Луганщина исторически оказалась фронтиром не только между Украиной и Россией, но и полем реализации геополитического проекта “Казакия” — особого государства “вольного народа”. Уже трижды в истории донское казачество пыталось оформить свою самостоятельность, и каждый раз Луганская область оказывалась в орбите этого процесса.
Попытка первая, революционная
После центробежных процессов, охвативших Россию после революции 1917, в вихре автономистских тенденций о своем особом статусе заговорили и донские казаки. При империи казаки были отдельным военным сословием со своими правами и обязанностями (освобождение от рекрутской повинности и податей, беспошлинная торговля в пределах казачьих земель, самостоятельная подготовка и экипировка для воинской службы, обязательная явка в армию при первой военной необходимости), подчинялись они наказному атаману (назначался императором со времен Петра I), имевшему права, равные генерал-губернатору в пределах Области Войска Донского. Формальным же главой всех казачьих войск был наследник престола.
Казаки всегда осознавали себя особой народностью и враждебно относились к т.н. “иногородним” — украинским и русским крестьянам, живущим на территории Области Войска Донского и прилегающих землях. После падения монархии казаки оказались свободными от присяги царю и стали устраивать жизнь по своему разумению — была восстановлена допетровская форма казачьей демократии — войсковой круг (парламент) избирал войскового атамана. После кровопролитной гражданской войны между “красными” и “белыми” казаками, в мае 1918 года была создана независимая казачья республика — Всевеликое войско Донское во главе с атаманом Петром Красновым. Этот казачий лидер рассматривал сородичей как отдельный народ.
Казаки всегда осознавали себя особой народностью и враждебно относились к т.н. “иногородним” — украинским и русским крестьянам, живущим на территории Области Войска Донского и прилегающих землях.
“В Новочеркасске спешно печатались свои уставы, широко распространялась история Войска, писали его географию, составляли особую хрестоматию. В школах и гимназиях после молитв дружно пели “Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон”, и гимн этот подхлестывал и взвинчивал, как “Марсельеза”. На школьных праздниках в ученических выступлениях неизменно фигурировало полное горячей любви к Родине стихотворение в прозе донского писателя Ф. Крюкова “Родимый край”, и над ним плакали.
Была мысль одеть Донскую армию в особую от русской форму, но этому воспротивились командующий армией генерал Денисов и атаман. Над дворцом гордо реял сине-желто-красный флаг, и новочеркасские жители ходили им любоваться. Все это было “свое”, особенное, новое, принадлежащее Всевеликому войску Донскому”, — так описывал атмосферу казачьей независимости Петр Краснов в своих мемуарах.
Руководство Войска Донского обращалось к германскому императору как к арбитру в неизбежных территориальных спорах с Украиной: “Просить признать Ваше Императорское Величество границы Всевеликого войска Донского в прежних географических и этнографических его размерах, помочь разрешению спора между Украиной и Войском Донским из-за Таганрога и его округа в пользу Войска Донского, которое владеет Таганрогским округом более пятисот лет и для которого Таганрогский округ является частью Тмутаракани, от которой и стало Войско Донское”.
В перспективе Краснов собирался создать федерацию всех казачьих войск Юга России и народов Северного Кавказа.
После поражения Германии в 1-й Мировой войне на смену германофилу Краснову пришел ориентированный на Антанту атаман Африкан Богаевский (февраль 1919), и Всевеликое войско подчинилось белогвардейскому командованию генерала Деникина. Фактически казачье государство просуществовало до разгрома белых в 1920 году.
В течение этих лет основной территорией экспансии казачьих частей были территории Донбасса, где окопались большевики. В начале 1918 карательные рейды против красных шахтеров и рабочих совершал казачий отряд есаула Чернецова. Весной 1919 донские и кубанские казаки взяли штурмом Луганск. Обороне Луганска от казаков посвящен мемориал на Острой Могиле.
Ответом большевиков была жестокая карательная политика в отношении казачьего сословия, венцом которой стала директива “президента” советской России Якова Свердлова о “расказачивании”, первым пунктом которой значилось: “Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью”. Современное казачество считает эту политику “геноцидом”, проказацки настроенные исследователи пишут о нескольких сотнях тысяч или даже двух миллионах жертв “красного террора” (очевидно плюсуя общую численность жертв коммунистического террора), в то время как современная этим событиям деникинская комиссия по расследованию злодеяний большевиков насчитала всего 3,5 тысячи жертв. Что, конечно, не оправдывает преступлений большевиков.
Попытка вторая: остготы и все-все-все
Второй раунд за создание Казакии состоялся в годы 2-й Мировой войны. Белоэмигранты во главе с Петром Красновым вступили в тактический союз с Гитлером. “Эмигрантские круги за границей, в том числе и лично я, встретили нападение гитлеровской Германии на Советский Союз довольно восторженно. Тогда господствовало среди нас мнение: хоть с чёртом, но против большевиков”, — говорил Краснов. Нацистский фантазёр Альфред Розенберг придумал и идеологическое обоснование для такого союза — казаки объявлялись потомками германцев-остготов, таким образом они принадлежали не к славянской, а к арийской расе.
В планах Краснова и его соратников было создание Великоказакии, которая включала бы в себя собственно Казакию на исконных казачьих землях, и Черкассию — в которую входили бы Киевская, Черкасская, Кировоградская, Полтавская, Черниговская, Сумская, Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская области Украины (практически совпадает с воображаемыми границами “Новороссии” из кремлевских прожектов).
