Вопреки известному заявлению Владимира Путина о том, что у России нет границ, они у нее есть. На некоторых участках границы пролегают так сложно, что Кремлю приходится идти на политические уступки, чтобы удерживать существующие территории, а не то что захватывать новые.
Забытые санкции
Четвертый пакет санкций ЕС против России, введенный в связи с ее военным нападением на Украину, был согласован еще 15 марта этого года. Его отсроченное введение в действие с 17 июня неожиданно для многих и странно, что для самой России, привело к громкому политическому обострению. В Калининградскую область (российский эксклав на берегу Балтийского моря) и российские поселения на норвежском архипелаге Свальбард (в России его принято называть Шпицберген) стало проблематично доставлять грузы.
Пакетом санкций, о котором идет речь, были запрещены экспорт и импорт значительной части российских товаров, включая строительные материалы и сталь. За время отсрочки были разработаны таможенные правила, позволяющие контролировать реализацию запретов со стороны ЕС. Норвегия, которая не является членом ЕС, но повторяет европейские санкции, в середине июля ввела в действие аналогичные ограничения. В результате оказался значительно ограничен (по некоторым оценкам на 50%) сухопутный транзит российских товаров через Литву в Калининградскую область и фактически остановлена доставка грузов через Норвегию в российские поселения на Свальбарде.
Попытки российского руководства угрожать, намекая на использование военной силы, Литву и Норвегию не впечатлили. В конце концов Россия обратилась в Еврокомиссию и правительство Норвегии с просьбой сузить интерпретацию четвертого пакета санкций и избавить российское население от гуманитарных рисков. Компромисс по доставке грузов в арктические российские поселения уже объявлен. В отношении транзита российских грузов через Литву компромисс ожидается к середине июля. Россия выйдет из этого транзитного кризиса на худших условиях, чем в него входила. Эскалация сверх этого результата со стороны ЕС и НАТО, похоже, не планировалась.
Санкционная география
На момент принятия в середине марта четвертого пакета санкций ЕС и разработки его норвежского продолжения, вряд ли в Брюсселе и Осло думали именно о том, как создать гуманитарные проблемы для российского населения на географически оторванных территориях. Транзит между российскими субъектами тоже вряд ли был главной целью. Санкционным пакетом была запрещена передача определенной группы товаров на таможенных границах ЕС и Норвегии с Россией с целью остановки экспортно-импортных операций. Но процедура, разработанная с целью реализации санкций, оказалась такой, что остановила как экспортно-импортные операции, так и транзит.
Доставка грузов из основной части России в Калининградскую область по железной дороге и автотранспортом через Литву — наиболее простой и дешевый вариант. Но возможна морская и авиационная доставка, хотя это дольше (для паромов) и дороже (для транспортных самолетов). В 2000-е годы при подготовке Литвы к вступлению в ЕС Путин, находившийся на посту президента России первый срок, пытался достичь с Литвой юридически обязывающего соглашения об эксклюзивном российском транспортном коридоре в Калининградскую область. Добиться этого Путину не удалось, и он удовлетворился взаимными заявлениями, что транспортных проблем не будет. У России был тогда серьезный рычаг давления. Часть побережья Польши, включая порт Эльблонг, отделена от Балтийского моря косой с выходом через российский Балтийск в Калининградской области. Теперь этого рычага нет — Польша построила канал.
Если не считать ставшего невозможным ввиду потерь в Украине “пробития коридора” военной силой, вариант у России был только один — найти подходы к европейским сердцам, чтобы таможенные процедуры на границе Литвы с Россией не столь жестко интерпретировали нормы четвертого пакета санкций ЕС.
