Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Труба и коалиция

[09:15 11 августа 2009 года ] [ День, №139, 11 августа 2009 ]

Относительное затишье на украинском бензиновом рынке как бы “приспало” тему Евроазиатского нефтетранспортного коридора и его стержня — аверсного использования нефтепровода Одесса — Броды с продолжением до польского Плоцка.

И вдруг, словно гром с ясного неба, неожиданный демарш Украинской народной партии, возмутившейся бездеятельностью правительства на этом направлении. УНП угрожает выходом своих народных депутатов из коалиции в Верховной Раде, если Кабмин и дальше не будет выполнять указ Президента о мерах по обеспечению реализации проекта ЕАНТК.

Напомним, что 24 апреля 2009 года на общем собрании акционеров СП “Сарматия” было утверждено технико-экономическое обоснование проекта ЕАНТК, подготовленное по заказу международного нефтетранспортного предприятия “Сарматия”. В соответствии с этим бизнес-планом стоимость реализации ЕАНТК на базе нефтепровода Одесса — Броды составит от 2 до 8 миллиардов долларов в зависимости от объемов транспортировки нефти.

УНП настаивает на проведении открытых слушаний отчета создателей этого бизнес-плана при участии всех заинтересованных сторон проекта. “Народники” не приемлют оправданий правительства, отказывающегося проводить презентацию в Украине этого документа, якобы в связи с отсутствием заинтересованности иностранных партнеров. В заявлении указывается, что эти оправдания “выглядят особенно некстати в то время, как Польша не только оставила достройку нефтепровода из Брод до Плоцка в списке ключевых энергетических проектов, но и определила его высокий приоритет — второй из тринадцати”. По мнению авторов заявления, коммерческая привлекательность этого проекта очевидна. По оценкам экспертов, добыча нефти в Каспийском регионе до 2015 года должна увеличиться на 100 миллионов тонн в год, а в период до 2025 года — до 150 миллионов. Практически все эти объемы будут поставляться на экспорт. Но уже с 2013 года в регионе будет ощущаться недостаток нефтетранспортных мощностей. В связи с этим до 2025 года необходимо построить новые нефтепроводы с пропускной способностью до 80 миллионов тонн нефти в год. Таким образом, отмечают авторы заявления, нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк станет одним из трубопроводных маршрутов, которые будут компенсировать возникающий дефицит. “Потому все заявления со стороны правительства о якобы отсутствии ресурса для загрузки будущего нефтепровода Одесса — Броды — Плоцк не имеют оснований. Следовательно, отказ правительства Тимошенко реализовывать проект Одесса — Броды в аверсном режиме и сотрудничать с зарубежными инвесторами для его достройки до Плоцка является работой против национальных интересов Украины”, — подчеркивается в заявлении. И действительно, в Министерстве регионального развития Польши сообщили, что следующая проверка состояния реализации проектов, на основании которой принимаются решения о том, оставить или исключить проект из списка ключевых, будет через полгода. Если украинское правительство действительно сохраняет приверженность ЕАНТК, то ему следовало бы поспешить, поскольку без участия Польши проект теряет всякую перспективу.

Тем не менее, у правительства свои аргументы. Их “Дню” изложил народный депутат (БЮТ), советник премьер-министра Александр Гудыма. Проблема заключается, по его мнению, прежде всего в том, что для этого проекта пока что “нет нефти”. “Иначе европейские компании давно бы проявили интерес к использованию Одесса — Броды в прямом направлении”, — сказал Гудыма и напомнил, что в 2000 году, когда Юлия Тимошенко была вице-премьером по ТЭК, 200 миллионов гривен из госбюджета было направлено на достройку нефтепровода Одесса — Броды. Когда перед нынешним правительством был поставлен вопрос о поддержке проекта Одесса — Броды, рассказывает советник премьера, “все без исключения члены Кабмина высказались против любых шагов, которые, на мой взгляд, принесут вред российско-украинским отношениям. Потому что речь идет не о том, чтобы чего-то не делать, а о том, что Секретариат Президента и лично Президент хотели вытеснить россиян из трубы”. Народный депутат также рассказал, что речь шла о вытеснении из нефтепровода технической нефти, являющейся сегодня собственностью Украины и замене ее каспийской нефтью. “Но что дальше? — спрашивает Гудыма, — куда и что качать, где перерабатывать? Никаких решений в отношении этого не предлагалось. К тому же, у нас были предположения, что кто-то просто хочет эту технологическую нефть продать, обвинив в этом премьера. Сегодня, во время финансового кризиса и политической нестабильности в Украине накануне президентских выборов мы должны исходить из того, что поднимать вопрос об Одессе — Бродах совершенно некстати, поскольку украинской энергетической безопасности это ничего не даст, — уверен Гудыма. — Но такой шаг может навредить отношениям с Россией”...

На другом полюсе этой коллизии — Секретариат Президента. “День” пообщался по этому поводу с уполномоченным Президента по международным вопросам энергетической безопасности Богданом Соколовским, который к тому же является заместителем председателя УНП. Вот что он сказал “Дню”: “Интерес бизнеса, в том числе и украинского, к этому проекту есть. И есть письменные этому подтверждения, в том числе на пять миллионов тонн нефти для украинских НПЗ, которые уже неоднократно повторялись на протяжении последних двух лет, в том числе последнее было в апреле этого года в Баку на уровне президента. Есть готовность перерабатывать нефть. Нет только маршрута. Хотя все давно уже можно было решить. Еще в прошлом году все для этого было готово. Но нужна добрая воля правительства. А оно легло под Москву. И отказывается принимать решение не по экономическим соображениям, а исключительно по политическим”.

Мы не станем навязывать своей точки зрения в этом заочном споре. Вскоре все окончательно прояснится. Как обещал Гудыма, после выборов. Но не будет ли поздно?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.