В результате государство рассчитывает получить успешный холдинг с большой долей “наукоемкой гражданской продукции”. Пока же завод, выпускавший в советские времена 800-1000 танков в год, остается убыточным. Эксперты говорят о необходимости приватизации.
Отсутствие крупных экспортных контрактов на производство бронетехники обусловлено, в первую очередь, снижением спроса на танки в мире. Украинская армия почти ничего не покупает. За годы нашей независимости ведущие страны-производители бронетехники (Германия, США, Франция) ушли далеко вперед в создании новых ее поколений. А в Украине за это время не было создано ни одной принципиально новой модели танка, — предприятия отрасли осуществляли лишь модернизацию существующих. В связи с этим меры, которые принимаются сейчас для сохранения бронетанковой отрасли, неоднозначно оцениваются даже чиновниками. В частности, советник Президента Украины Владимир Горбулин еще осенью прошлого года говорил: “Руководство предприятий бронетанковой отрасли должно было давно отреагировать на изменения мировой конъюнктуры. И сейчас вся страна не должна работать на одно предприятие”. Независимые эксперты также ставят под сомнение правильность госполитики в отношении ВПК. Олег Приходько, руководитель отдела сопровождения бизнес-проектов в ОПК ВАБанка, сказал: “Увеличение госзаказа для бронетанковой отрасли — это политический шаг. Но он идет вразрез с принципами рыночной экономики. Государство должно взять на себя реструктуризацию предприятий отрасли либо прибегнуть к приватизации. Надо понять, какие угрозы стоят перед Украиной, стоит ли ей вооружаться танками. Сегодня весь мир борется с терроризмом и разрабатывает современные средства борьбы. Мы же подобными госзаказами готовимся к войнам прошлых лет. Если уж говорить о лоббировании интересов отрасли, необходимо вести речь о государственной поддержке производителей на внешнем рынке”.
Пока же планируется и создание вертикально-интегрированной структуры, производящей бронетехнику. Уже сейчас видны основные проблемы будущего образования: производители, предприятия которых убыточны — “за”, конструкторы — “против”. А вопрос, кто возглавит объединение, станет яблоком раздора между заводом им. Малышева и КБ им. Морозова. Отношения между этими структурами накалены уже сейчас. На проходившей в марте в Харькове выставке “Наука Харьковщины-2006” корреспондент стал свидетелем любопытной сцены. Михаил Борисюк, генеральный конструктор КБ, подошел с экспозиции завода и начал листать большой фотоальбом — подарок для Президента. Малышевцы полушутя сказали ему: “Михаил Демьянович! За просмотр надо деньги платить. Вы с нас за все берете деньги!”. Генконструктор ничего не ответил.
Эксперты не верят в перспективу создания сколь-нибудь жизнеспособной интегрированной структуры в танковой отрасли. “Если уж в авиастроении при востребованности их продукции столько проблем, могу только представить, сколько вопросов вызовет интеграция “танкистов”,— заявил пожелавший остаться неназванным чиновник Минпромполитики. — Я считаю, что к таким “проблемным” предприятиям подход должен быть один — приватизация. А попытка сохранения отрасли в нынешнем виде приведет лишь к тому, что через несколько лет, когда спрос на танки 60-х в странах третьего мира иссякнет, государству придется тратить деньги уже на закрытие предприятий”. Приватизацией предприятий-производителей бронетехники могут интересоваться как ради приобретения земли (многие объекты “оборонки” имеют огромные территории в крупных городах), так и ради уникальных узкопрофильных производств с последующим включением их в кооперационные цепочки с мировыми компаниями.
О настоящем и будущем танковой отрасли — в интервью с Геннадием Гриценко, генеральным директором завода им. Малышева, и Михаилом Борисюком, генеральным конструктором по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем ХКБМ им. А. Морозова.
Геннадий Гриценко: Индия, Турция, Пакистан, Китай копируют наши ноу-хау
— Ваше предприятие пользуется поддержкой государства?
— С государственной поддержкой у нас открыты новые проекты по нефтегазовому оборудованию, по модернизации танков. Разработка буровой установки практически полностью финансируется за счет НАК “Нефтегаз Украины”.
— Сколько это в деньгах?
— В прошлом году на создание буровой мы получили 9 млн. грн. Президент дважды посещал наш завод. Недавно была третья встреча с Виктором Ющенко. Как правило, каждая встреча с Президентом сопровождается новыми контрактами, новыми проектами, которые в какой-то степени персонально курируются главой государства и правительством. При содействии г-на Ющенко был заключен и с апреля нынешнего года вступает в силу контракт с Минобороны Украины по модернизации наших танков Т-64-БМ “Булат” и производству танка “Оплот”.
— На какую сумму?
— В 2006 году из бюджета на модернизацию танков заводу им. Малышева выделяется порядка 100 млн. грн. Мы уже частично перепрофилировали завод: выпускаем четыре новых изделия, кроме танков.
— Что это за новинки?
— Самые сложные изделия — буровая установка и комплекс из четырех машин для ремонта нефтегазопроводов. Его стоимость — 2,5 млн. долларов.
— Кто покупает эти комплексы?
