Казахская “КазМунайГаз” отказалась от транзитных услуг Украины по транспортировке своей нефти. Качать нефть в направлении Польши ей оказалось выгоднее, чем через Одессу. Причиной такого решения стало настойчивое желание “Укртранснафты” повысить стоимость своих услуг. В выигрыше от наметившегося нефтяного раздора Киева и Астаны оказалась Россия, через территорию которой теперь транспортируется казахское черное золото.
Нынешнее решение казахов — второй удар по транзитным мощностям нашей страны. Полгода назад госкомпания “КазМунайГаз” отказалась от услуг украинских портов для поставок своей нефти в Европу. Причиной стало существенное повышение Киевом портовых сборов и платы за обработку судов. Так, если в 2008 г. эти затраты на танкер дедвейтом 100 тыс. т обходились его фрахтователю в Одесском МТП примерно в $180 тыс., то в прошлом году они выросли на 40% — до $250 тыс. В результате украинские морские торговые порты стали неконкурентоспособными в черноморском бассейне, поскольку обработка судна данной тоннажности, например, в российском Новороссийском МТП обходится его фрахтователю в немногим более $200 тыс. “К тому же в прошлом году активизировались экологические службы Украины, которые стали массово штрафовать фрахтовщиков танкеров за загрязнение акватории порта. Возможно, экологам просто была поставлена задача таким образом наполнять госбюджет. Но в итоге из-за штрафов (или взяток, чтобы их не платить) и вынужденных простоев судна затраты вырастали на $1-2 на каждую тонну нефти”, — рассказал “Деловой столицы” на условиях анонимности один из экспортеров нефти. По его словам, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало прошлогоднее решение ОАО “Укртранснафта” изменить маршрут поставки нефти в отечественные порты. В частности, украинская госкомпания переориентировала систему “Приднепровские магистральные нефтепроводы” с одесского направления на кременчугское (с целью обеспечения поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, контролируемый группой “Приват”). В качестве альтернативы экспортерам было предложено использовать маршрут Броды-Одесса. Но поскольку он примерно на 600 км длиннее, то затраты поставщиков нефти возрастали еще на $3 на каждой тонне.
Все это заставило казахов в середине прошлого года отказаться от поставок нефти в Европу через украинские морские торговые порты и переориентироваться на российские. Что привело к существенному падению заработков нашей страны на транзитных услугах. Ведь казахская нефть занимала более 20% в общем объеме прокачки черного золота по нашей территории. В сравнении с 2008 г. объем прокачки транзитной нефти через территорию Украины в прошлом году сократился на 11% — с 32,7 млн т до 29,1 млн т, из-за чего страна потеряла порядка 150 млн грн. доходов. “КазМунайГаз” продолжал пользоваться транзитными услугами Украины лишь на участке южной ветки нефтепровода “Дружба” (Плещивка-Орив), при помощи которой их нефть поставлялась в Словакию. Но уже в начале февраля в Астане решили отказаться и от этого направления в связи с тем, что “Укртранснафта” настойчиво желала повысить стоимость своих услуг для “КазТрансОйла” (входит в состав “КазМунайГаз”). По неофициальной информации, украинская компания настаивала на увеличении ставки транзита нефти примерно на 30% — до более чем 6 евро/т, чтобы компенсировать недополученную прибыль из-за сокращающихся объемов прокачки нефти. Однако эффект оказался прямо противоположным: казахским трейдерам стало выгоднее работать через альтернативный украинскому нефтепровод Унеча (Россия) — Гомель (Беларусь) — Гданьск (Польша), на который они и переориентировались две недели назад. “Мы обратились к нашим российским коллегам, и они перенаправили нас в направлении Польши, которое и оказалось экономически выгоднее”, — заявил на минувшей неделе глава национальной компании Казахстана “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдин.
На протяжении последних нескольких лет транзит казахской нефти через территорию нашей страны составлял не менее 6 млн т, что приносило “Укртранснафте” в год более 300 млн грн. Теперь же Украина лишилась этих доходов. Причем в ближайшей перспективе транзитные заработки могут стать еще скромнее. Сейчас Россия активно ведет строительство сразу нескольких нефтетранспортных коридоров, которые позволят странам каспийского бассейна доставлять свое черное золото альтернативными путями и исключительно при помощи услуг российской “Транснефти”. Одна из них — “Балтийская трубопроводная система-II”, которая позволит связать нефтепровод “Дружба” с российскими морскими портами на Балтийском море. Строительство этой ветки началось летом 2009 г., и по состоянию на февраль 2010 г. было проложено около 30% (порядка 400 км) трубопровода. Уже в ближайшей перспективе первую очередь этого трубопровода мощностью 35 млн т нефти в год планируется ввести в эксплуатацию.
Дмитрий РЯСНОЙ
Что скажете, Аноним?
[13:00 26 декабря]
[07:00 26 декабря]
[22:34 25 декабря]
19:00 26 декабря
18:50 26 декабря
18:40 26 декабря
18:25 26 декабря
16:00 26 декабря
15:15 26 декабря
15:00 26 декабря
14:30 26 декабря
14:10 26 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.