На конференции “Ядерные технологии в Украине”, которую в Киеве 17 сентября провел Институт проблем национальной безопасности (ИПНБ) СНБО Украины, были презентованы новые украинские атомные разработки. Общая идеологическая направленность представленных систем и установок состоит в том, чтобы сократить зависимость Украины от российских услуг на рынке обогащения свежего ядерного топлива и захоронения отработанного топлива. Все эти и другие технологические новинки могли бы стать главным объектом внимания на конференции, если бы не предстоящие ей события, которые превратили изначально узкий технологический саммит чуть ли не в эпохальный отраслевой коллоквиум.
Документарное раздвоение атомной политики
С одной стороны, незадолго до начала конференции ИПНБ правительство Тимошенко утвердило устав концерна “Ядерное топливо Украины (ЯТУ)”, что дало старт фактической работе этого предприятия. В его состав не вошло ГП “Цирконий”, находящееся в процедуре банкротства, и вошли более стабильные ГП “Восточный ГОК”, “Смолы”, Днепропетровский завод прецизионных труб, дирекция предприятия, создаваемого на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд, и Украинский научно-исследовательский и проектно-разведочный институт промышленных технологий (УкрНИПРИПромтех).
Чуть позже, 15 сентября, правительство определилось и с будущим финансированием концерна, учитывая его интересы в дополнениях к бюджету-2009 и проекту бюджета-2010. По этим законопроектам концерн ЯТУ, имеющий в среднесрочной перспективе право корпоратизации и последующего выпуска векселей, получил гарантию двух линий централизованного финансирования. Первой обещает стать перечисление из госбюджета 2009—2010 годов по 1 млрд. 366 млн. грн. за счет целевой надбавки к энергетическому тарифу, второй — право проведения аукционов по распродаже государственного резерва оксидов урана, циркония и гафния (объем запасов не подлежит разглашению, но осторожно оценивается прессой в 450, 120 и 15 т соответственно).
С другой стороны, конференция ИПНБ СНБО не могла оставить без внимания грозную по срокам выполнения и отчаянно новую позицию, которую занял в ядерной политике Президент Украины Виктор Ющенко — своим Указом №681 от 28 августа о выполнении решения СНБО от 6 июля он потребовал от правительства Юлии Тимошенко до конца сентября утвердить проект межправительственного соглашения между Украиной и РФ “О сотрудничестве в сфере разведки, добычи и переработки урана”. Кроме этого, данным же документом глава государства поручил правительству до декабря “проработать вопрос создания в Украине на конкурсной основе завода по фабрикации ядерного топлива”.
Корпоративные нюансы
С российской стороны на участие в конкурсе на право строительства в Украине завода фабрикации претендует государственная энергогенерирующая компания ОАО “Атомэнергопром” (АЭП), которая эксплуатирует большинство российских АЭС. На разработку украинских месторождений урана претендуют дочерняя по отношению к АЭП горнопромышленная компания ОАО “Атомредметзолото” (АРМЗ), а также атомнопромышленная корпорация ОАО “ТВЭЛ”, которая монополизирует рынок поставки топлива в Украине и РФ.
Почва для развития альтернативных предложений была подготовлена в 2005—2009 годах, когда Минтопэнерго Украины заключило ряд рамочных соглашений с корейскими, канадскими, французскими и американскими компаниями — производителями топлива и атомных реакторов. Однако о планах сотрудничества с этими компаниями ни слова не было сказано ни в июльском решении СНБОУ, ни в апрельском указе Ющенко. Отсутствие ссылок на мировых, а не региональных партнеров, упиралось во вполне очевидный корпоративный нюанс — Украина сначала, до сентября, должна обозначить устав, линии финансирования и права концерна ЯТУ как основного заказчика строительства завода фабрикации и возможного привлечения иностранного капитала в уранодобычу. И уже потом, к концу года (по мере и качеству поступающих заявок), подумать о том, с правительством какой страны в первую очередь следует подписывать соглашения о сотрудничестве в уранодобыче и ядернотопливной сфере. Что, кстати, сделать без руководящей роли Президента и МИД Украины практически невозможно.
Предлагаемый же июньским решением СНБО темп подготовки проекта строительства завода фабрикации и соглашения “О сотрудничестве в сфере разведки, добычи и переработки урана между Украиной и РФ” переворачивает такой подход с ног на голову. Если следовать этой логике, получится, что еще до того как парламент в ходе бюджетных прений решиться утвердить права концерна ЯТУ на аукционы и централизованное финансирование (либо, наоборот, отберет их), правительство Тимошенко уже должно иметь на руках два вполне обязующих документа. В частности, не зная реальных перспектив ЯТУ, Кабмин уже должен иметь для этого еще совсем “сырого” концерна концепцию заказа работ по проектированию и строительству завода фабрикации. И главное, еще не получив твердой финансовой почвы под программой “Уран Украины”, уже иметь проект совместной добычи с компаниями РФ. На одном, нескольких или всех 53 месторождениях урана, находящихся в распоряжении правительства Украины, ведь любые, даже самые добросовестные зарубежные партнеры в ситуации финансовой неопределенности могут попросить у украинской стороны этого сырья много и главное — дешево.
Инвестиции заменят займы и казну. когда их станет много
Любой из трех источников финансирования концерна ЯТУ — госбюджет, кредиты или иностранные инвестиции — имеет свои риски. Пока госбюджет показал себя недостаточным источником. “Это уже привело к срыву определенных ранее планов развития уранового производства — финансирование программ создания элементов ядернотопливного цикла за 2005—2008 годы составило около 21,1% от потребностей, урановое производство получило 18,9, циркониевое — 56,7%, а фабрикация ТВС не финансировалась вообще”, — сообщил директор УкрНИПРИПромтех Юрий Кошик. По его словам, банковский кредит при существующих в Украине ставках и сроках кредитования как источник финансирования отрасли невозможен, а доступ к кредитным ресурсам западных банков требует времени и сложной процедуры одобрения ТЭО. “Что касается варианта с иностранным инвестором, то условием вложения его инвестиций может стать требование продажи ему части произведенного урана. Но, по мнению Минтопэнерго, эта проблема может решиться за счет наращивания наших производственных мощностей по добыче урана сверх внутренних потребностей. Таких предложений нашей стране сейчас должно быть в избытке, ведь мир испытывает дефицит урана — по прогнозу Всемирной ядерной ассоциации, к 2010 году суммарный дефицит рудного концентрата урана на мировом рынке составит около 16 тыс. т”, — заверил прессу Кошик.
Пока неизвестной остается реакция российской стороны на последние перипетии в украинском атомном планировании. Хотя параллельно с этими событиями российская пресса разразилась сообщениями о намерении правительства Владимира Путина о разработке нового месторождения циркония. В настоящее время в импорте циркона РФ зависит от Украины и Австралии. Такое заявление можно расценивать как рычаг давления в пользу того, чтобы соглашение между Украиной и РФ было подписано как можно раньше.
Андрей СТАРОСТИН
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.