В первой части интервью, опубликованной ранее, обсуждались долговые обязательства “Нафтогаза” перед “Укрнафтой”, отношения с “Оператором ГТС Украины” и “Газпромом”, а также перспективы арбитража по крымским активам “Нафтогаза”.
“Когда у операторов ГРС такой собственник, как Фирташ, — это риск для всей системы”
— В последнее время градус отношений между “Нафтогазом” и облгазами как будто существенно снизился: нет системной критики и даже системной информации о наличии задолженностей. С чем связано это изменение?
— С моей стороны это выглядит так, что у господина Фаворова (экс-директора дивизиона “Интегрированный газовый бизнес”, — ред.) были достаточно комфортные отношения с группой Фирташа.
— Речь о неофициальных договоренностях?
— Не знаю. Раньше у “Нафтогаза” было четкое понимание: с одной стороны, облгазы не являются никому врагами, в том числе и “Нафтогазу”, облгазы — это партнеры “Нафтогаза”, так как являются операторами газораспределительных систем. Но с другой стороны, когда у операторов ГРС, объектов критической инфраструктуры, такой собственник, как господин Фирташ, — это риск для всей системы.
Поэтому позиция “Нафтогаза” была жесткой: нормальные рыночные реформы, устойчивое развитие рынка и вообще функционирование газового сектора невозможны без решения проблемы с облгазами.
Однако во времена господина Фаворова эта позиция стала не такой жесткой. И, например, “Нафтогаз” вместо того, чтоб пытаться бороться с облгазсбытами — посредниками, которые привносят очень сомнительную ценность и являются фактически звеном непрозрачности, — вместо этого с ними плодотворно сотрудничал.
С чем это связано — вопрос отдельный. Исторически это связано с типичным для Украины решением подобного рода проблем, когда есть частный непрозрачный бизнес и госкомпания.
— Вы намекаете на коррупцию?
— Нет, я просто констатирую, что обычно это было связано с коррупцией.
— Как будут развиваться отношения между облгазами и “Нафтогазом” после увольнения Фаворова?
— Зависит от того, кто будет вместо него. Пока, насколько я понимаю, ритейлом занимается господин Абрамович (глава компании “Нафтогаз трейдинг”, — ред.), которого привел Фаворов. Поэтому я не знаю, будет ли изменение отношений “Нафтогаза” с группой Фирташа.
О непрофессионализме Фаворова, ликвидации дивизиона “Интегрированный газовый бизнес” и трансформации системы управления “Нафтогаза”
— Какая официальная причина увольнения Фаворова?
— Трансформация управления “Нафтогаза”.
— Должность директора газового дивизиона будет упразднена?
— Было оговорено, что теперь будет два дивизиона: один — газодобычи, второй — коммерческий, который будет заниматься реализацией добытого газа.
— В чем необходимость такого разделения?
— Официальная причина — окончание действия ПСО (режима специальных обязанностей, возложенных на “Нафтогаз” при определении цены на газ для населения, — ред.).
Объясню, почему вообще родилась идея создать интегрированный газовый бизнес. В 2015-2018 годах у нас была проблема. С одной стороны, у команды, которая отвечала за добычу — Олега Прохоренко, — были очень амбициозные цели по поводу повышения объёмов добычи. Эти цели поддерживались руководством страны, активной частью общества.
Но мы понимали, что, во-первых, реализация этих целей идет с отставанием. Кроме того, “Нафтогаз” фактически кроссубсидировал “Укргаздобычу” деньгами, полученными от транзита. “Нафтогаз” получал за газ, добытый “Укргаздобычей”, меньше, чем тратилось на добычу.
Стоял вопрос, кто эти две проблемы должен решать. Я предложил идею с одним ответственным и за рост добычи, и за достаточное финансирование этого роста. Этот человек получил бы возможность и собирать деньги с рынка в достаточном объёме, и привлекать инвесторов, которые бы вместе с нами вкладывались в добычу.
Кроме того, отпал бы аргумент, что развитие добычи не происходит из-за “бюрократического и неэффективного” “Нафтогаза”.
Идея заключалась в том, чтобы один человек отвечал за всю цепочку — от добычи газа до его реализации, и имел бы достаточно полномочий, чтобы не зависеть от “Нафтогаза”.
По крайней мере появилось бы ответственное лицо, с которого можно было бы спросить и которого можно было или заслуженно премировать, или уволить, привлечь к ответственности.