— Россия. Планируем поставки в Украине, ведем работу по заключению контрактов с Мексикой и Индией. Также мы создали на предприятии мощности для производства 300 комбайнов в год, уже изготовили около 70 комбайнов “Обрій” за счет собственных средств. Рассчитываем в перспективе на закупки больших партий. Потребность Украины — 8 тыс. комбайнов в год.
— А “Нефтегаз Украины” будет покупать ваши буровые установки?
— Уверен, что будет подписан контракт на 10 изделий.
— Каков объем заказа?
— Если долгосрочные испытания пройдут успешно, мы планируем поставлять НАК от семи до десяти установок в год. И на экспорт. Ориентировочная стоимость одной установки — 2 млн. долларов. Это дешевле, чем мировые аналоги.
— Решен ли вопрос о реструктуризации завода им. Малышева?
— Да. Сейчас мы вошли во второй этап реструктуризации, планируем до конца года ее завершить. Комплексная ее программа предусматривает сохранение бронетанковых мощностей, создание интегрированной структуры, объединяющей завод им. Малышева и два КБ. Гражданское производство будет выделено из состава предприятия. Итогом реструктуризации станет создание холдинговой компании.
— Гражданское производство будет подчинено руководителю холдинга?
— Это будут самостоятельные юридические лица, но в составе холдинга.
— Некоторые эксперты утверждают, что танки уже не нужны современным армиям... Украинское танкостроение стоит того, чтобы его реанимировать?
— Сегодня завод и отрасль — в “пограничной зоне”. Если завод им. Малышева не будет участвовать в проектах модернизации и в производстве новых танков для украинской армии, то в течение двух-трех лет мы потеряем бронетанковую отрасль. Некорректно оспаривать мнения экспертов, но сегодня Индия, Турция, Пакистан, Китай очень активно пытаются копировать наши ноу-хау. Они создают собственные мощности и новые машины, а мы еще думаем о том, нужна ли нам эта отрасль. Я считаю, что быть девятым танкостроительным государством в мире престижно.
— Вы экспортируете танки сейчас?
— Завод совместно с Пакистаном и Китаем в течение уже четырех лет производит новые машины — танк “Аль-Халид”. При его разработке за основу были взяты две модели —
Т-80-УД и китайский танк Т-85. Если мы уйдем с рынка Юго-Восточной Азии, его заполнят наши конкуренты.
— Какова доля Украины в проекте с Пакистаном и Китаем?
— Около 30%. Рассматривается очень много новых проектов в Пакистане. Это и модернизация китайских танков Т-85 по нашим предложениям, американских БТР М-113, и вариант создания модификации танка “Аль-Халид”.
— Какой годовой оборот завода?
— Это конфиденциальная информация. Могу сказать, что мы удвоили объемы производства за последние три года и планируем в 1,5 раза увеличить их в 2006 году.
— Какая у вас прибыль?
— К сожалению, завод в 2004-2005 годах работал с убытками. Наследственная громоздкая инфраструктура, огромные административные расходы...
— В каком соотношении находится военное производство и гражданское?
— По итогам 2005 года 60% производства приходилось на вооружения и 40% — на гражданскую технику. В 2006 году ожидаем соотношения 50% на 50%.
Михаил Борисюк: “Нам необходимы оплачиваемые заказы”
— Нужно ли, по Вашему мнению, объединять КБ и завод им. Малышева?
— Ни в коем случае.
— Вы считаете, что вертикально интегрированную структуру не надо создавать?
— Сначала необходимо понять, что дает участникам уже созданное авиационное объединение. Там уже полгода создается подобная структура, и как мне рассказывают коллеги, положительного еще ничего нет. А дополнительные финансовые нагрузки растут. Нам не структуру нужно менять. Нам необходимы оплачиваемые заказы. В первую очередь, нужен внутренний заказ.
Кроме того, у нас уже есть объединение — концерн “Бронетехника Украины”, структура, объединяющая усилия производителей и разработчиков. Только она не загружена, т.к. нет заказов. Нужны и внешние заказы. Для этого нам [КБ им. Морозова] необходима свобода взаимодействия с иностранными партнерами.
— Разве КБ им. Морозова не спецэкспортер?
— Нет. Главное КБ им. Морозова, которое объединяет разработку, организовывает производство боевых бронированных машин, размещает все заказы в Украине, не имеет полномочий для взаимодействия с внешним миром.
— А деньги, льготы вам нужны?
— Нам не нужны ни деньги, ни льготы. Нам нужны только оплачиваемые заказы. Мы хотим работать.
— Вы считаете, что для повышения эффективности работы концерна “Бронетехника Украины” достаточно реструктуризации завода им. Малышева?
— Надо реструктуризировать обязательно. Потому что сейчас на заводе при общей численности персонала 7,5 тыс. человек только 2 тыс. основных рабочих. Создаются такие накладные расходы, при которых любая продукция будет нерентабельной.
— Откуда должны браться заказы?
— С внутреннего рынка и с внешнего. На внутреннем рынке шевеление есть: за два года было заказано 17 “Булатов”. В госзаказе нынешнего года — 31 машина. Необходим заказ хотя бы на уровне 50 танков и 100 единиц легкой бронетехники. А дальше мы должны свободно взаимодействовать с Китаем, Ближним Востоком.
Наталья ЗАЙЦЕВА
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.