Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Арифметика партнерства

[12:39 11 июня 2008 года ] [ День, №102, среда, 11 июня 2008 ]

Пробьет ли себе дорогу новая форма государственно-частного сотрудничества?

В Министерстве экономики разработали и передали на рассмотрение Кабмина законопроект “Об общих положениях государственно-частного партнерства в Украине”. Если он получит одобрение не только в правительстве, но и в парламенте, то это будет большой шаг вперед к утверждению в Украине рыночных правил игры.

В современном законодательстве не существует такого понятия как “государственно- частное партнерство”. Однако на практике его элементы действуют уже давно. Это — договоры аренды, концессий, общего инвестирования. Суть разработанного закона в том, что при условии нехватки бюджетных средств для строительства важных государственных проектов к ним на конкурсных основах привлекается частный инвестор.

“Закон направлен на повышение конкурентоспособности страны, на рост капитализации государственных объектов. Мы привлекаем инвестора, даем ему земельный участок для строительства дорог, или еще незавершенных объектов, для сооружения которых у государства нет денег, и он, рискуя своим капиталом, достраивает их, эксплуатирует и потом возвращает государству”, — объясняет заместитель директора департамента инвестиционной и инновационной деятельности Минэкономики Татьяна Лисица. По ее словам, при таком сотрудничестве государственное имущество нельзя приватизировать, его только на определенное время передают в распоряжение инвестора для его возмещения расходов, после чего уже готовый объект передается государству. Действие закона распространяется на наиболее проблемные отрасли для государства: строительстве дорог, аэропортов, реконструкцию коммунальных сетей, разработку территорий с полезными ископаемыми (природный газ, нефть).

В соответствии с законопроектом, министерство, ведомство или местные органы власти дают Минэкономики предложение о необходимости привлечения инвестора на конкретный объект. Далее орган исполнительной власти, в подчинении которого он находится, объявляет конкурс. По его итогам между победителем и государством или органом, уполномоченным действовать от его имени, подписывается договор. Закон не предусматривает отдельного вида партнерского договора, а только дает перечень договоров, которые могут заключаться в рамках государственно-частного партнерства: аренда, лизинг, совместная деятельность, управление государственным имуществом и тому подобное.

По словам Лисицы, государство берет на себя политические и экономические риски, а застройщик — коммерческие. После завершения строительства инвестиционного объекта начинается этап его эксплуатации, на котором распределяется прибыль между государством и инвестором. Сколько процентов получат “партнеры” в каждом случае будут прописывать отдельно, но сумма не будет выходить за рамки разрешенного Законом “О распределении прибыли”. Так, при разработке территорий с разнообразными природными ресурсами, прибыль делится на две части: первая (70%) полностью отдается инвестору для компенсации сделанных им расходов во время разработки месторождения, а вторая — прибыльная — распределяется между обоими партнерами.

Бизнесу государство не гарантирует никаких дотаций или компенсаций. Вместо этого инвесторы говорят: не требуется нам бюджетных подачек, создайте стабильные условия для работы. Вернуть свои деньги для них не проблема, ведь для этого существует эксплуатация той же дороги или дома... А вот ситуация с Vanco их настораживает.

По мнению ведущего банкира ЕБРР Марка Магалецкого, дружба власти и бизнеса тормозится вследствие несовершенство украинского законодательства, отсутствие единой структуры, которая бы этим занималась, и вследствие непоследовательности и безответственности украинских чиновников за принятые ранее решения. “Большинство проектов государственно-частного партнерства — инфраструктурные, и они нуждаются в больших финансовых вложениях и в значительном отрезке времени. Подготовка документации может занимать 3—4 года, сама реализация — от 3 до 5 лет, а контракт может заключаться и на 20, 30, 40 лет. К сожалению, средний срок жизни украинского правительства меньше года, и каждое новое правительство начинает свою работу с ревизий решений предыдущего... Инвестор должен быть готов к тому, если у него контракт на 20 лет, что его 20 раз будут подвергать ревизии”, — говорит Магалецкий. О каком интересе можно говорить?

А вот партнер юридической компании “Арцингер и Партнеры” Вольфрам Ребок, отвечая на вопрос “Дня” о необходимости такого закона для Украины, приводит пример Польши и Германии. В Германии даже без законодательной базы государственно-частное партнерство работает, а в Польше после принятия подобного закона все остановилось. Так может хватит уже нашим чиновникам искать мифические формулы? Может уже наступило время создавать элементарные условия для бизнеса, которые заключаются в стабильности всяческих норм и органов управления.

 Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.