Итоги применения авиации на Донбассе летом 2014 года оказались плачевными. Летчики имели явно недостаточную подготовку для выполнения боевых задач, не была отработана система взаимодействия с наземными войсками, в конце — концов оказалось, что устаревающая на глазах советская авиатехника уже не соответствует реалиям даже гибридной войны.
Сразу же возник вопрос о закупке новой авиатехники. Однако после детальных просчетов оказалось, что при нынешних расходах на оборону закупка даже минимальной партии в 12 самолетов таких машин как, например, шведский JAS-39 “Gripen NG” составляет неподъемную для скромного украинского бюджета сумму в 941 млн долларов.
Поэтому на первый план вышел более реальный вариант с разворачиванием собственного производства учебно-боевого самолета класса российского Як-130 — китайского L-15 (эти самолеты имеют общую основу и общий двигатель — наш АИ-222-25). Такая программа потребует вложения до 2025 года 572 млн долларов при цене одного самолета в 47,71 млн. дол.
А на переходной период — модернизация имеющегося авиапарка до полного исчерпания ресурса машин. Именно в этом разрезе в Украине разработаны проекты модернизации Су-27МУ2, Су-25МУ2, МиГ-29МУ2. Сейчас разрабатываются варианты модернизации что называется “своими силами” вертолетов Ми-14 и бомбардировщиков Су-24.
Кстати, информация о проекте создания украинского многоцелевого истребителя по программе ЛБЛ (”Легкий бойовий літак”) муссируется еще с далекого 2005 года.
В рамках этого проекта отметились многие фирмы, например, ОКБ “Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения”, в основном занимающиеся разработкой и выпуском дельтапланов и мотодельтапланов, в 2013 году закончило разработку легкого боевого самолета Д-14. А одесское конструкторское бюро “ЮМИК АЭРОСПЕЙС” представило проект легкого учебно-боевого штурмовика SM 33.
Несмотря на, что дальше эскизов аванпроектов дело не дошло, в 2014 году уже бывший генеральный конструктор авиационного научно-технического комплекса “Антонов” Дмитрий Кива заявлял, что Украина может самостоятельно конструировать ударные вертолеты и истребители.
И вот недавно снова всплыл очередной аванпроект (причем сразу в двух вариантах — с прямым крылом и крылом обратной стреловидности), на этот раз Харьковского авиационного института. По мнению разработчиков самолет при взлетной массе в 9730 кг сможет развивать скорость в 1040 км/ч и нести 3000 кг полезной нагрузки на 1180 км. При этом в базировании он будет весьма неприхотлив: длина разбега всего 570 метров, а пробега 600 метров.
Подводя итоге многолетней эпопеи можно смело говорить, что в общих чертах будущий украинский многоцелевой самолет будет подобен российскому Як-130 и сочетать в себе силовую установку в виде двух двигателей разработанных на базе АИ-322Ф (производства запорожского “Мотор-Сич”) и авионику западного и отечественного производства.
Вопрос стоит только в пропорциях и желания западных стран сотрудничать с нами (ведь вполне очевидно, что информация о новейших технологиях вполне может попасть в Россию). А, например, у нас нет возможности самостоятельно разработать такой сложный элемент как бортовая радиолокационная станция.
В любом случае, тот украинский самолет, который может появиться в конечном итоге, наверняка будет представлять собой некий универсальный самолет, который можно было бы модифицировать под разные задачи.
Такая концепция реализована в мире и сейчас только набирает популярность. Хороший пример — корейский Т-50 или уже упоминавшийся Як-130. Так, на базе последнего конструкторами разработана целая гамма модификаций, в том числе:
— полноценный одноместный штурмовик Як-133 с бронированием, бортовой РЛС;
— одноместный сверхзвуковой истребитель 4-ого поколения Як-135;
— ударный БПЛА к-133БР “Прорыв”;
— самолет радиоэлектронной борьбы.
Другое дело, что после 2014 года и фактического разрыва связей военно-промышленных комплексов Украины и России они не имеют шансов быть реализованы, но этот совсем другой вопрос.
Однако серьезно говорить о производстве нового самолета для нужд Воздушных сил Украины пока не приходится — прежде всего, нет финансирования, достаточного для начала каких-то работ в этом направлении. Единственным более или менее реальным вариантом является привлечение иностранного инвестора, тем более, что такой опыт у украинских авиа- и ракетостроителей имеется. Тем более, что буквально пару лет назад были сведения, что была достигнута предварительная договоренность о закупке партии китайских L-15. Причем главным условием сделки по сообщениям СМИ являлась локализация сборки боевых машин на Одесском авиационном заводе (”Одесавиаремсервис”), мощности которого хотели нарастить с помощью китайской стороны. Но как всегда дальше разговоров дело не пошло.
Время покажет, какая машина получится у наших авиастроителей — если вообще дойдет дело до серийного производства. Ведь нельзя исключать и вариант того, что Украина войдет в узкий круг союзников США в Восточной Европе и получит “бэушные” F-16 как это было с Польшей и Румынией. Тогда возникнет целый ряд других проблем. Но положа руку на сердце, на сегодняшний день этот вариант стоит рассматривать как самый маловероятный.