Выступая 6 сентября перед депутатами на торжественном заседании по случаю 20-летия независимости, Виктор Янукович выразил удовлетворение: мол, наконец-то парламент Украины стал работать согласованно и эффективно, “впервые за многие годы Верховная Рада демонстрирует высокую дееспособность и политическую ответственность”.
С точки зрения стремления как можно дольше занимать кабинет на улице Банковой можно, наверное, именно так оценить деятельность высшего представительского органа государства. Тем более что 6 сентября депутаты успели и торжественное заседание провести, и обычное пленарное, приняли несколько законов — и все это с 10.00 до 15.00, отменив запланированное было вечернее заседание. Что тут скажешь — молодцы, эффективно работают, не болтают лишнего!
А вот с позиции интересов рядового украинского гражданина, заинтересованного в становлении демократии, эффективной рыночной экономики и гражданского общества ситуация выглядит совсем иначе. Возьмем для примера то же 6 сентября.
Вот, скажем, депутаты внесли поправки к Закону о пенсионной реформе — с голоса, без розданного парламентариям проекта этих поправок, что прямо противоречит регламенту. Я уже не говорю о содержании поправок — отмене перерасчета пенсий в сторону увеличения, что больно ударит по 10 миллионам украинцев (и это тогда, когда огромные VIP-пенсии остались неприкосновенными...). А другой закон, значительно расширяющий возможности использования армией оружия в мирное время? Не следовало ли его подробно обсудить, чтобы избежать в будущем опасных моментов? Ведь отныне решение Президента Украины о широкомасштабном использовании оружия армией в мирное время требует не “утверждения”, как раньше, а только лишь “одобрения” Верховной Радой...
И вообще, как может парламент фактически вдвое сократить себе продолжительность рабочего дня, если по состоянию на то же 6 сентября в нем на рассмотрении находилось (вы только вдумайтесь в эту цифру) более 1000 законопроектов?
Если же принять во внимание больший отрезок времени, то мы увидим: на протяжении прошлой сессии Верховная Рада действовала на первый взгляд весьма успешно — принято 740 законодательных актов, из них собственно законов — 198 (что на 80 больше, чем за позапрошлую сессию; другие акты — это парламентские постановления); при этом, скажем, вопросы экономической политики рассматривал 51 закон, правовой политики — 49 законов, национальной безопасности и обороны — 10 законов, культуры и образования — четыре закона. Половину принятых Советом законов инициировали сами депутаты, вторую половину — правительство, глава государства и Нацбанк. Работа депутатов выглядела ритмичной и размеренной: пленарные заседания чередовались с работой в округах и в комитетах.
Но если даже отвлечься от вопроса, где у определенного количества нардепов находятся эти “комитеты” и “округа” — на Канарах или на Багамах, — то и многое другое в работе Верховной Рады не является нормальным. Более того, с позиции интересов гражданского общества вся работа Рады за последние полтора года ненормальна и неконституционна. И вот почему.
Наверное, уже настоящей притчей во языцех стало депутатское голосование чужими карточками, в чем наибольших успехов добилась нынешняя правительственная коалиция — когда в зале от нее физически присутствует меньше 100 депутатов, табло удивительным образом высвечивает что-то наподобие: “За — 255 голосов”. А глава Рады Владимир Литвин в этой ситуации вместо того, чтобы исполнять свои конституционные обязанности по организации работы парламента, отделывается общими сентенциями: мол, нардепы должны неуклонно соблюдать требования Основного Закона, предусматривающего их персональное голосование, но не приковывать же их цепями к рабочим местам?
Но этим перечень парламентских негативов не исчерпывается. Главный из них — то, что действующая сейчас конфигурация “большинство-оппозиция” не имеет ничего общего с волеизъявлением избирателей осенью 2007 года, иными словами, Рада не является органом, представляющим реальный спектр интересов граждан, тем самым не выполняя главную, можно сказать, основополагающую миссию парламента.
А как происходит принятие поданных правительством и фракцией Партии регионов законопроектов? Практически без дискуссий (а иногда просто с голоса). При этом едва ли не автоматически отклоняются предложенные оппозицией поправки, чего действительно не было в Радах прошлых созывов.
Таким образом, если смотреть на деятельность Рады не из высокого кабинета на Банковой, нельзя не увидеть очень опасную тенденцию превращения этой Рады из парламента (пусть несовершенного, нечасто способного возвыситься до понимания и согласованной защиты национальных интересов, а в придачу склонного не всегда соблюдать им самим принятые законы) в механизм, послушно штампующий поданные Президентом и правительством законопроекты. Бросается в глаза, что это произошло — и получило одобрение гаранта Конституции — как раз за год до новых парламентских выборов. Поэтому закономерно новая сессия Верховной Рады будет проходить под знаком подготовки к этим выборам (или отказа от их проведения с переносом на 2015 год, о чем давно уже поговаривают), а следовательно, одним из главных актов среди тех, которые будут рассматривать и принимать нардепы, должен стать новый Закон о выборах.
Интересно, что даже московские аналитики уже успели отметить: речь идет о попытке закрепить, как любил когда-то говорить вождь мирового пролетариата, “всерьез и надолго” господство в Украине нынешнего режима власти. При этом “новая” избирательная система на самом деле является ухудшенным и подстроенным под интересы правящего слоя вариантом полностью дискредитированной еще в начале 2000-х смешанной избирательной системы. То есть половина нардепов будет избираться по партийным спискам (как и сейчас, “закрытым”), половина — как и когда-то, в мажоритарных округах. Как засвидетельствовали выборы времен Леонида Кучмы, именно в мажоритарных округах грандиозные размеры приобретают админресурс, подкуп избирателей, фальсифицирование результатов голосования. Избранные же депутатами “независимые” кандидаты каким-то чудом оказываются в пропрезидентских фракциях. А еще отменяются разрешенные и предыдущим, и нынешним избирательным законодательством межпартийные блоки, и устанавливается пятипроцентный проходной барьер (вместо действующего трехпроцентного). И, как поговаривают, исчезает (а la Россия) сакраментальная графа “против всех” в избирательных бюллетенях.
Можно не сомневаться: при нынешних политических раскладах будет принят любой избирательных закон, дающий возможность властвующей верхушке и дальше быть “наверху”. А национальные интересы, перспективы развития гражданского общества, реальной многопартийности и политической демократии будут — в который раз уже — проигнорированы (хотя слов о них скажут немало). Уже сейчас Верховная Рада утратила возможность хоть как-то контролировать тех персон, которым реально принадлежит вся полнота власти. Таким образом, Рада все больше и больше превращается в квазипарламент того типа, который существовал в коммунистических государствах Центрально-Восточной Европы, — номинальная многопартийность под управлением “руководящей и направляющей силы” и чисто декоративная депутатская активность. Вот такой имеем “подарок” на 20-летие независимости...
Сергей ГРАБОВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[19:48 05 ноября]
Інтерв’ю із заступником глави місії МВФ в Україні Тревором Лессардом
[11:11 05 ноября]
18:50 05 ноября
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.