Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Винский съехал от Тимошенко

[08:13 18 июня 2009 года ] [ Подробности, 17 июня 2009 ]

Украинское правительство накрыл очередной кадровый скандал.

В отставку подал министр транспорта и связи. Иосиф Винский поясняет свой поступок глубокими разногласиями с премьером. Но руководство Кабмина работает над собственной версией.

Цена министра

Кабинет министров Украины медленно, но весьма убедительно “линяет”. В “помощь” этому процессу и межличностные конфликты, и междуфракционные, и “межинституциональные” (если так можно назвать борьбу премьера и президента за сферы влияния). И направление этой “линьки”, в общем и целом, предсказуемо. Для того чтобы попасть в группу риска руководителям министерств нужно либо считаться креатурой главы государства, либо явно не поддерживать главу правительства, не относясь к первой группе. Есть и третий вариант — общая привлекательность занимаемой должности как возможного объекта торгов — но он часто “дополняет картину”, поскольку в качестве официального подхода к кадровой политике выглядит не слишком привлекательно с точки зрения широких народных масс. Правда, для того, чтобы порадовать избирателей в большинстве случаев используются другие аргументы. Например, очевидно, что антикоррупционные воспринимаются “на ура!” — они уже недавно стоили портфеля Юрию Еханурову. Судя по разворачивающимся событиям, компанию экс-министру обороны вполне может составить Иосиф Винский. Предварительную “цену” ему уже определили.

Судьбу главы Минтранса как следующего кандидата “на вылет” можно было предугадать. С одной стороны, он сам неоднократно намекал на многочисленные препятствия в осуществлении профессиональной деятельности, которые тормозят в первую очередь подготовку страны к “Евро-2012”. С другой — число недовольных этой самой профессиональной деятельностью министра в последнее время ширилось на глазах, а его политические взгляды (в частности на степень допустимой “ширины” парламентского большинства) уже давно не радовали премьера. С третьей — рано или поздно вопрос масштабных кадровых перестановок в Кабмине и голосования за них в парламенте станет ребром, а успешность лавирования в этих водах во многом зависит от перечня разменных должностей, список которых при необходимости можно и увеличить. Исходя из всего этого, факт кадрового скандала с министром транспорта в главной роли можно было допустить. Но он все равно стал сюрпризом, во многом — благодаря нетривиальной аргументации вышестоящего руководства.

Маховик отставки Иосифа Винского 15 июня запустила Юлия Тимошенко, которая несколько неожиданно обвинила министра к подготовке к собственной президентской кампании за счет 15 миллионов гривен, выделенных на рекламу “Укрпошты”. Опровержение со стороны “обвиняемого” и его окружения последовало сразу: глава министерства действительно “фигурирует” в профильных рекламных материалах, но с президентскими амбициями они не связаны, да и суммы несколько иные — рекламный бюджет “Укрпошты”, по словам соратника главы Минтранса нардепа Геннадия Задырко, составляет только 85 тысяч гривен. На этой ноте подсчет государственных средств, “используемых в личных целях”, не остановился. Заместитель гендиректора предприятия Александр Кухарец сообщил, что депутат Задырко подготовил проект, увеличивающий рекламные расходы “почтовиков” почти до 2 миллионов гривен — не 15, но уже интереснее. Вдохновленное новыми данными руководство Кабмина, в лице Александра Турчинова, пообещало министру служебную проверку. Впрочем, тот нанес упреждающий удар и заявил об уходе в отставку. Свое решение Иосиф Винский объяснил “серьезными разногласиями с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко относительно политических, кадровых, экономических вопросов, а также этики отношений между членами Кабинета министров Украины”, накануне сопроводив его требованием извинений со стороны главы правительства и рекомендациями последней не участвовать в президентских выборах. Следующий шаг, который обещает Иосиф Викентьевич, — выход из партии “Батьківщина” (разделить этот путь планируют и его соратники). Вторая сторона пока скромна в контрмерах (даже КРУ, которое сейчас проверяет Минтранс, заверяет, что оно тут не при чем), но можно предположить, что в долгу не останется — во всяком случае, Юлия Тимошенко уже выразила готовность принять решение. Тем более что политологи считают: 226 депутатских “за” отставку опального министра найдутся без особых трудностей.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Степень отзывчивости, с которой народные избранники будут готовы отреагировать на просьбу почти экс-министра, можно оценить заранее. С точки зрения “образцовой показательности” отставки Иосиф Винский — интересный объект для приложения усилий. С одной стороны, степень “лакомости” Минтранса трудно недооценить, и политическая воля на освобождение подобного кресла может встретить полное понимание со стороны возможных претендентов на должность. С другой — против министра играет специфика его стиля руководства Минтрансом, которая может предоставить сторонникам отставки комплект козырей. Судьба Ильичевского порта, кадровые скандалы (например, вокруг государственного предприятия “Служба международных автомобильных перевозок” или Ялтинского порта), процесс реорганизации и переподчинения “Укравтодора”, в ходе которого главу Минтранса успели окрестить “государственным рейдером” — спорных моментов в деятельности Иосифа Викентьевича, которыми интересуются не только оппозиционные противники, но и правительственные коллеги, хватает. Поэтому результатов нынешней проверки, осуществляемой Контрольно-ревизионным управлением, многие заинтересованные лица будут ждать с большим нетерпением. “Коррупционный” фактор помогает активизировать против министра усилия представителей оппозиции, для которых возможность упрекнуть власть — всегда подарок. А “предвыборно-президентский” — собрать голоса вчерашних “своих”.

