Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Владельцы “Сільпо” хотели создать очередного конкурента “Новой почте”, но не смогли. Почему больше не работает доставка Justin

[16:30 27 октября 2022 года ] [ Forbes-Украина, 26 октября 2022 ]

Fozzy Group почти пять лет строила логистическую компанию Justin, но война похоронила ее буквально за месяц. Почему создать конкурента “Новой почте” оказалось не так легко даже с большой сетью магазинов.

Крупнейший украинский необанк monobank достиг своей популярности, в том числе благодаря сотрудничеству с сервисом доставки посылок Justin, который принадлежит Fozzy Group  и партнерам. Чтобы получить карту, украинцам больше не нужно было стоять в очередях в отделениях банков. Передал онлайн информацию в приложении monobank — и отправляйся в отделение Justin, где карточку получали за одну-две минуты. Justin выдал 970 000 карт mono, что составляет 21% от всех физически выданных карт, рассказали Forbes в monobank. Необанк успешно развивается до сих пор, а где девался Justin с его примерно 500 отделениями?

Сервис доставки посылок Justin прекратил работу весной 2022 года, рассказал Forbes бывший управляющий партнер компании “Джаст ин” Юрий Авдыш. “Из-за полномасштабного вторжения мы были вынуждены оптимизировать многочисленные процессы в бизнесе и переосмыслить работу Justin”, — отметили в пресс-службе .

Что означает оптимизация? Компания только выдает посылки, которые клиенты должны были получить до закрытия отделений. Их можно получить в супермаркетах “Сильпо”, или Justin перенаправит их через других почтовых операторов. Также Justin помогает обрабатывать гуманитарные грузы на трех распределительных центрах в Киеве, Днепре и Львове.

Justin выдавал посылки примерно через 500 отделений. По данным YouControl, 51% компании принадлежит совладельцу Fozzy Group Владимиру Костмельману. Юрий Авдыш отметил, что он являлся миноритарным владельцем. В 2020 году выручка компании составила более 133,5 млн грн.

Justin: новый игрок на конкурентном рынке

Justin выходил на рынок в 2017 году. К тому времени уже шла острая конкуренция между лидером рынка “Новой почтой”, “Укрпочтой” и “Мист Экспресс”. Новый игрок должен выйти с сильным конкурентным преимуществом, чтобы удержаться и захватить часть клиентов.

Fozzy Group начала размещать отделения в своих супермаркетах. Justin решил занять нишу “Забирать посылки по дороге домой”. В чем ее плюс? Вечером клиент заходил в супермаркет за продуктами и одновременно мог забрать посылку, которую ранее заказал в интернет-магазине.

Чтобы найти клиентов, Justin начал активно сотрудничать с интернет-магазинами. К примеру, компания начала открывать кобрендинговые отделения с интернет-магазинами, например, с Rozetka, Lamoda.

Justin пытался привлечь новых клиентов быстрой доставкой. К примеру, из интернет-магазина Parfums заказы в некоторые отделения приезжали четыре раза в день. По стандартам компании, они могли это делать на следующий день.

Тарифы на маленькие посылки “Укрпочты”, Justin, Meest, “Новой почты” (зима 2021/2022 годов)

Тарифы на маленькие посылки “Укрпочты”, Justin, Meest, “Новой почты”. Тарифы были актуальны зимой 2021/2022 годов.

Компания держала тарифы чуть ниже тарифов “Новой почты”. К примеру, зимой 2021/2022 годов стоимость отправки посылки 0,5 кг у Justin составляла 33 грн. Дешевле было только в “Укрпочты” (30 грн). Meest просил за это 35 грн, а “Новая почта” — 45 грн.

В конце концов, ежемесячные объемы пересылки отправлений начали достигать 1 млн упаковок, говорит Юрий Авдыш.

Почему Justin не справился с конкуренцией

Почему тогда Fozzy Group закрыла отделение Justin? Вероятно, основная причина — недовольство результатами работы компании на фоне острой конкуренции, считает управляющий партнер консалтинговой компании 3e Consultants Олег Каленский. В первую очередь — с “Новой почтой”.

Оказалось, что украинцам все равно было ближе и удобнее забирать посылки из “Новой почты”. Сеть торговых точек Fozzy Group (585) была примерно в 35 раз меньше, чем сеть отделений и почтоматов “Новой почты” (на 28 июля 20361 отделение и почтомат).

Только в 2021 году “Новая почта” установила около 9000 почтоматов. Они появляются даже в подъездах. Это убийственная стратегия, считает Олег Каленский. “Этот оператор все дальше и дальше отрывается от других игроков”, — считает он.

Доля НП на рынке доставки — 65%, “Укрпочты” — 25%, компании Meest — менее 3%, оценивал результаты 2021 года экс-руководитель Meest Group Марцин Куксинович. По данным бывшего директора Justin Оксаны Ферчук, доля “Новой почты” еще больше — 70—75% против 15—20% “Укрпочты”, 5—10% — Justin, 1—3% — Meest.

К тому же, Justin не удалось получить всех желаемых локаций в сети “Сільпо”. А цены на аренду в существующих местах были высокими, рассказал на условиях анонимности один из топов с логистического рынка, которому известно о ситуации вокруг Justin. В конце концов, из примерно 540 отделений только около 220 находились в торговых точках Fozzy Group. Также не удалось объединить логистику “Сільпо” и Justin.

Третья причина — Justin не смог привлекать персонал супермаркетов для работы в отделениях, поэтому компания набирала новых сотрудников, рассказывает собеседник.

А после 24 февраля украинцы вообще почти перестали покупать вещи онлайн. Так что провалилась базовая гипотеза бизнес-модели Justin о том, что потребителям будет удобно забирать посылки после шопинга в супермаркете, предполагает Олег Каленский. Например, у лидера рынка Rozetka за первые 20 дней марта выручка составила 23 млн грн, хотя еще в декабре она была 4 млрд грн.

В настоящее время объем рынка составляет примерно 50—60% прошлогодних показателей, оценивает Юрий Авдыш.

В Fozzy Group еще не решили, что делать с почти закрытым активом. Чтобы конкурировать с “Новой почтой”, нужно “заряжаться” на длительную борьбу в течение 10—15 лет и вкладывать в свое промо столько же, сколько и она, — по меньшей мере 100 млн грн ежегодно, считает Олег Каленский из 3e Consultants.

Дмитрий УЛЯНИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.