Кроме того, новый глава интегрированного газового бизнеса в глазах широких кругов общества имел бы моральное право требовать решения проблем на рынке газа для того, чтобы за счет полученных денег увеличивать добычу.
К сожалению, эти проблемы не решились. ПСО вроде должны отменить с мая, но ликвидный рынок газа так и не появился. Так что и сейчас “Укргаздобыча” не может выйти на рынок и продать весь объём газа тому, кто заплатит.
— Рынок заработал по документам, но не заработал реально?
— Согласен. Поэтому и нет отдельного бизнеса добычи газа, так как нет ликвидного рынка, на котором можно продать этот продукт. А если продукцию продать нельзя, то это не бизнес.
Есть разные варианты решения этой проблемы. Например, есть вариант, который, возможно, и будет реализован — передача газа одним дивизионом “Нафтогаза” другому по трансфертной цене.
Проблема тут заключается как раз в определении трансфертной цены. Если бизнес добычи будет продавать газ внутреннему подразделению, которое отвечает за реализацию газа, по рыночной цене — у коммерческого дивизиона будут проблемы с продажей этого газа по более высокой цене и проблемы с получением денег. Ведь коммерческий дивизион вынужден продавать этот газ тем же “тепловикам” или населению, и неизвестно, смогут ли они рассчитываться в полном объёме по рыночной цене.
Вариант с двумя дивизионами тоже имеет право быть, но он обычно подходит более развитым рынкам. Какой из вариантов будет реализован в Украине — посмотрим.
— Насколько я понял, все, что связано с ПСО, не может быть достаточной причиной для расформирования дивизиона. История с ПСО — это не очень качественное объяснение происходящего?
— Я бы не был таким категоричным. Во-первых, я не говорил о том, что ПСО — неудачное объяснение. Я имел в виду, что такое объяснение все равно вызывает вопросы.
Разделение дивизиона на добычу и сбыт газа является стандартным. Даже если это объединено в один дивизион, то один человек должен заниматься добычей, а другой — реализацией.
А как раз то, что Андрей Фаворов стал исполняющим обязанности главы “Укргаздобычи”, было в какой-то степени нестандартным. Сам господин Фаворов презентовал планы добычи, хотя у него нет ни образования, ни опыта работы в добыче, а делать это должен профессионал.
— Зачем нужно было создавать объединённый дивизион, склеивать два бизнеса, а теперь, менее чем через два года, бизнесы снова разводят? Это производная непрофессионализма?
— Да, это производная непрофессионализма. Для меня результат этого эксперимента был очевиден. Но, к сожалению, на него все-таки пошли — непрофессионала сделали главным по добыче.
— Вопрос не о личности. То, что бизнесы соединили в один дивизион, это изначально была ошибка?
— Во-первых, создавали дивизион только на период, пока все-таки не появится ликвидный рынок. То есть это не было ошибкой по крайней мере на этот период. Но проблема как раз в том, что если с 1 мая отменят ПСО, то это не значит, что реально заработает рынок.
Во-вторых, почему эксперимент был неудачным? Я уже сказал, что была проблема с личностью главы дивизиона. Но проблема, действительно, не только в личности, а и в том, по какому принципу строится все управление.
Изначально дивизион должен был возглавить Олег Прохоренко. Он тоже не профильный специалист в добыче, а экономист и госуправленец по образованию. Но он хоть до этого много лет работал консультантом на проектах, связанных с добычей газа.
Но если культура менеджмента заключается в том, что ответственность в сфере закрепляется за профессионалом, то тогда ответственность за добычу даже в рамках дивизиона должна закрепляться за профессионалом в добыче. И этот профессионал должен отвечать за добычу, за объёмы, за затраты и за инвестиции.
Для понимания логики: прошлый год был рекордным за 20 лет по падению объемов добычи! Какие еще должны быть очевидные факты или доказательства того, что деятельность господина Фаворова была неэффективной?
— Прокомментируйте, пожалуйста, слухи о том, что увольнение Фаворова было одним из условий продления контракта с Коболевым?
— Мне сложно судить. Я не принимал участия в каких-то кулуарных переговорах по поводу продления контракта Коболева. Но я знаю, что и с профессиональной стороны к деятельности господина Фаворова были вопросы.
В частности, бывший глава “Kyiv Post” Джим Брук недавно сделал отдельную публикацию по Украине, в которой писал о том, что увольнение Фаворова — следствие работы новых директоров “Нафтогаза”, в частности нового директора по стратегии Отто Ватерландера, у которого были вопросы относительно деятельности Фаворова.