Вполне вероятно, что основной проблемой возможного “отставника” является обострение его отношений с премьер-министром. Непростыми они являются уже давно, а осенние слухи о “широкой” коалиции внесли в них новый колорит, эффект от которого окончательно закрепился публичным неодобрением, с которым министр и его окружение встретили реанимацию переговоров между ПР и БЮТ в мае-июне нынешнего года. Как бы то ни было, степень влияния заместителя председателя “Батьківщини” внутри блока действительно уменьшается на глазах. Примером этому может быть высказанное соратником министра нардепом Владимиром Каплиенко мнение, что именно Винский мог бы возглавить избирательный штаб Юлии Тимошенко, но, по словам Иосифа Викентьевича, подобное предложение ему не делалось. Сам “отставник”, уделяя значительную часть внимания “неотзывчивости” главы правительства в ходе подготовки к “Евро-2012”, теперь не упускает возможности упрекнуть ее и за стремление заниматься участием в предвыборной гонке, ведь учитывая “кризисную ситуацию, никакой министр, в том числе премьер-министр, не имеет права баллотироваться на президентских выборах”. Судя по высказываемым симпатиям, в кризисной ситуации баллотироваться в президенты “имеет право” Сергей Тигипко, о возможной поддержке кандидатуры которого Иосифом Винским упоминают в последние дни. Маловероятно, что подобное “вероломство” пройдет незамеченным.

Наличие или отсутствие политического будущего главы Минтранса будет доказано временем. А вот судьба Кабмина, которой готов лишиться еще одного министра, уже сейчас вызывает большой интерес. Руководство правительства пока готово воспринимать сложившуюся ситуацию максимально оптимистично. “У нас достаточное количество министров, чтобы работать. Другой вопрос, что не все проходят испытания работой правительства в условиях глобального кризиса”, — поделился мнением вице-премьер Александр Турчинов. Вероятнее всего, предшественником Иосифа Винского среди сломленных “испытаниями”, исходя из логики верхушки Кабмина, можно счесть экс-министра финансов Виктора Пинзеныка (к другим “уволенным” — Владимиру Огрызко и Юрию Еханурову — применить “антикризисный” характер отставки труднее). И, с учетом универсальности подобного пояснения причин лишения министерских портфелей, похоже, глава правительства руководителем Минтранса может и не ограничиться. По слухам, кресла зашатались под главой Минохраны окружающей среды Георгием Филипчуком (который недавно был публично выдворен с заседания Кабмина) и главой Минуглепрома Виктором Полтавцом, вопросы к которому увеличиваются пропорционально количеству происшествий на шахтах. Потенциально вакантными оба министерства считались еще на момент кадровой эпопеи а ля “У нас ведь коалиция новая” начала 2009 года, но тогда масштабная перезагрузка Кабинета так и не произошла. Сейчас же кампания, стартовавшая против главы Минтранса, служит иллюстрацией появления интересной тенденции — в правительстве снят своеобразный мораторий на борьбу со “своими” — министрами, назначенными по квоте БЮТ.

