Вторая за четыре месяца отставка руководства Бюро экономической безопасности, которая официально состоится в ближайшие недели — лишь частичное проявление сложной ситуации, сложившейся на втором году его существования.
Оба выходца из правоохранительных структур пришли в бюро в конце 2022-го, чтобы улучшить дела, которые пришли в упадок во время руководства первого директора БЭБ Вадима Мельника. Результаты действительно улучшились, но системных изменений так и не произошло, констатировал в недавнем интервью Forbes глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
Что происходит внутри органа, который должен стать единственным центром расследования экономических преступлений и какое будущее его ждет?
Кто руководил БЭБ после Вадима Мельника
БЭБ работало без постоянного руководителя с момента увольнения Мельника в середине апреля. Его перформанс в должности обычно подвергается сокрушительной критике: еще в октябре прошлого года нардепы из финансового и правоохранительного комитетов Верховной Рады признали работу бюро под руководством Мельника неудовлетворительной и обвинили директора в провале реформы.
После его увольнения и.о. директора стал Эдуард Федоров, 42 (в прошлом — многолетний работник Службы безопасности Украины, в частности был начальником управления СБУ в Сумской области), его первым заместителем — Виталий Гагач, 37, ранее работавший на разных должностях в органах прокуратуры. Оба с осени 2022-го были заместителями Мельника.
Кто такие Федоров и Гагач, только что уволившиеся из БЭБ
(Нажмите “Читать больше”, чтобы открыть полный текст)
Федоров и Гагач не скрывали, что их назначения были инициированы Офисом президента (ОП) для улучшения дел БЭБ, отмечает на правах анонимности собеседник, причастный к БЭБ, присутствовавший на одной из встреч, где чиновники озвучили этот тезис. Он попросил не упоминать своего имени в этой статье из-за закрытого формата встречи и не предоставил подтверждения своим словам.
В апреле два собеседника среди членов временной следственной комиссии (ВСК) по БЭБ в Верховной Раде (которая должна была исследовать, в частности, эффективность работы БЭБ) характеризовали команду, входившую тогда в бюро во главе с Федоровым, как “людей из силового блока, близких к заместителю главы ОП Олегу Татарову”.
Издание “Экономическая правда” называло Гагача “кумом Татарова”.
Федоров и Гагач фактически пробыли в должностях менее трех месяцев. В начале августа они синхронно ушли в отпуск с условием дальнейшего увольнения, рассказали два собеседника Forbes в финансовом комитете Рады и один из должностных лиц, причастных к БЭБ. Это стало сюрпризом даже для нардепов. “Я понял, что что-то не так, когда начал получать ответы на запросы с подписью другого человека”, — рассказывает заместитель главы финкомитета Рады Ярослав Железняк.
Forbes обратился к Федорову и Гагачу с просьбой прокомментировать обстоятельства их отставки, однако на момент публикации не получил ответа.
Почему у БЭБ закончились деньги
“Можно сказать, что это были лучшие полгода за время существования БЭБ с точки зрения организации”, — говорит глава Совета общественного контроля при бюро Тарас Котов. Он отмечает прогресс в нескольких крупных делах (игорный бизнес и Айбокс Банк, “Укрнафта”, Региональная газовая компания и т.п.) и незначительное количество жалоб на БЭБ со стороны бизнеса.
В интервью Forbes Гетманцев тоже констатировал позитив от изменений в руководстве в подразделении детективов, которое возглавлял именно Гагач. “Реализации действительно есть, но желательно, чтобы они стали системными, — говорил нардеп Гетманцев. — БЭБ будет работать эффективно, когда мы, например, не будем видеть контрафактных сигарет или не сможем купить через интернет водку”.
В течение первого полугодия 2023-го БЭБ смогло возместить госбюджету убытки на 1,6 млрд грн при бюджете органа в около 500 млн грн в год, говорит Котов из Совета общконтроля при бюро. За весь 2022-й — 33,3 млн грн. Впрочем, собеседник Forbes в Минфине, попросивший не упоминать своего имени в этой статье, отметил, что не может подтвердить, что вся эта сумма является результатом работы БЭБ. “Очень часто правоохранители приписывают себе одни и те же цифры”, — сказал он.
Что же пошло не так ли? Сложности БЭБ можно назвать “инерцией предыдущих ошибок”, отмечает Котов. О чем идет речь? Есть две основные проблемы.
