Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Грешная простота

[17:35 25 марта 2008 года ] [ Эксперт-Украина, №12, 24 марта 2008 ]

Правительство намерено ликвидировать одну из схем минимизации НДС — запретить частным предпринимателям импортировать товары без уплаты налога.

Однако точечные меры здесь не помогут. Чтобы единый налог перестал быть инструментом недобросовестной конкуренции, нужна комплексная реформа всей налоговой системы

На рассмотрение Кабинета министров вынесен проект постановления, в котором предлагается обязать упрощенцев при импорте товаров платить налог на добавленную стоимость. Цель нововведения — остановить поток дешевой контрабандной продукции, попадающей в нашу страну через физлиц, работающих по упрощенной системе налогообложения. Эта система, введенная в 1998 году указом президента Леонида Кучмы, была призвана стимулировать развитие малого бизнеса. Частные предприниматели с оборотом до 500 тыс. гривен освобождались от уплаты НДС, налога на доходы физлиц (тогда — подоходного налога), платы за землю и сборов в социальные фонды. Все эти налоги и сборы вошли в единый фиксированный налог, размер которого варьируется от 20 до 200 гривен в месяц. Однако нововведением стали пользоваться и крупные предприятия — они начали создавать фиктивные частные предприятия, чтобы минимизировать уплату налогов.

По оценкам президента Всеукраинского объединения работодателей швейной промышленности Александра Соколовского, в прошлом году без сертификации и уплаты налогов только товаров легкой промышленности удалось ввезти и реализовать на 50 млрд гривен, из-за чего госбюджет недополучил 10 млрд гривен.

Черная дыра экономики

В 2007-м более двух с половиной тысяч упрощенцев превысили предельный объем выручки. Обороты нескольких десятков “мелких предпринимателей”, которые отдают в бюджет 2400 гривен в год, перевалили за миллиард гривен. При этом неизвестно, сколько бизнесменов из миллионной армии плательщиков единого налога используют такие схемы — они не обязаны вести полноценную бухгалтерию, а налоговые инспекторы не могут проверить информацию об оборотах по их счетам. Законодательство предусматривает единственную санкцию для нарушителей норматива предельной выручки — перевод на общую систему налогообложения.

Трудно также оценить ущерб, который наносит бюджету существование такого внутреннего офшора, как единый налог. Так, глава Государственной налоговой администрации Сергей Буряк рассказал, что в прошлом году одна предпринимательница ввезла по упрощенной схеме автомобилей на 300 млн долларов, из-за чего в бюджет не попали 100 млн долларов. И таких примеров можно привести немало — этой системой пользуются и газотрейдеры, и крупные розничные сети, и гостиницы. Процветанию таких схем способствовали и парламентарии, которые в 2005-м в ответ на протесты представителей малого и среднего бизнеса против ужесточения налоговой политики отменили штрафы и взыскания за превышение предельного объема годовой выручки.

Злоупотребления при импорте и неадекватный оборот — вот две основные проблемы упрощенной системы. Но только этим предприниматели-упрощенцы не ограничиваются. Многие бизнесмены переводят сотрудников на упрощенную систему налогообложения, чтобы сэкономить на социальных взносах и налоге на доходы физлиц, обналичивают деньги, подписывая фиктивные договоры о предоставлении услуг. Согласно исследованию Международной финансовой корпорации, каждый второй плательщик единого налога на самом деле трудится в штате крупного предприятия. При этом работодатели не объясняют своим сотрудникам, что создание фиктивных частных предприятий считается уголовным правонарушением. Так, в России Михаил Ходорковский и другие топ-менеджеры нефтяной компании ЮКОС в том числе были осуждены и за применение подобных схем. У нас проекты решений о полноценном налогообложении штатных сотрудников, находящихся в статусе упрощенцев, были разработаны еще три года назад.

Однако с момента введения в 1998 году упрощенная система почти не изменилась. В результате указ президента противоречит всем фискальным законам, принятым позже, в частности, законодательству о пенсионном страховании и закону о налоге на доходы физических лиц. К тому же многие нормы указа морально устарели. Если десять лет назад 200 гривен равнялись двум минимальным зарплатам, то сейчас минимальная зарплата более чем вдвое превышает сумму налога. Раньше 500 тыс. гривен (200 тыс. долларов по курсу 1998 года) составлял годовой оборот бизнесмена средней руки, а сейчас столько зарабатывают два-три лотка на базаре.