Российские поселения на архипелаге Свальбард возникли еще до Второй мировой войны, по результатам которой Восточная Пруссия с центром в Кенигсберге была превращена (включая жесткую замену населения с немецкого на советское) в область Российской Федерации с центром в Калининграде. По Парижскому договору 1920 года, за Норвегией был признан суверенитет над Свальбардом, но при этом дарованы особые экономические права другим участникам договора — США и европейским странам. В 1935 году к договору присоединился бывший СССР. Фактически Свальбард стал свободной экономической зоной с безвизовым режимом под норвежским управлением. Ценность архипелага связана с месторождениями угля, богатыми рыбой прибрежными водами и военной географией: со Свальбарда можно контролировать проход между Атлантическим и Северным Ледовитым океаном.
Бывший Советский Союз добывал на Свальбарде уголь и занимался ловом рыбы. Сейчас месторождения угля утратили ценность. Поддержание поселений на архипелаге убыточно для России. Но она продолжает поддерживать проживание там нескольких сотен своих граждан. Поселенцы добывают уголь лишь с целью генерации тепла и электричества для собственных нужд.
Проблема транзита возникла в силу того, что у России, “великой арктической державы”, атомные подводные лодки которой совершают броски к Северному полюсу, просто нет собственной транспортной связи со Свальбардом. Российские самолеты могут с аэродромов Северного флота доставить на архипелаг российских чиновников с флагами и телекамерами. Но доставлять грузы российские корабли не могут. Поэтому сначала в Мурманске происходит погрузка на автотранспорт. Затем грузы перевозятся через границу в норвежский порт Тромсе. Там они перегружаются на норвежские корабли и наконец доставляются российским поселенцам.
С начала действия новых таможенных процедур с середины июня поток российских грузов остановился на границе с Норвегией. Норвежские санкции создали для российских поселенцев на Свальбарде не просто экономическую (экономического смысла в их пребывании на архипелаге нет), но гуманитарную проблему. Жить в Арктической зоне без поддержки они не могут. Для России в такой ситуации существовали только две опции — договариваться с Норвегией либо эвакуировать поселенцев вместе с атрибутами российского присутствия. Россия выбрала первую.
Новый баланс сил
Россия не решилась на силовую эскалацию ни в отношении Литвы, ни в отношении Норвегии. Звучали угрожающие заявления. Они постоянно меняли адресата в попытках спровоцировать расколы между Брюсселем, Вильнюсом и Осло. По мере появления контуров нового компромисса российские угрозы теряли определенность и остатки убедительности.
Решение, достигнутое между Норвегией и Россией, состоит в том, что российские грузы, предназначенные именно для поселенцев на Свальбарде, будут грузиться в Мурманске сразу на норвежский автотранспорт и затем без логистических проблем доставляться на архипелаг. Обойти санкции, предусмотренные четвертым пакетом, России будет невозможно. Одновременно гуманитарные проблемы российских поселенцев будут решены.
Касательно транзита российских грузов через Литву решение, готовящееся Еврокомиссией, может заключаться в следующем. Изменится таможенная процедура, позволяя не останавливать весь поток российских грузов, на который наложены экспортно-импортные санкции. Основная идея Еврокомиссии состоит в том, что поток грузов между основной частью России и Калининградской областью считается транзитом, если не превышает некоторый объем. Порогом может считаться объем транспортировки, существовавший до широкомасштабного военного нападения России на Украину 24 февраля этого года. В сухом остатке рассматривается установление Еврокомиссией квот внутреннего потребления Калининградской области России.
Достижение компромиссов может быть воспринято как слабость ЕС, Литвы и Норвегии — “не додавили” Россию, хотя могли. Но скорее всего, это изначально и не было европейской целью. России продемонстрировали, что санкции неотвратимы, даже если вводятся с задержкой, российские угрозы — неуместны, принимаются только просьбы о переговорах. И если что-то может заставить ЕС пересматривать санкционный режим, так это гуманитарные соображения, а не количество “Искандеров” у России.
Алексей ИЖАК, заведующий отделом Национального института стратегических исследований (НИСИ)
Что скажете, Аноним?
[18:13 15 ноября]
[21:35 14 ноября]
17:50 15 ноября
17:40 15 ноября
17:30 15 ноября
17:10 15 ноября
16:50 15 ноября
16:40 15 ноября
16:30 15 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.