— Есть еще одна версия: правительство было недовольно ориентиром на финансовые результаты, а не на добычу газа. И речь шла не столько об увольнении Фаворова, сколько о том, чтобы поменять стратегию. А поскольку Фаворов с правительственной стратегией не согласен, он и ушел. Что вы об этом думаете?
— Слишком романтическое объяснение, я в него не верю.
Это миф, что у нас есть противоречие между стратегией, которая ориентирована на то, чтобы больше зарабатывать, и стратегией, которая ориентирована на то, чтобы больше добывать.
Объясню, в чем, с моей точки зрения, был неправильный подход Фаворова. С экономической точки зрения, первое, что он делал неправильно — это использовал “среднепотолочные” сроки окупаемости как требование к оценке целесообразности бурения или других работ.
Это очень большое упрощение. Этим могут пользоваться небольшие частные компании, которые хотят делать все быстро, а их акционеры не хотят особо разбираться, но хотят узнать, через сколько лет отобьются их вложения.
Если мы говорим о больших компаниях, масштаба “Нафтогаза”, то экономический прогноз достаточно более сложный. Есть сложные подходы к определению соответствующей ставки дисконтирования, сложные прогнозные модели. А подход, основанный на сроке окупаемости, не используется в больших серьезных компаниях.
При таком подходе очень легко ошибиться. То, что приемлемо для частной компании — например, если большой срок окупаемости, то инвестировать нет смысла, — для компании типа “Нафтогаза” неприемлемо.
Условно говоря, если, например, вам не выгодно инвестировать в то, что приносит меньше 15% годовых, то для “Нафтогаза” это может быть выгодно, потому что компания может одолжить деньги гораздо дешевле, например, под 8%. И даже так называемая средневзвешенная стоимость капитала у нас, например 10%. Эти деньги вкладываются во что-то, что дает прибыль в 14%, и таким образом компания зарабатывает. Это первый момент.
Второй момент — стратегический. Мы — компания, которая принадлежит государству. Соответственно, доход нашего акционера — это не только та прибыль, которую мы получаем как компания и распределяем между акционерами. Это еще и налоги, которые мы платим.
Соответственно, когда мы анализируем, выгодно или не выгодно нам бурить или добывать, мы должны смотреть на маржинальную прибыльность, которая включала бы в себя те налоги, которые мы платим государству. Условно говоря, прибыль, которую мы получаем, до уплаты налогов.
Если видно, что с такими налогами и рентой нам невыгодно добывать, то вместо того, чтобы не добывать, мы должны идти к государству и предлагать изменить ренту или налоговые условиями — сделать так, чтоб хоть что-то добывалось и налоги платились. Будет хоть какая-то экономическая прибыль, которую мы будем перераспределять. Рента не должна быть препятствием для увеличения объемов добычи.
Поэтому с этой точки зрения, экономической, подход Фаворова абсолютно неправильный.
Мы должны удовлетворять потребности наших клиентов — граждан Украины, которые потребляют газ, и промышленных предприятий — финансово устойчивым способом: в среднем не тратить больше на добычу, чем мы получаем денег от реализации добытого газа.
— Уточнение: есть ли реальная необходимость в том, чтобы разделять коммерческую деятельность и добычу сейчас? Своевременно ли это решение?
— Своевременно решение, чтобы добычей занимался профессионал. Это 100%. И оно было своевременным еще до назначения Фаворова, и весь период, пока он руководил этим направлением.
Насчет разделения коммерческого дивизиона и дивизиона добычи. Как вы думаете, если бы господину Фаворову предложили возглавить дивизион добычи, а коммерческий дивизион возглавлял бы Абрамович, которого он привел, Фаворов отказался бы или нет?
— Ему предложили коммерческий дивизион…
— Я знаю. А если бы предложили добычу?
— Вы намекаете, что он, скорее всего, согласился бы?
— Нет, я о том, что это не вопрос разницы стратегии.
— Так он согласился бы?
— Я бы такую возможность не отрицал. Думаю, он бы согласился возглавить дивизион добычи.
“Для меня Коболев не является профессиональным менеджером”. О новом контракте главы “Нафтогаза”
— Вопрос по конкурсу на главу правления “Нафтогаза”, которого не было. Все ожидали конкурса, заявок, конкуренции. В связи с чем Коболева фактически переназначили?