Боязнь базара

Четыре последних правительства знали о недостатках упрощенной системы и даже пытались их устранить. Реформировать упрощенку собирались в последние пять лет периодически сменяющие друг друга на посту министра финансов Николай Азаров и Виктор Пинзеник. Но дело так и не сдвинулось с места, поскольку ни один Кабмин не пошел на непопулярные меры.

Полумеры вроде взимания НДС с упрощенцев при импорте товаров решением проблемы тоже не являются. Более того, постановление правительства об упрощенной системе налогообложения, как и предыдущие письма и приказы Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) и Гостаможслужбы, противоречит Указу президента “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” и может быть оспорено в суде. Решать проблему комплексно Кабмин не хочет. Причем бездействие правительства вызывает недовольство и крупного, и малого бизнеса.

Частный предприниматель из Вышгорода (Киевская область) и член общественного совета при районной администрации по развитию малого бизнеса Галина Степаненко считает, что главная проблема — цены на недвижимость. По закону о госбюджете-2008 органы местного самоуправления обязаны передавать имущество в аренду только на аукционах. В конце февраля Кабмин издал постановление, согласно которому арендовать или купить любую государственную и коммунальную недвижимость можно только через аукционы. Из-за этой нормы упрощенцы (в первую очередь владеющие социально ориентированным бизнесом — мастерскими по ремонту обуви, швейными мастерскими, книжными магазинами) массово теряют свои помещения. Как правило, аукционы выигрывают предприниматели, которым принадлежат более доходные бизнесы — салоны игровых автоматов или магазины сотовой связи.

Не решена также проблема пенсионного страхования. Согласно указу президента об упрощенной системе налогообложения, сумма пенсионных взносов входит в состав единого налога, а по закону о пенсионном страховании все работающие обязаны платить минимальный пенсионный взнос, который зависит от размера минимальной заработной платы. В результате уже третий год Пенсионный фонд через суды пытается заставить упрощенцевдоплатить недостающие суммы пенсионных взносов (до 84 гривен с человека в месяц). Для некоторых категорий упрощенцев — сельских магазинов, пунктов по ремонту обуви и одежды — такая доплата является неподъемной. В итоге десятки тысяч судов по всей стране завалены исками, а упрощенцы массово уходят в тень. Степаненко официально зарегистрировала всех своих работников и уже несколько лет судится с местным отделением Пенсионного фонда.

Частный предприниматель из Севастополя Надежда Семак недовольна сложностью процедуры приема на работу и увольнения персонала с участием налоговой администрации и органов социального обеспечения. “Меня заставляют нанимать людей без испытательного срока. В результате одна из продавщиц, обворовав меня, уехала в Россию. А я не могу ее уволить”, — рассказывает предприниматель.

Еще одним камнем преткновения для упрощенцев является система государственных закупок. В небольших городках основными, если не единственными заказчиками многих частных предприятий по ремонту, оптовой торговле продуктами питания, канцелярией или офисной мебелью были государственные ведомства. После введения многочисленных платежей за консультационные услуги продавать чтолибо государству стало невыгодно.

Средние против малых

Устранить схемы, которые используются для уклонения от уплаты налогов, и при этом облегчить жизнь малому бизнесу не так уж сложно. Прежде всего нужно отменить право плательщиков НДС на добровольную регистрацию и обязать уплачивать этот налог всех бизнесменов, чей годовой оборот превышает 500 тыс. гривен (сейчас — 300 тыс. гривен). Это позволит предпринимателям-физлицам избежать уплаты налога на добавленную стоимость. Всех владельцев фирм, годовой оборот которых больше полумиллиона гривен, необходимо обязать регистрироваться плательщиками НДС на общих основаниях. Кроме того, упрощенцы с годовой выручкой свыше 500 тыс. гривен должны платить налог с разницы между фактическим и предельным оборотом (к примеру, по ставке 15% — столько составляет налог на доходы физических лиц).

Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса в некоторых странах

Основная проблема для налоговых реформаторов — определить реальные обороты бизнеса. Заставить торговцев перейти на кассовые аппараты очень сложно: это не только требует дополнительных затрат, но и не позволяет торговать несертифицированной контрабандной продукцией.