До недавних пор большая часть потока критики, адресованного “несправляющимся”, касалась министров, назначенных либо с подачи президента (оба их места уже вакантны), либо “нунс-представителей” (самоотвод “бютовского” министра финансов подробно не комментировался). Но в последнее время ситуация несколько изменилась. Свои позиции сохранили “чужие” — гуманитарный вице-премьер Иван Васюник, основные претензии к работе которого возникли в связи с все той же подготовкой к “Евро-2012”, и министр юстиции Николай Онищук, хотя оппозиция настойчиво искала коррупционный “момент “ в деятельности подшефного ему ведомства. А вот в том, что так же повезет некоторым “своим” возникают серьезные сомнения. Причем ситуация с “недоотстранением” Юрия Луценко от выполнения обязанностей ярко демонстрирует, какую гибкость в кадровых вопросах может демонстрировать Юлия Тимошенко — если желание возникнет.

В случае с вероятной отставкой Иосифа Винского, тяга защищать бунтующего соратника у премьера едва ли появится. Гораздо надежнее обзавестись более лояльным руководителем Минтранса. Кто им будет — пока неясно, хотя Юлия Тимошенко проанонсировала скорейшие кадровые перемены.. Еще недавно основной кандидатурой называли “регионала” Василия Джарты, но тогда речь шла о совсем иных колаиционных раскладах. Сейчас же приятным постом может быть куплена либо поддержка официальных соратников (уже не первый месяц к вотчине Иосифа Винского повышенное внимание проявляют в Блоке Литвина — в частности, по слухам, Сергей Гриневецкий и Игорь Шаров), либо согласие неофициальных — не “регионалов”, так коммунистов. Есть и другой путь — “спуск на тормозах”, когда основной торг пойдет не за министерский портфель, разрешение на который нужно спрашивать у парламента, а за кресло первого зама — исполняющего обязанности. Такой путь даже удобнее — не требует дополнительных объяснений для избирателей, а формально министерство останется вакантным и привлекательным для переговорщиком.

“Антикризисный” характер, который приобретает риторика руководства Кабмина, заставляет предположить, что метод “бей своих, чтобы чужие боялись” будет в полной мере взят на вооружение в той его форме, которая “мы справедливы, но суровы”. В кризисные времена подобный подход к правительственному пиару не лишен логики: накануне президентских выборов имеет смысл донести до избирателей, что в проблемах виноват не весь Кабмин и его мудрое руководство, а только некоторые “несправляющиеся”, которые все равно будут наказаны. Вопрос в том, насколько адекватно будет воспринята подобная политика. В случае со скандалом вокруг Иосифа Винского разброс мнений уже приобрел впечатляющие масштабы. Президент (что предсказуемо) винит премьера как управленца. Экс-однопартиец главы Минтранса Александр Мороз (что тоже предсказуемо) критикует главу правительства как политика. В стане регионалов мнения разделились: Нестор Шуфрич одобряет действия Юлии Тимошенко, а Вадим Колесниченко считает их “пиар-кампанией”. Расценивать кадровые решения премьер-министра действительно можно по-разному: и как необходимое очищение рядов, и как неоправданный риск в условиях экономического кризиса везде и политического в парламенте, где так трудно собрать необходимое количество “за”. Но чтобы ни стояло за этими решениями — итог один. Кабмин тает. Как тают и шансы коалиции на нормальную работу с каждым возмущающимся депутатом. И вряд ли темпы этой “оттепели” благотворно отразятся на стране.

Ксения СОКУЛЬСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.