновник.

По данным Фонда госимущества, всего в госсобственности находятся пакеты акций 1316-ти акционерных компаний. Найти свой отдельный метод для каждого из них будет тяжеловато. Структура корпоративных прав государства за последние несколько лет меняется, но в основном за счет увеличения пакетов акций менее 25%, отмечают в фонде. Общая номинальная стоимость государственных долей в украинских компаниях составляет 28 млрд. грн. На все это добро в 2005 г. было получено 1,795 млрд. грн. дивидендов. “Не стоит обольщаться, в этой сумме велика доля “задолженности” дивидендов за прошлые годы”, — уточнил зампред ФГИ Александр Потимков. Всего с 2000 г. в бюджет поступило около 3 млрд. грн. дивидендов. “Я полагаю, что 3 млрд. поступлений не являются показателем эффективного управления”, — отметил президент института приватизации, управления, собственности и инвестиций Александр Рябченко. По его мнению, управлять даже небольшими пакетами можно с легкостью: “Например, в облэнерго с двух сторон есть пакеты по 35% акций. У государства — 25%. Оно вполне может договориться с одним из акционеров, как работать прозрачно, и управлять”, — считает г-н Рябченко.

“То, что получил ФГИ за три года — это слезы, — заявил заведующий кафедрой хозяйственного права КНУ им. Т. Шевченко Александр Дзера. — Этого даже не хватило бы на то, чтобы заплатить гонорары голливудским звездам”. На вопрос, а зачем, собственно, им платить, доктор юридических наук отвечать не стал, а сразу заявил, что проблема неэффективности управления госправами кроется в статусе самого Фонда госимущества. “Фонд наделен такими разнообразными функциями, которые мешают ему спокойно работать”, — уверен юрист. В качестве альтернативы он предлагает воссоздать Агентство по управлению государственными корпоративными правами. Такая структура уже существовала в Украине с 1998-го по 2000 г. и оставила о себе долгую память. Как напомнил вице-президент компании по управлению активами “КИНТО” Анатолий Федоренко, “Агентство ничем само не управляло, они продавали договора на право управлять госпредприятиями”.

Возрождать агентство в том виде, в котором оно существовало, никто вроде бы не хочет. Но о реформации Фонда госимущества говорят все. Как заявил советник президента Александр Пасхавер, Фонд госимущества логичнее всего было бы преобразовать в обычное министерство. “Фонд в свое время совершенно осознанно создавался как альтернатива Кабмину. Его существование и статус противоречат Конституции, но тогда на это шли осознанно”, — рассказал г-н Пасхавер. Сейчас, по его мнению, ФГИ должен быть полностью подчинен Кабмину, должен стать его структурой. При фонде-министерстве, по мнению г-на Пасхавера, можно было бы создать два агентства: по управлению корпоративными правами и по приватизации. Что будет с приватизацией, если ею будет заниматься хозрасчетная структура, он не уточнил. “Так много хочется сказать, но я не буду”, — отметил он и добавил, что при передаче госпакетов в управление физическим лицам, как это предлагает принятый Радой закон о госсобственности, имеет смысл часть получаемого от управления дохода направлять на страхование ответственности управляющих.

Заведующий кафедрой хозяйственного права КНУ им. Т. Шевченко Валентин Щербина вообще раскритиковал документ в пух и прах. Его возмущение среди прочего вызвал и тот факт, что в законе ничего не написано о том, как будет учитываться и управляться та собственность, которая “прирастает” в процессе управления. “Извините, а почему вы сделали вывод, что в результате управления собственность должна прирастать?” — поинтересовался зампред ФГИ г-н Потимков. “Видимо, потому что я — оптимист”, — ответил ученый.

Анна КИБОВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.