Украина сворачивает производство энергии из возобновляемых источников. В Министерстве энергетики и угольной промышленности решили, что ее доля в общем энергобалансе к 2030 г. не должна превышать 5%. В то время как, согласно нашим обязательствам перед Евросоюзом, эта цифра должна быть как минимум в четыре раза больше, а их невыполнение грозит санкциями украинским товарам, произведенным с помощью “грязной” энергетики.
За искусственным уменьшением доли “альтернативки” стоит нефтегазовое и угольное лобби в лице Юрия Бойко, Юрия Иванющенко и Рината Ахметова. Урезанные планы по выработке “зеленого” тока и тепла позволят им продать больше угля и газа, в очередной раз приумножив собственные прибыли за счет углубления энергетической зависимости страны.
“Альтернативку” резко сократили
Энергетическая стратегия, действующая в Украине, уже давно нуждалась в замене. С 2006 г., когда документ был принят правительством, произошел целый ряд событий, изменивших уровень энергопотребления и энергетический баланс страны. Переход на рыночные отношения при закупке газа и ежегодный стремительный рост его цены вынудили многие предприятия снизить закупки голубого топлива и провести модернизацию производств.
Финансовый кризис 2008—2009 гг. приостановил планы по модернизации. Но из-за общего падения спроса на продукцию наших экспортеров в мире (преимущественно металлургов, химиков и машиностроителей) и обвала в промышленности энергопотребление также снизилось. Кроме того, принятие в 2009 г. закона о “зеленом” тарифе стимулировало инвестиции в десятки объектов по производству энергии из альтернативных источников.
За три года действия этого стимула в эксплуатацию было введено 107 объектов общей мощностью 411 МВт (без учета больших ГЭС), которые по итогам первого квартала 2012 г. произвели 155 млн кВт-ч, или 0,3% от всего объема произведенной в стране электроэнергии. А общая установленная мощность строящихся и проектируемых в 2012 г. станций на возобновляемом топливе уже составляет 8,6 ГВт.
Это уровень, которого по старой версии стратегии собирались достичь к 2030 г. К этому периоду объем энергии, произведенной из альтернативных ресурсов, должен был составить 19% от всего производимого в стране тока. Причем, по расчетам Госэнергоэффективности, нынешние 8,6 ГВт вполне реально увеличить до 17 ГВт. Еще в 2010 г. Кабмином Юлии Тимошенко под амбициозные цели развития возобновляемых источников была написана программа развития энергосбережения и альтернативной энергетики до 2015 г.
Согласно ей “зеленым” к этому сроку должен быть каждый десятый киловатт-час выработанной в стране энергии. Причем правительство Николая Азарова не только не отменяло соответствующего постановления предшественников, но и активно вносило в него изменения, улучшающие позиции “зеленых” инвесторов. Большие ожидания от “альтернативки” вполне соответствуют и европейским тенденциям. В Евросоюзе показателя в 20% собираются достичь в 2020 г. Причем значительная часть стран — членов объединения намерены дойти до этой цели досрочно.
Казалось бы, все эти позитивные перемены и планы должны были быть поддержаны и развиты в обновленной Энергетической стратегии. Но “зеленым” проектам в ней отводится весьма скромная роль. В общем энергобалансе, как считают авторы документа, к 2030 г. объем “зеленой” энергетики едва ли достигнет 4,6%. То есть планы производства данной энергии сокращены более чем в четыре раза.
В Минэнергоугля уверены, что по базовому сценарию инвесторы построят к 2030 г. не более 6 ГВт мощностей возобновляемого энергопроизводства. Что в три раза меньше ожиданий Госэнергоэффективности. Это стало шоком как для уже действующих участников рынка, так и для инвесторов, которые только присматриваются к Украине как возможной площадке для вложений в “зеленые” станции.
Изменились и внутриотраслевые приоритеты. В действующем варианте Энергостратегии предпочтение отдавалось наиболее перспективной для нашей страны биоэнергетике (производство энергии из соломы, навоза и т. д.). В обновленном же документе преимущество отдано ветровым станциям. Судя по выкладкам Минэнергоугля, из 12,6 ТВт-ч электроэнергии, которые к 2030 г. будут производить станции на возобновляемом топливе, 7,4 ТВт-ч произведут ветрогенераторы, 2,6 ТВт-ч — солнечные батареи, остальные источники — всего 2,6 ТВт-ч.
