АвтоВАЗ“уволит не 36 000 человек, как планировалось, а 27 600, включая 5000 человек, приказ о сокращении которых был подписан 14 сентября, сообщила вчера компания. В результате численность персонала упадет на четверть до 75 000 человек.
Мера предусмотрена антикризисной программой “АвтоВАЗа” (совет директоров рассмотрит ее 29 сентября) и необходима для поддержания рентабельности завода, подчеркивается в пресс-релизе. “Наш завод находится в очень тяжелом финансовом положении, убытки составят около 35 млрд руб. за 2009 г.”, — передал вчера “Интерфакс” со ссылкой на выступление президента “АвтоВАЗа” Игоря Комарова в эфире телеканала “ВАЗ-ТВ”. “Наша основная цель и задача — не допустить банкротства и последующей распродажи завода по частям”, — добавил он.
С новым штатом автоконцерн может быть прибыльным, выпуская 500 000 машин в год, отмечается в его сообщении. По данным председателя официального профсоюза “АвтоВАЗа” Николая Карагина (менеджмент согласовал с ним увольнения и антикризисную программу), в этом году завод произведет не более 330 000 машин, в 2010 г. — порядка 440 000 шт., а в 2011 г. — 490 000 шт.
“АвтоВАЗу” необходимы столь жесткие меры по сокращению издержек, согласна аналитик “ВТБ капитала” Елена Сахнова. В 2008 г. на заработную плату завод направил 24,6 млрд руб., получив примерно такой же чистый убыток. Поначалу при сокращении штата “АвтоВАЗу” вновь придется потратиться: уведомить работников о сокращении за два месяца и выплатить пособие в объеме двух средних заработных плат. При увольнении 5000 работников в этом году на компенсации и пенсионные выплаты может уйти 650 млн руб., подсчитала Сахнова, сокращение еще 22 600 человек может добавить еще 2,29 млрд руб., зато уже в 2010 г. завод сможет сэкономить на зарплатах 3,224 млрд руб., а начиная с 2011 г. — по 5,424 млрд руб. ежегодно.
Зато перед Самарской областью и государством увольнения на “АвтоВАЗе” поставят непростую задачу. Тольятти — крупнейший моногород страны с населением примерно 700 000 человек, жизнь которых зависит от “АвтоВАЗа”.
Правительство “самым внимательным” образом следит за ситуацией на “АвтоВАЗе”, особенно за социальными последствиями, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Что будет с уволенными, он не сказал, отметив лишь, что “АвтоВАЗ”, как и другие компании, координирует свои действия с госпрограммами по занятости.
Минпромторг и областная администрация готовят программу развития области, которая предусматривает создание в 2010-2015 гг. 50 000 рабочих мест, рассказывает замминистра Станислав Наумов: “Рассчитываем, что на них будут заняты как уволенные сотрудники “АвтоВАЗа”, так и тольяттинская молодежь, которая из-за проблем на градообразующем предприятии не может найти работу”.
В рамках этой программы в области будут создаваться предприятия по производству высокотехнологичной продукции и промышленному дизайну. По словам Наумова, на этот проект может уйти до трети заложенного в проекте бюджета-2010 резерва на поддержку моногородов (10 млрд руб.).
Министр промышленности и энергетики Самарской области Владислав Капустин предлагает создать в Тольятти особую экономическую зону (ОЭЗ). По его данным, президент Дмитрий Медведев уже поручил правительству ускорить рассмотрение вопроса о создании ОЭЗ. Проект начал разрабатываться в 2008 г. после подписания соглашения “Ростехнологий” о создании СП с Pirelli, но из-за кризиса все затормозилось, хотя землю под ОЭЗ правительство области выкупило еще в феврале этого года. По мнению Капустина, в создании ОЭЗ может быть задействовано до 5000 человек.
Кроме ОЭЗ у властей есть еще один рецепт, как устроить работников “АвтоВАЗа”, — общественные работы. Правительство области обещает устроить на них всех, кто захочет. В 2009 г. на борьбу с безработицей Роструд перечислил области 749 млн руб. (еще 39 млн руб. выделено из облбюджета). В 2010 г. областное правительство намерено попросить из бюджета на эти цели не менее 1 млрд руб., говорит сотрудник пресс-службы области. Некоторым область предложит переобучение сроком до 5-6 месяцев с выплатой стипендии.
Вернуть часть работников со временем обещает и “АвтоВАЗ”. Из 9000 рабочих трудоспособного возраста к 2012 г. на заводе вновь будут востребованы 6000. К тому времени “АвтоВАЗ” планирует запустить новую линию для сборки машин на платформе Renault.
Даже после этих сокращений “АвтоВАЗу” потребуется госпомощь, чтобы выжить. Только банкам завод должен 37 млрд руб. Вопрос о госпомощи ему правительство рассмотрит 30 сентября, рассказал один из чиновников. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова (ему поручено заниматься проблемой “АвтоВАЗа”) от комментариев отказался.
Юлия ФЕДОРИНОВА
Екатерина НАЗАРОВА
Алена ЧЕЧЕЛЬ
Евгения ПИСЬМЕННАЯ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.