Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Тень спорного нефтепродуктопровода

[14:45 20 июня 2008 года ] [ Комментарии, №23, 20 июня 2008 ]

Ряд зарубежных информационных агентств в конце минувшей недели распространили информации о возможном прекращении с 1 июля текущего года поставок российской АК “Транснефтепродукт” дизельного топлива...

...на заводы венгерского нефтеперерабатывающего концерна MOL. Согласно заявлению венгерской компании, российский оператор нефтепродуктопроводов в своем уведомлении мотивирует возможность срыва поставок продолжающимся спором между Россией и Украиной. Каких-либо подробностей о самом конфликте венгерские нефтепереработчики не раскрыли. Между тем в ОАО “Укртранснафта” и ГП “Укртранснафтопродукт” данное заявление не комментируют.

Спор о статусе проходящего по территории Украины нефтепродуктопровода “Самара — Западное направление” (СЗН) является одной из самых давних украинско-российских имущественных проблем. Трубопровод является важным элементом в снабжении импортными нефтяными полуфабрикатами Дрогобычского НПЗ “Галычина” и принадлежащего “Лукойлу” калушского “Карпатнефтехима”.

Владельцем трубопровода протяженностью чуть меньше 1 тыс. км долгие годы считался “Транснефтепродукт”. Эта продуктопроводная монополия с 1992 года не только по своему усмотрению устанавливала тарифные ставки на использование сети трубопроводов СЗН и прилегающих нефтебаз, но и украинской частью СЗН непосредственно владела через “внучатое” украинское предприятие ДП “ПрикарпатЗападТранс” (его прямым собственником является зарегистрированное в Самаре и принадлежащее “Транснефтепродукту” российское “ЮгоЗападТранс”).

В свою очередь, эксперты и участники рынка полагают, что речь идет о споре относительно статуса проходящего по территории Украины нефтепродуктопровода “Самара — Западное направление”. Примечательно, что Россия ни разу со дня провозглашения независимой Украины не инициировала решение данного вопроса. В свою очередь, инициативы украинской стороны так и не увенчались успехом. Более того, последние попытки Украины вынести этот вопрос на двустороннее рассмотрение датированы июнем 2007 года.

Вероятно, причина прекращения поставок иная. Важным элементом в снабжении импортными нефтяными полуфабрикатами принадлежащего “Лукойлу” нефтехимического предприятия ООО “Карпатнафтохима” и ряда венгерских потребителей является нефтепродуктопровод “Самара — Западное направление”. По данному маршруту “Транснефть” и ее дочерняя компания “Транснефтепродукт” ежегодно прокачивают порядка 3 млн. т нефтепродуктов преимущественно российского происхождения. При этом значительная часть ресурса оседает в сырьевых парках калушского нефтехимического предприятия.

Подтверждением этому является и заявление представителя венгерского концерна MOL Сжаболкса Ференкза: “Никакие сбои в поставках не повлияют на ведущее направление бизнеса компании — нефтепереработку. Большая часть наших продаж дизельного топлива связана с нашим собственным производством. Поставки “Транснефтепродукта” составляют 10% от венгерских продаж дизеля”, — сказал он. Между тем не стоит забывать, что в конце мая предприятие “Карпатнафтохим” из-за роста цен на нефтепродукты (основное сырье для его производства) объявило об остановке производства на 2,5 месяца. “Сейчас наступил такой момент, когда экономически выгодней, чтобы производства не работали, а люди получали предусмотренную коллективным договором зарплату”, — прокомментировал такое решение генеральный директор “Карпатнафтохима” Сергей Чмыхалов.

Эксперты отмечают, что стремительный рост цен на нефть и нефтепродукты сделал поставки топлива в качестве сырья просто невыгодными. Европейские тенденции ценообразования докатились до Украины и России, что заставило нефтяников перестать сдерживать цены на дизтопливо, которое стало дороже бензина марки А-95. Стоит учесть еще один фактор — глобальную политику российских нефтяных гигантов, которые сделали ставки на реализацию готовых нефтепродуктов, а не полуфабрикатов. В результате сложилась ситуация, при которой транспортировка небольших объемов в Венгрию оказывается просто нерентабельной. При таких условиях россияне подмочили бы свою репутацию на европейской арене, если бы мотивировали отказ выполнять свои обязательства перед венграми убыточностью. А так виноватой оказалась Украина.

Сергей МЕДВЕДЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.