Аргументов таких изменений авторы стратегии не приводят. Но, учитывая, что консультантом Минэнергоугля является Фонд “Эффективное управление” Рината Ахметова, речь попросту идет о лоббировании интересов его учредителя. Ведь через управляющую компанию СКМ г-н Ахметов владеет крупнейшим энергохолдингом ДТЭК, которому, в свою очередь, принадлежит ООО “Винд Пауэр” (занимается строительством ветропарков, владея портфелем проектов на 1,2 ГВт).
Вперед в прошлое
По словам участников рынка, неофициально в Минэнергоугля снижение доли “альтернативки” в энергобалансе объясняют тем, что в энергосистеме страны недостаточно мощностей, способных принять “зеленые” станции. Дело в том, что для подключения в общую энергосистему солнечных и ветровых станций необходимо иметь так называемые маневровые мощности тепловых или атомных станций. Они позволяют “подстраховать” систему на случай, если на территории ветропарка не будет ветра или над солнечной фермой будет недостаточного солнца.
Но имеющиеся в Украине маневровые мощности позволяют подключить в систему 10 ГВт “альтернативных” источников. Что на 4 ГВт больше, чем предлагают в Минэнергоугля. Поэтому аргумент о технической невозможности принять ток из возобновляемых источников в систему является несостоятельным. Более того, к 2030 г. объем таких мощностей, а также пропускную способность сетей можно увеличить.
Ведь, согласно обновленному проекту Энергостратегии, на развитие энергосистемы предусмотрено привлечь $17 млрд частных и государственных инвестиций. Но почти все эти деньги будут направлены не на улучшение внутренней сети энергоснабжения, а на развитие экспортных магистралей. Опять-таки в интересах уже упомянутой выше ДТЭК, по дешевке скупившей сечения для продажи электроэнергии за границу.
Куда более реальным выглядит другое объяснение, о котором говорят производители энергии из альтернативных источников. “Стратегия во многом отражает интересы групп влияния, связанных с энергетической отраслью, тепловой генерацией, угольным производством”, — говорит директор энергетических программ Центра им. А. Разумкова Владимир Омельченко. До 2030 г. правительство ожидает в среднем 5%-ный прирост ВВП ежегодно. Это значит, что объемы потребления электроэнергии и тепла в абсолютных цифрах будут только увеличиваться. Лоббисты не желают отдавать лакомый кусок рынка сбыта “альтернативщикам.
Негласными лидерами “нефтегазового” лобби являются министр энергетики и угля Юрий Бойко, глава Администрации Президента Сергей Левочкин, первый вице-премьер Валерий Хорошковский и швейцарский предприниматель Дмитрий Фирташ. Интерес контролируемых ими компаний, включая “Нафтогаз Украины” и десятки облгазов по всей стране, состоит главным образом в увеличении объемов потребления газа в коммунальном хозяйстве, тепловой энергетике, промышленности.
По действующей Энергетической стратегии в 2030 г. все потребители в Украине совокупно должны сжигать не более 38,1 млрд куб. м газа. А по новой версии, выписанной Минэнергоугля, эта цифра увеличивается до 46,6 млрд кубометров, то есть на 22%.
В министерстве уверяют, что Украина начнет добывать больше собственного газа и меньше импортировать. К 2030 г. добыча должна увеличиться вдвое — до 44,4 млрд куб. м. Надежды преимущественно возлагаются на сланцевый газ и разработку шельфа Черного моря мировыми гигантами Shell и Chevron. Но в уверения, что к 2030 г. импорт природного газа будет сведен к минимуму — до 5 млрд куб. м, пока плохо верится даже закоренелым оптимистам. В том числе и из-за понимания того, что сегодня бизнес по импорту газа строится преимущественно на необъятной благодарности Кремля за обеспечение многомиллиардных объемов потребления голубого топлива в Украине.
Рост прогноза потребления голубого топлива промышленностью (с 15 до 18,3 млрд куб. м) беспокоит рядового налогоплательщика меньше всего, поскольку этот газ металлурги, химики и машиностроители оплатят из собственного кармана. Куда более значительное беспокойство вызывает практически вдвое увеличенные расходы газа на коммунальную энергетику.
По прогнозу Минэнергоугля, ТЭС, теплокоммунэнерго и бюджетная сфера вместо сжигаемых сегодня 9,9 млрд куб. м должны будут спалить 16 млрд куб. м газа. “Газ будет оставаться ключевым, приоритетным энергоносителем, в то время как в европейских странах уже давно проводится политика сокращения газовой зависимости и переформатирование энергобаланса своих стран”, — говорит председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин.