— Я не понимаю, почему не было конкурса ни в 2019 году, ни в 2020 году. Формальных объяснений тоже не было, я их не вижу. Мое понимание — реформа корпоративного управления заключается в прозрачности и в меритократии, когда наиболее важными для назначения руководителя являются профессионально-этические качества, а не политическая аффилияция, или, другими словами, когда политики назначают руководителями госкомпаний тех, кто им или их партнерам кажется более управляемым.
— Вопрос по поводу суда с премиями. Есть информация о том, что Коболев отказался от своей части премии перед переутверждением на должность. Правда ли это?
— Я о таком не слышал.
— Ваш иск в суд насчет выплаты премий не получил развития? Это все пока на стартовых позициях?
— Не получил развития.
— Что это означает?
— Заседание перенесено.
— “Нафтогаз” тянет резину?
— Не знаю, мне сложно судить. И я пока не стал бы спекулировать на этой теме.
— Возможно ли такое, что переутверждение первого лица “Нафтогаза” произошло за счет премий всех, в том числе и вашей?
— Вы хотите сказать, что он за свое кресло отдал мою премию и премию еще 40 людей из “Нафтогаза”, при том, что мы ее честно заработали?
— Вопрос чуть ли не так и стоит. Так ли это?
— Мне хочется думать о Коболеве лучше.
— Вы у него не спрашивали об этом?
— В последнее время мы не общаемся на эту тему. Я слышал от него много разного, в том числе и того, чего потом не происходило. Я уже не вижу смысла с ним об этом говорить. Между прочим, этим и было продиктовано мое обращение в суд.
— Когда вы с ним последний раз общались?
— И вчера, и сегодня. Мы постоянно обсуждаем рабочие моменты.
— Что он отвечал вам по премиям?
— Его официальная позиция — есть решение Набсовета, в котором говорится, что до отдельного решения Набсовета премию выплачивать нельзя. Но это решение было принято после решения о выплате премий и, соответственно, после внесения пункта о премиях во все контракты — не только в мой, но и в контракты 40 человек.
Там черным по белому написано, что, когда “Нафтогаз” получает деньги от “Газпрома”, предусмотрен определенный график, по которому они выплачиваются.
— И последний вопрос — по поводу общей картины, которая складывается в отношении господина Коболева. Самым главным достижением “Нафтогаза” с 2014 года была победа в Стокгольме.
Ни к ней, ни к истории с облгазами Коболев непосредственного отношения не имел. Победа в Стокгольме — фактически заслуга вашей команды, а с облгазами — работа Фаворова. Не преуменьшается ли роль Коболева в “Нафтогазе”?
— Для меня Андрей Коболев, по крайней мере с точки зрения западных стандартов, не является профессиональным менеджером. Профессиональный менеджер — это не должность, а опыт и знания.
Когда Коболева назначили в “Нафтогаз”, у него вообще не было опыта работы менеджером в рыночных условиях и в “цивилизованной” компании. А в кресле главы “Нафтогаза” вы управлять нормальным бизнесом не научитесь.
Поэтому я всегда понимал, что его назначение — политическое, и что украинские политики во власти, которые держат его в этом кресле, видят его роль не в профессиональном менеджменте.
При этом победа в противостоянии с “Газпромом”, которую одержала команда, которой управлял я, — это пример успешного профессионального менеджмента.
Непонятные отношения с облгазами во времена Фаворова, и, что даже более важно, провал в добыче — это пример непрофессионального менеджмента.
Но поскольку роль Коболева — не в профессиональном менеджменте, то, когда вы горите о том, что он не имел к этим историям прямого отношения, то это не преуменьшает его роль в компании, просто она заключается в другом.
Глава правления прежде всего отвечает за систему управления — не за отдельное направление, а за то, чтобы люди, которые занимаются определенными направлениями, работали в эффективной системе.
Есть, правда, нюанс: Коболев отвечал за, можно сказать, отдельное направление — трансформацию “Нафтогаза” в современную национальную компанию. Ведь по сути “Нафтогаз” недалеко ушел от постсовкового госкомитета по нефти и газу. И подобная трансформация — это очень важный процесс.
Когда моя команда осенью анализировала прогресс с трансформацией, то вывод был, что делается “слишком мало, слишком поздно”. Был даже выпущен детальный отчет, который вызвал негативную реакцию Коболева. Поэтому лучше сами судите, насколько успешно он это сделал.
Николай РОМАНЮК
Что скажете, Аноним?
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.