То, что упрощенная система открывает дорогу контрабанде и серому импорту, беспокоит не только чиновников, но и предпринимателей. В частности, бизнес-ассоциация “Успешная Украина” уже несколько лет пропагандирует налоговую реформу, которая предполагает кардинально новый подход к упрощенной системе налогообложения. По мнению главы ассоциации Юрия Бойко, сейчас средний бизнес не в состоянии на равных конкурировать с малым из-за различного налогового бремени. Государство вынуждает средние предприятия нарушать законы и дробиться, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Своим бездействием правительство усиливает противоречия в среде предпринимателей. Однако у Сергея Буряка, выступающего против радикальных изменений, есть на то веские основания. Непродуманное увеличение штрафов за превышение объема выручки или тотальное введение кассовых аппаратов вызовет социальное недовольство. Хотя кассовые аппараты можно предлагать на условиях лизинга, тем более что такое нововведение поможет предотвратить кражи со стороны продавцов.

Минимизация импортного НДС при помощи упрощенцев

Чтобы избежать протестов, ограничения для минимизаторов лучше вводить одновременно с послаблениями для самых мелких и социально незащищенных упрощенцев. К примеру,для базарных торговцев, объем выручки которых не превышает 100 тыс. гривен в год, налог можно сделать символическим: взимать по 84 гривни в месяц и перечислять эти деньги в Пенсионный фонд, чтобы обеспечить им хотя бы минимальную пенсию. В рамках реформы упрощенной системы целесообразно ввести дифференциацию ставки единого налога. Тогда отчисления в бюджет будут зависеть от оборотов. Так, упрощенцы, чей оборот составляет до 100 тыс. гривен в год, ежемесячно могут платить не больше 100 гривен, упрощенцы с годовым оборотом 300—500 тыс. гривен — 200—300 гривен в месяц. При этом предприниматели, которые заключают регулярные контракты только с одним юридическим лицом, то есть штатные работники компаний, должны полностью уплачивать налог на доходы физических лиц и сборы в социальные фонды. Эти решения окажутся эффективными и их поддержат предприниматели, только если будет снижена общая ставка социальных взносов.

Немощный всезнайка

Однако правительство больше думает о дальнейшем усилении налогового бремени, поэтому бизнес ищет новые пути минимизации отчислений в госбюджет. До конца марта Кабмин собирается внести в парламент пакет законопроектов, направленных на изменение главного финансового документа страны на нынешний год. Кроме традиционного увеличения социальных выплат правительство посреди финансового года хочет внести изменения в налоговое законодательство. В частности, распространить правило обычных цен почти на все операции между плательщиками налога на прибыль, а также обязать всех плательщиков НДС вместе с декларацией о доходах подавать в электронном виде и информацию обо всех операциях с контрагентами. Это самые серьезные изменения в налоговом администрировании за последние пять лет — с момента реформирования налога на доходы граждан. В результате учет усложнится, к тому же понадобится новое бухгалтерское программное обеспечение (его будут продавать фирмы, тесно связанные с налоговиками).

Однако все эти изменения вряд ли помогут значительно увеличить доходы бюджета: по данным налоговой администрации, введение расширенной декларации по НДС и повсеместное применение обычных цен дополнительно принесут казне всего два миллиарда гривен. А это меньше процента доходной части сводного бюджета. Передача в ГНАУ всех копий налоговых накладных вместе с тотальным внедрением обычных цен позволит налоговой службе получить исчерпывающие сведения об экономической активности в стране. Пока же ни одно украинское ведомство технически не способно обработать такой массив информации. Между тем Кабмин уже оформил кредит на 250 млн гривен на создание единой базы данных всех фискальных органов.

Схема минимизации внутреннего НДС при помощи упрощенцев

Однако без внесения изменений в налоговое законодательство, в том числе и регулирующее упрощенную систему налогообложения, все эти новации лишь улучшат статистику. После тщательного анализа в течение нескольких месяцев сотен тысяч деклараций по НДС вместе с многочисленными дополнениями глава ГНАУ сможет назвать точную сумму минимизации налогов при помощи различных схем. Но применить к минимизаторам какие-либо административные меры (кроме профилактических бесед) не позволяет законодательство.

Международный опыт свидетельствует, что государство может стимулировать развитие малого бизнеса без вреда для бюджета. Об этом знают и правительство, и оппозиция, и фракции коалиции. В частности, Партия регионов готова предоставить семейному бизнесу, где не используется труд наемных работников, пятилетние налоговые каникулы. Блок “Наша Украина — Народная самооборона” предлагает увеличить предельный объем выручки для упрощенцев и ввести дифференциациюставок единого налога в зависимости от вида деятельности, региона и суммы выручки. В Блоке Юлии Тимошенко апеллируют к российскому опыту налогообложения малого бизнеса. Главное — преодолеть страх перед непопулярными реформами и превратить упрощенную систему из удобного инструмента реализации схем по минимизации налогов в механизм для развития предпринимательства.

Игорь ЛАВРИНЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.