Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Владимир Казарин: “Тузла-2” — это посягательство на территорию Украины

[08:36 12 сентября 2011 года ] [ Комментарии, 10 сентября 2011 ]

Бывший первый вице-губернатор Севастополя рассказал “Комментариям”, чем чреват конфликт вокруг российского корабля “Азов”.

В четверг разгорелся скандал вокруг корабля Черноморского флота России “Азов”, который на некоторое время был остановлен Керченским центром регулирования движения судов. Очевидно, что в контексте напряжения отношений между двумя странами, подобный инцидент и реакция на него (российские политики вновь вспомнили о Тузле) не случайны. О том, к каким последствиям может привести этот конфликт, и как вопросы ЧФ могут быть использованы в газовой войне с Россией, “Комментарии” спросили у Владимира Казарина, который на протяжении четырех лет занимал пост первого вице-губернатора Севастопольской ГГА.

- Владимир Павлович, с чем может быть связан вчерашний инцидент с “Азовом”?

— К сожалению, документы большого украино-российского договора, которые подписывали Президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма, были составлены на скорую руку, и очень многие вопросы там не были прописаны как должно. Например, не была прописана проблема маяков, и теперь решениями судов местной инстанции мы время от времени ставим вопрос о передаче маяков, хотя это вопрос межгосударственной договоренности, а не судов местной инстанции. Или вспомним, передвижение военной техники ЧФ РФ по территории Севастополя — должны ли машины ГАИ сопровождать её или нет?

С течением времени подобные нюансы начинают все больше вылезать. В том числе и проблема прохождения через Керченский пролив — наверное, каждая сторона имеет право по-разному читать эту законодательную базу, потому что она не прописана тщательно. И эта нечеткость создает поле для полемики. Время от времени раздавались голоса, что нужно вернуться к доработке этих соглашений, но, к сожалению, дальше призывов мы не продвинулись. Это плохо, потому что будет создавать определенную конфронтацию. В период, когда между нашими странами усиливается некоторое взаимонепонимание, скрытые камни договора достаточно болезненно о себе заявляют.

- Может ли этот инцидент стать поводом для возобновления переговоров по поводу спорных вод возле острова Тузла?

— Ну, спорных вод там нет. Россия в свое время проложила дамбу на своей территории, не пересекая украинскую границу. Сегодня обсуждается вопрос строительства порта в акватории, созданной этой дамбой. Там нет нарушения границы, но другое дело, что строительство дамбы изменило течения, активизировав процессы размывания Тузлы. Не думаю, что там может быть конфликт, потому что единственный спорный момент — где проходит государственная граница по морской территории. То, что переговоры по выявлению морской границы между Украиной и Россией могут основательно зайти в тупик — это почти однозначно.

- Возможна ли в связи с этим инцидентом эпопея “Тузла-2”, если учитывать газовый конфликт между Украиной и Россией, и грядущие выборы в обеих странах?

— Невозможно сегодня возобновить эту проблему. Есть понятие границы, и нельзя ее пересечь. Во всяком другом случае это не “Тузла-2”, а посягательство на территорию другого государства. Разве что кто-то из российских политологов может сказать: а кто вам сказал, что граница проходит здесь, а не там? Конечно, наступает время для игр безответственных комментаторов с обеих сторон.

- Как вопрос ЧФ РФ может быть использован в газовой игре между Украиной и Россией?

— Я надеюсь, что он не будет использован, потому что уж очень он обоюдоострый. Военные структуры не те объекты, которыми можно козырять как картами в игре. Можно полемизировать по поводу режима прохода через Керченский пролив, делимитации границ, но вот боевые единицы флота не должны становиться предметом полемики.

- Но разговоры о возможности пересмотра Харьковских соглашений уже звучали…

— Любая ревизия и тем более аннулирование межгосударственных соглашений между странами, тем более между странами, которые так тесно связаны, как Украина и Россия, может породить лавинообразный процесс, потому что дальше может быть поставлено под сомнение сотрудничество в авиастроительной сфере, судостроительной сфере, оборонной, в таможенных вопросах, в вопросе, кому принадлежат военные патенты, зарегистрированные в советское время… Это может далеко нас завести. Худой мир лучше доброй ссоры.

- Московская гордума утвердила поправки в бюджет города на 2011 год, которыми аннулировала смету финансирования Черноморского флота. Как это отразится на севастопольцах?

— Эта программа правительства Москвы в нынешнем году составляла более 70 млн. рублей, не сумасшедшие деньги, но вместе с тем и немаленькие, которые оказывали реальную помощь. Осуществлялись ветеранские программы, молодежные, образовательные программы, обменные поездки для школьников, стажировки для преподавателей, пополнение библиотек. Такое решение болезненно отразится на жителях города. Человеческие взаимоотношения — большой капитал, их нужно сохранять и развивать. Деньги, которые при этом тратятся, дают результат сторицей. И мелочная экономия в этой сфере в политическом смысле приводит к большим потерям.

- Черноморский флот России переживает не лучшие времена, и в последние годы ему уделяется все меньше внимания со стороны России, происходят сокращения работников, банкротится Стройуправление… Что можно сегодня сказать о состоянии флота и чем, по вашему мнению, объясняются эти процессы?

— Меня в свое время критиковали, когда я говорил о том, что Черноморский флот РФ — это сегодня фактически мемориальный музей. Что говорить, если ракетному крейсеру “Москва” 34 года. Может ли эта единица в таком возрасте отвечать современным требованиям военного противостояния? Или другой пример: в составе ЧФ есть ремонтный корабль “Коммуна” 1915 года постройки. Это явный памятник судостроению начала 20-го века, но какое он сегодня он может иметь военно-техническое значение? Единственная подводная лодка в составе ЧФ уже дважды выходила из строя. Флот год от года и платежи в городе уменьшал, и место свое сокращал. Вряд ли в ближайшее время будет его модернизация и пополнение. Думаю, что Россия, в первую очередь, будет тратить на Тихоокеанский флот, на Северный флот, который имеет свободный выход в океан, а здесь нужно проходить через Босфор и Дарданеллы. Поэтому военное значение Черноморского флота стремительно приближается к нулю.

Рустем ХАЛИЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.