Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Время надежд

[11:37 19 ноября 2012 года ] [ Зеркало недели, № 41, 16 ноября 2012 ]

В начале ноября в Киеве прошла IV международная конференция Petroleum Ukraine 2012 — центральное место встречи участников рынка нефтепродуктов.

Атмосфера диалога была тревожной, так как уже традиционно именно осенью топливный рынок трясет под воздействием того или иного негатива. В 2009 году рынок гудел в связи с выпуском безакцизных компонентов бензина на “Укртатнафте”. В 2010-м у всех на устах была “Ливела”. Осенью 2011 года рынок ожидал вердикта Межведомственной комиссии по международной торговле относительно введения пошлин на импорт нефтепродуктов, что могло поставить рынок с ног на голову, а потребителей — в еще более сложное положение. Есть более чем достаточно поводов для тревог и сейчас. Особенность нынешнего периода — обсуждение самых наболевших вопросов исключительно шепотом.

Ведущее место Petroleum Ukraine 2012 на годовой карте отраслевых мероприятий в очередной раз подчеркнула яркая интернациональная группа поддержки конференции — Белорусская нефтяная компания (БНК), ТНК-ВР, “Орлен Летува”, ОККО, Азовская нефтяная компания, “Параллель”, “БРСМ-Нафта”, “БиоХим Групп”.

Программа конференции касалась главных проблем рынка. По мнению “Консалтинговой группы А-95”, ими на сегодняшний день являются растущая доля теневого рынка (фальсификат и контрабанда), сохраняющиеся намерения чиновников ограничить конкуренцию путем введения пошлин на импорт нефтепродуктов, а также законодательно установленная норма об обязательном переходе с 2014 года на добавление в бензины 5% биоэтанола.

По расчетам экспертов, анализ официальных данных об обороте нефтепродуктов свидетельствует, что по итогам девяти месяцев  2012 года около 20% бензина находится в тени — это доля контрабанды и фальсификата на рынке. Еще есть вопросы, почему останавливаются украинские НПЗ?

Что касается пошлин на импорт, то за последние два года эта тема набила такую оскомину, что в ходе конференции упоминалась лишь вскользь. “Даже интересно посмотреть, что расскажет премьер-министр гражданам, когда в условиях финансового кризиса цены на топливо вырастут до 14—15 грн. за литр за счет девальвации гривни, пошлины и увеличенного с нового года на 10% акциза”, — обменивались мнениями участники конференции.

К слову, о кризисе. Традиционно Petroleum Ukraine проходит с разницей в несколько дней с ежегодным осенним приемом в Женеве, организуемым крупнейшим “нефтяным” банком Европы BNP Paribas. “Лимитов на Украину нет и пока не будет, европейские банки даже приостановили поддержку своих украинских отделений”, — поделился с коллегами свежими новостями один из участников женевского приема, успевший прилететь на киевскую конференцию. “А украинские банки уже кредитуют под 45% годовых”, — сообщили женевскому гостю местные трейдеры. Неподъемная кредитная нагрузка в комплексе со сползающей гривней обещает держать рынок нефтепродуктов под высоким напряжением. Абсолютно очевидно, что все проблемы в экономике будут переложены на потребителя, иного выхода нет.

Они сражались за Украину

Как показал ход конференции, о нашем рынке сегодня больше думают за его географическими пределами. В 2012 году белорусский НПЗ в Мозыре перешел на выпуск дизтоплива по стандарту Евро-5, а в 2013-м подтянет до этого уровня и бензины. Замдиректора ОАО “Мозырский НПЗ” Виталий Павлов сообщил в своем выступлении, что до конца года завод введет в строй установку изомеризации, после чего весь мозырский бензин, включая А-92, будет отвечать евростандарту. При этом белорусы продолжают строить установку вакуумной перегонки мазута и комплекс по производству высокооктановых компонентов. На днях также стало известно, что предприятие нашло финансирование, а это, внимание, 1,2 млрд. долл., на свой “проект века” — комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Запуск мегаустановки, а с ней и выход на глубину переработки нефти 90% планируются на 2017 год.

