Для получения контроля над украинской газотранспортной системой все средства хороши. В том числе — создание Международного газотранспортного консорциума с участием России, Германии и Франции, о котором активно заговорили в последнее время. Украина не отказывается сотрудничать в этих рамках, но своей “золотой курицей, несущей золотые яйца”, делиться не собирается. Пока.
Напомним, что газотранспортная система Украины находится в эксплуатации ДК “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаз Украины, состоит из 71 компрессорной станции общей мощностью 5405,1 МВт и магистральных газопроводов и газопроводов-отводов длиной 37 тыс. км. Пропускная способность ГТС на входе — 288, на выходе — 178,5 млрд. куб. м, в том числе в страны Европы — 142,5 млрд. куб. м.
В трубе дело
В РФ и не скрывают заинтересованности в контроле над украинской ГТС. “Россия хотела бы получить всю газотранспортную систему Украины”, — заявлял председатель Комитета Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Украине Виктор Черномырдин также уверен, что она должна быть передана в собственность Международному газотранспортному консорциуму, рамочное соглашение о создании которого было подписано экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером и экс-президентом России Владимиром Путиным в 2002 году.
В 2003-м было создано ООО “Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины”, в котором по 50% принадлежало “Нафтогазу Украины” и “Газпрому”. Уставный капитал общества составлял 186,55 млн. грн. Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. Российский монополист настаивал на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: “Богородчаны—Ужгород” и “Новопсковск—Александров Гай”.
Не объект переговоров?
Сегодня Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отрицает любую возможность передачи газотранспортной системы Украины в любые консорциумы. “Это госсобственность стратегического значения, которая дает Украине надежную и стабильную геополитическую позицию, в том числе и в энергетическом секторе”, — заявила Премьер. Напомним, ранее заместитель главы СП Андрей Кислинский утверждал, что Тимошенко пообещала после избрания ее Президентом создать газотранспортный консорциум между Россией, Германией и Украиной. “Но в действительности Украина имела бы там только формальное представительство”, — заявлял он.
К слову, в январе текущего года Тимошенко заявляла, что Украина находится на грани потери собственной ГТС. Тогда Европейская комиссия советовала Украине в течение 2008-2012 годов вложить в модернизацию своей газотранспортной системы EUR2,5 млрд. для сохранения нынешних объемов транзита природного газа в Европу. О желании инвестировать в модернизацию украинской ГТС высказывались Чехия и Великобритания.
Как отметил интернет-газете Валентин Землянский, пресс-секретарь НАК “Нафтогаз Украины”, вопрос создания Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины в настоящее время не является предметом переговоров между НАК и ОАО “Газпром”. “Вопрос управления украинской ГТС находится в плоскости межгосударственных внешнеполитических отношений и должен решаться на уровне высшего руководства государств”, — добавил Землянский.
Украина и Россия действительно сотрудничают в рамках двустороннего договора по проектированию участка ГТС Украины, но “никогда не отдаст свою ГТС России. Об этом речи даже быть не может”, — заявил Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан. И в рамках такого договора мы должны достроить участок ГТС “Богородчаны-Ужгород”, что позволит дополнительно прокачивать около 19,5 млрд. кубометров газа. “Но речи об управлении или передаче нашей ГТС в целом не идет”, — заявил Продан.
Хвост трубой
Эксперты уверены: украинская ГТС в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии, и нет никакой необходимости подключать кого-либо к ее обслуживанию и развитию. “Создание Международного консорциума не выгодно для Украины, поскольку до тех пор, пока мы самостоятельно управляем и контролируем свою ГТС, угрозы экономической и энергетической безопасности для государства нет”, — отметил интернет-газете Александр Кава, директор Центра политического и экономического анализа.
Вопрос создания международного консорциума возникает в первую очередь по внешним причинам, поскольку то поставщики газа, то потребители хотят иметь контроль над транзитом газа через территорию Украины, поясняет Кава. Но поскольку Украина способна и самостоятельно эксплуатировать собственные газотранспортные сети, это дает повод сомневаться в целесообразности создания газотранспортного консорциума при участии Украины, России и Германии.
Мария АЗОЯН
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.