Первая — деньги. По состоянию на середину августа бюро почти потратило весь годовой бюджет, сообщили три собеседника Forbes среди членов парламентской ВСК по БЭБ и в правительстве. “Денег хватит до сентября или середины октября”, — отмечает Котов из Совета общконтроля.
Почему у БЭБ заканчиваются деньги? Одна из причин — в расширении штата, на что руководство бюро пошло, несмотря на военное положение. “Сейчас идут конкурсы на 200 должностей, это выбивает бюро за пределы бюджета”, — объясняет Котов.
Ситуация близка к критической. БЭБ уже начало отправлять сотрудников в отпуска за свой счет и вводить неполный рабочий день, говорится в присланном в начале июня обращении бюро к правительству, которое есть в распоряжении Forbes. Дефицит ресурса для оплаты труда на 2023 год составляет 381 млн грн, говорится в документе. По состоянию на 1 мая задолженность по зарплате в органе — 9,4 млн грн. “Дальнейшее приближение средств сделало невозможным выплату заработной платы работникам в четвертом квартале 2023 года”, — отмечается в письме.
В целом, заявляло руководство БЭБ в обращении, текущий годовой бюджет в 504 млн грн покрывает лишь 20% потребности. В обращении бюро к правительству, направленному в начале июня, речь идет о внесении изменений в госбюджет на 2023 год в части увеличения расходов для БЭБ в сумме 948,1 млн грн по бюджетной программе “Руководство и управление в сфере экономической безопасности”. Совет общконтроля поддержал это обращение, добавляет Котов.
Вторая большая проблема БЭБ — кадры. В бюро работают около 800 человек при предельной штатной численности в 4000. Квалификация по крайней мере половины из действующих работников БЭБ вызывает сомнения, отмечает Котов. “При Мельнике существовала практика назначения людей на руководящие должности вне конкурса”, — рассказывает он.
Экс-директор БЭБ Вадим Мельник Фото Getty Images
К процедурам отбора тоже было несколько вопросов, добавляет Котов. Один из примеров — конкурсные комиссии состояли из восьми представителей БЭБ и трех — от общественного совета, что нивелировало влияние последнего на кадровые решения, объясняет глава совета. Другая иллюстрация — кандидаты должны были проходить полиграф не до собеседования, а после, отмечает Котов. “По закону, результаты нужно уничтожать через три дня. Поэтому их, как правило, никто не видел”, — говорит он.
Котов утверждает, что руководство БЭБ при Федорове пыталось исправить ситуацию, но даже вопрос переаттестации кадров усложнялся из-за вопроса средств. “В случае увольнений тоже нужно делать выплаты. Денег на это нет”, — объясняет он.
Что будет с БЭБ дальше
После отставки Федорова и Гагача временным директором БЭБ будет руководивший направлением аналитики Андрей Пащук. Стоит ли ему рассчитывать на дополнительное финансирование? С высокой вероятностью — нет. “Мы не ожидали увеличения штата в БЭБ, — отмечает собеседник в правительстве, просивший не упоминать его имени в этой статье. — Есть исключительные случаи внесения изменений в бюджет Кабмином. Это не тот случай”. Такие изменения могут инициировать народные депутаты, добавил собеседник.
Пащук вряд ли надолго задержится в качестве временно исполняющего обязанности. “Базовым сценарием было то, что Федоров с командой продемонстрируют определенный результат в ранге и.о. и дальше будет подаваться на конкурс по отбору постоянного руководителя, — рассказывает Котов из Совета общконтроля. — Сейчас такая же ситуация повторяется с Пащуком или другим возможным и.о., но не думаю, что такой формат устроит международных партнеров, ведь органу нужен человек, который возьмет на себя руководство и выстроит процессы”.
Для проведения конкурса Верховная Рада должна принять закон о перезагрузке БЭБ, предусматривающий отбор руководителя с участием представителей международных партнеров Украины. “Представители Еврокомиссии, МВФ должны подтвердить свое согласие предоставить своих представителей в конкурсные комиссии, — говорил Forbes Гетманцев. — Они не очень-то хотят опускаться на уровень микроменеджмента, как они считают”.
Реально ли провести конкурс уже в этом году? “Мы бы очень хотели, но я в этом не уверен”, — говорит нардеп Железняк.
В любом случае новому руководству придется в первую очередь решить проблему кадрового дефицита, считает Котов из Совета общконтроля. “О нормальной работе БЭБ можно начинать говорить, когда штат достигнет 1500—2000 человек”, — отмечает он.
Сергей ШЕВЧУК