У белорусских поставщиков хорошее настроение — поставки их нефтепродуктов в Украину уверенно растут. Генеральный директор “БНК-Украина” Николай Василевич

У белорусских поставщиков хорошее настроение — поставки их нефтепродуктов в Украину уверенно растут. Генеральный директор “БНК-Украина” Николай Василевич

Вопросами экспорта белорусских нефтепродуктов ведает ЗАО “Белорусская нефтяная компания” и его дочернее предприятие “БНК-Украина”. Начав в 2010 году, сегодня компания предлагает топливо с 17 нефтебаз и уже задумывается над созданием совместного предприятия с одной из заправочных сетей Украины. “На данном этапе мы заинтересованы не в объемах, а в увеличении эффективности продаж, которая достигается более тесной работой с участниками рынка и потребителями”, — обрисовал новую стратегию белорусов глава “БНК-Украина” Николай Василевич.

Литовский концерн “Орлен Летува” в 2012 году побил новый рекорд поставок — 650 тыс. тонн. “Наша компания планирует увеличить объемы поставок на украинский рынок, в частности за счет польского направления через ст. Журавица”, — сообщил гендиректор компании И.Фонфара. Топливо Плоцкого НПЗ — одного из самых современных в Европе, заместит часть литовских объемов и, как обещают в “Орлен Летува”, позволит улучшить предложение для украинских контрагентов.

Успех литовцев и белорусов в 2012 году был обусловлен в основном одним фактором — остановкой Лисичанского НПЗ. Коренным образом был переформатирован и сам украинский бизнес ТНК-ВР. Так, на смену единому оператору — “ТНК-ВР Коммерс” пришли четыре структурные единицы с узкой специализацией, подчиняющиеся головному офису в Москве. Это “ТНК-ВР Индастриз Украина” (оптовые поставки), “Восток” (розница), “ТНК-Украина” (представительский офис) и ЧАО “ЛИНИК” (переработка). Именно о перспективах последнего актива было много дебатов в конференц-зале и за его пределами. Напомню, завод был выставлен на продажу, но в связи с намерениями “Роснефти” поглотить ТНК-ВР процесс приостановили. Как показало обсуждение в профессиональной среде, такое стечение обстоятельств можно считать весьма удачным как для самого завода, так и для рынка в целом.

“Какая главная проблема НПЗ? Их нужно модернизировать, и это очень большие деньги. Продолжительность реализации проекта — четыре-пять лет. За это время могут измениться конъюнктура рынков, поменяться энергобалансы и их структура. А сейчас еще наступают электромобили. Под такие проекты никто денег не даст”, — заявил вице-президент концерна “Галнафтогаз” Юрий Кучабский, сообщив, что его компания проводила консультации с зарубежными финансовыми институтами по  поводу приобретения ЛИНИКа. “Один из наших кредиторов — американская IFC, имеет подобные проекты по НПЗ. Из четырех НПЗ в мире, которые они вели, все убыточные и не возвращают деньги”, — подчеркнул топ-менеджер.

Это говорит о том, что перспективу имеют лишь заводы, принадлежащие нефтедобывающим компаниям. Если ЛИНИК останется за “Роснефтью”, он получит шанс остаться “в живых”. Кроме того, возвращение на рынок лисичанского топлива усилит конкуренцию и восстановит баланс между внутренним производством и импортом… Между тем, по данным источников в Москве, судьба ЛИНИКа еще окончательно не определена. “Украинские претенденты на НПЗ ищут встречи с Сечиным (глава „Роснефти“ Игорь Сечин. — С.К.), чтобы разблокировать процесс продажи завода”, — сообщил наш собеседник.

Ну, за спирт!