Похожий “оптимистический” сценарий выписан и для угольной промышленности — второго “оппонента” альтернативной энергетики. Прогнозные цифры проекта обновленного документа подтверждают желание угольных лоббистов занять как можно более серьезные позиции на энергорынке. Несмотря на существенный вред, который наносят окружающей среде угольные ТЭС, в прогнозах министерства Юрия Бойко ожидаемые объемы потребления энергетических углей остаются практически неизменными: 75 млн т против 78,1 млн т в стратегии 2006 г.
К угольному лобби можно отнести и того же Рината Ахметова (что не мешает ему поддерживать и ветровые проекты), народных депутатов Юрия Иванющенко и Александра Ефремова. Именно они полностью контролируют добычу и сбыт угля как через частные шахты, так и через госкомпанию “Уголь Украины”. Особый интерес к расширению объемов производства энергии из угля у компании ДТЭК. Скупив на приватизационных аукционах генерирующие предприятия, основой которых являются угольные ТЭС, донецкие энергетики прямо заинтересованы в постоянной максимальной загрузке своих мощностей до их полного выхода из строя.
И для нефтегазовых, и для угольных компаний сохранение и увеличение доли производства электроэнергии и тепла за счет ископаемых энергоресурсов является коммерчески сверхперспективной задачей. Неминуемое в ближайшие годы повышение тарифов на электроэнергию и голубое топливо для населения лишь увеличат и без того немалую рентабельность угольщиков и газовиков.
Украина потеряет $10 млрд
По данным Госэнергоэффективности, на сегодняшний день в Украине уже введено в эксплуатацию 107 объектов, работающих на возобновляемых источниках энергии. Альтернативная энергетика сегодня является одной из наиболее привлекательных для инвестиций отраслей экономики. В минувшем году Ernst&Young впервые включила Украину в ТОП-40 стран, в которых создан наиболее благоприятный климат для вложений в “зеленую” энергетику.
Конечно, Киев сумел этого добиться ценой высоких “зеленых” тарифов и многомиллиардных льгот по ввозу оборудования, налогообложению прибыли компаний, производящих как комплектующие, так и собственно энергию из возобновляемых источников. На одни только льготы бюджет потратил не менее 2 млрд грн. Однако предоставление таких преференций — распространенная мировая практика.
Благодаря таким условиям в развитие возобновляемых источников за годы действия “зеленого” тарифа уже инвестировано около $2 млрд. Еще около $5 млрд ожидается до 2015 г. А объем потенциальных вложений до 2030 г. участники рынка оценивают в $10 млрд. Однако теперь, когда перспективы развития возобновляемых источников достаточно туманны, с этими инвестициями можно начинать прощаться.
“Заниженная планка по прогнозам развития “альтернативки” означает, что еще задолго до конца действия “зеленого” тарифа в 2029 г. “квоты” по каждому из направлений (солнце, ветер, биомасса) будут выбраны. А значит, новые игроки не смогут прийти и воспользоваться привилегиями. Хотя к тому времени технологии могут подешеветь до такой степени, что ископаемые ресурсы будет просто невыгодно добывать”, — полагает президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Виталий Давий.
Серьезные европейские инвесторы еще до опубликования проекта Стратегии опасались вкладывать деньги в развитие ветровых и солнечных технологий в Украине. “Многих пугает необходимость с 2014 г. обеспечивать 50% украинских комплектующих, поскольку строить здесь заводы по производству такого оборудования никто не собирается. Нет пока и предусмотренного законодательством порядка компенсации инвесторам расходов на подключение к объединенной энергосистеме. Соответственно, независимые девелоперы, не связанные с власть имущими лоббистами альтернативной энергетики, данной компенсации не получают. В таких условиях новые перспективы, обозначенные Стратегией, могут окончательно отбить у инвесторов желание вкладывать деньги в Украине”, — уверена директор Ассоциации “Европейско-украинское энергетическое агентство” Елена Рыбак.
А поскольку помимо Украины условия для развития возобновляемой энергетики создают еще десятки стран, то колеблющимся инвесторам не составит труда перенаправить денежные потоки в более спокойные гавани.
Те же инвесторы, которые уже реализуют проекты в нашей стране, должны будут искать подходы к властям, чтобы обеспечить себе гарантированную долю в запланированных объемах выработки. Очень вероятно, что к этому, ссылаясь на “урезанный” вариант Стратегии, их будут склонять сами чиновники.
Алексей НАБОЖНЯК
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.