Обсуждение темы альтернативных топлив стало одним из самых оживленных на конференции. На фото: Глава “Укрпродсоюза” Николай Тыченко и генеральный директор “Азовской нефтяной компании” Андрей Чередников

Обсуждение темы альтернативных топлив стало одним из самых оживленных на конференции. На фото: Глава “Укрпродсоюза” Николай Тыченко и генеральный директор “Азовской нефтяной компании” Андрей Чередников

Актуальность темы спиртосодержащих топлив усилена тем, что с 2014 года законодательно установлено обязательное добавление в бензин 5% биоэтанола (обезвоженного этилового спирта). Скепсис в отношении данной темы по итогам конференции лишь усилился. Как минимум программу не удастся выполнить просто физически. При потреблении 4,5 млн. тонн бензина в год необходимо 225 тыс. тонн биоэтанола, тогда как на сегодняшний день суммарно производится около 50 тыс. Нарастить за год выпуск биокомпонента минимум в четыре раза абсолютно нереально. Импорт? Тогда зачем вообще было заваривать эту кашу? “Те мощнейшие заводы, которые есть в Украине, уже пять лет простаивают, там абсолютно все сгнило”, — заявил в ходе дискуссионной панели Николай Тыченко, директор ООО “Укрпродсоюз”. Основные надежды связаны с частными компаниями, а точнее, с владельцами автозаправочных сетей. По имеющимся данным, несколько крупных игроков либо проектируют, либо уже строят собственные биоэтанольные производства.

Дорота Петер из PKN Orlen не только рассказала о польском опыте использования биоэтанола, но и обозначила перспективы Украины в этом секторе

Дорота Петер из PKN Orlen не только рассказала о польском опыте использования биоэтанола, но и обозначила перспективы Украины в этом секторе

Но лучше всего оценить наши перспективы позволила одна из самых ярких презентаций прошедшего форума в исполнении Дороты Петер, директора департамента снабжения польского нефтяного концерна PKN Orlen. По ее словам, первый опыт по использованию этанола в бензинах PKN Orlen получил в 1994 году, а полномасштабное производство начал в 2006-м. То есть Польше понадобилось более десяти лет на подготовку к реализации программы, не говоря о том, что с 2006 года началось строительство сопутствующей инфраструктуры. Украинский закон дал на подготовку к программе полтора года…

С учетом украинских реалий биоэтанольная программа очень настораживает. Закон предусматривает необходимость получения разрешения на производство бензина с биоэтанолом у чиновников, а это попахивает серьезными коррупционными рисками. В то же время отсутствие госсистемы контроля качества топлива на АЗС грозит обернуться тем, что добросовестные участники рынка, добавляя биоэтанол и неся при этом существенные затраты, окажутся в неравных конкурентных условиях с теми, кто не будет этого делать. А зачем? Ведь все равно никто не проверит…

В целом вопросов и проблем, связанных с переходом на спиртосодержащие бензины, более чем достаточно. Какими будут цена и качество этого продукта? Где брать специальные базовые бензины для дальнейшего добавления биокомпонентов и сам биоэтанол? Надо ли вообще этим заниматься, если Европа уже по сути признала ошибочность превращения продовольствия в топливо и отказалась от дальнейшего наращивания доли биокомпонентов в нефтепродуктах?

Впрочем, говорить о полном отсутствии опыта в альтернативной энергетике нельзя. Азовская нефтяная компания и “БиоХим Групп” — производители альтернативных топлив с содержанием более 30% биокомпонентов — поделились своим опытом продвижения новой для рынка продукции. “Уже несколько лет мы используем в своих автомобилях исключительно топливо собственного производства и приглашаем всех желающих на завод в Мариуполь, где можно провести все необходимые исследования и испытания”, — заявил директор АНК Андрей Чередников. Разговоры о перерасходе этого топлива по сравнению с традиционным он предлагает рассматривать в коммерческой плоскости, так как данная особенность должна быть отображена в цене этого продукта сначала для владельца АЗС, а затем и для потребителя.

* * *

Уже подмечено, что чем хуже дела на рынке, тем больше участников собирают отраслевые форумы. В этом году их было особенно много — более двухсот. Довелось увидеть тех, с кем последние несколько лет общались только по телефону. Это лишь усилило общее ощущение погружения рынка в неопределенность. Борьба за НПЗ между претендентами без нефти, лоббистские инициативы чиновников с прицелом на монополизацию рынка, проблемы с таможенным оформлением топлива у известных операторов… Но есть надежда, что к следующей отраслевой конференции осенью 2013 года это пройдет, как страшный сон. Правда, знающие люди рекомендуют на это не рассчитывать раньше 2015-го, а особо информированные —  до 2020-го.

Сергей КУЮН

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.