В планах Краснова и его соратников было создание Великоказакии, которая включала бы в себя собственно Казакию на исконных казачьих землях, и Черкассию — в которую входили бы Киевская, Черкасская, Кировоградская, Полтавская, Черниговская, Сумская, Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская области Украины (практически совпадает с воображаемыми границами “Новороссии” из кремлевских прожектов).
Краснов всячески подчеркивал особый статус казаков в “новом порядке”. “Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою, не зависимую от Москвы жизнь”, — говорилось в одном из его обращений к казачьей эмиграции. (Некоторые историки, впрочем, считают этот текст более поздней фальсификацией).
Донбасс вновь оказался полем для военной экспансии казаков. На территории украинского Донбасса в 1941-42гг. сформировано 14 казачьих частей: 4 батальона, 7 сотен, 3 разведывательных отряда-3,5 тыс. чел., 7 казачьих отделений полиции-до 1тыс. чел., всего до 4,5-5 тыс. чел. Краснодонские казаки-полицейские участвовали в арестах, пытках и казни подпольщиков-молодогвардейцев, других карательных акциях. Местное население больше опасалось полицаев-казаков, чем собственно немцев.
Казачьи лидеры оказались в плену иллюзии собственной значимости в условиях немецкой оккупации и возомнили себя во всех отношениях полноправными союзниками Германии. Под влиянием этой иллюзии 15 ноября 1942 года в Новочеркасске появилась “Декларация Войска Донского”, в которой, в частности, говорилось: “…Донское войско просит германское правительство признать суверенитет Дона и вступить в союзные отношения с Донской республикой для борьбы с большевиками”.
В реальности, ни о каком жизнеспособном государственном строительстве не могло быть и речи. “Светлейшему освободителю и вождю Европы” Адольфу Гитлеру, как называли его казаки-коллаборационисты, нужна была живая сила, а не самостоятельная казачья республика. Казачьи части понесли большие потери под Сталинградом. В условиях поражения Германии участь поддержавших ее казаков была печальна, сдавшиеся западным союзникам казачьи части были выданы Советам на расправу. Атаман Краснов и его ближайшие соратники были казнены в Москве, а рядовой состав пополнил население ГУЛАГа. Очередной казачий эксперимент окончился большой кровью и провалился.
Попытка третья: под знаменами “Новороссии”
После крушения коммунистического режима началось и возрождение казачества. Было воссоздано и Всевеликое Войско Донское. Причем в двух вариантах. Первое объединение казаков — Войсковое казачье общество (ВКО) “Всевеликое Войско Донское”, объединяет “реестровых казаков”, то есть находящихся на госслужбе, возглавил его генерал Виктор Водолацкий. Второе — Международный Союз общественных организаций “Всевеликое Войско Донское” (МСОО “ВВД”) — более неформально, его лидером стал атаман Николай Козицын. Оба казачьих лидера предпринимали реверансы в сторону прошлых экспериментов по созданию казачьих автономий. Так, Водолацкий предпринимал в 2008 попытки реабилитации Петра Краснова, но под давлением официальной политики “антифашизма” (а Водолацкий был депутатом Госдумы от правящей “Единой России”) эта инициатива была свернута.
Водолацкий неоднократно высказывался об экстерриториальности казачьего народа и претензиях на территории в Донбассе. “Земли донского казачества оказались разделены между Россией и Украиной… Структура Всевеликого Войска Донского была выстроена с учётом казачьих обществ Луганской и Донецкой областей. Наши взаимоотношения строятся на той вертикали власти, которая есть в войске, вне зависимости от административных границ. Во всех войсковых мероприятиях участвуют казаки из Донецкой и Луганской областей”, — говорил казачий лидер.
Николай Козицын действовал еще более радикально — в 1994 году от имени Всевеликого Войска Донского подписал “Договор о дружбе и сотрудничестве” с непризнанной республикой Ичкерия, продолжая политику Краснова по созданию федераций народов Северного Кавказа. Прямой привет федерации казаков и народов Северного Кавказа атамана Краснова.
Однако казакам вскоре пришлось иметь дело не только с украинскими войсками, стремящимися очистить территорию Донбасса от сепаратистов, но и с властями “ЛНР”. Противостояние “официальных” сил луганских сепаратистов и казачьей Нацгвардии вылилось в настоящую гражданскую войну. Сам Козицын в декабре 2014 был вынужден покинуть территорию Украины. Противостояние с “ЛНР” завершилось победой правительства главы “ЛНР” Игоря Плотницкого, зачищавшего территорию своей вотчины от конкурентов, казаки были принуждены вливаться в его армию. Но точку на истории казачьего автономизма на этом ставить не приходиться.
В современной России с ее посткрымской повесткой внутренней политики казачество начинает играть все большую роль. Как и царское правительство когда-то, путинская власть начинает видеть в казаках потенциальную опору в подавлении оппозиции и инструмент внешней экспансии. Казаков не только привлекают к государственной службе, но и готовят для них кадры. В существующем в Москве Евразийском открытом институте в 2012 г. открыт факультет казачества. Студенты факультета вступают на учет в казачье общество, им обещают трудоустройство по “специальности”. “Когда встанете на учет в наше казачье общество, вы получите дополнительную подготовку, и мы вас направим служить уже в силовые структуры, например в МВД, в ФСБ, куда угодно”, — обращаясь к студентам, говорил казачий полковник Сергей Шишкин.
Вместо эпилога
За последние сто лет донские казаки трижды пытались создать собственную государственность, каждый раз прибегая к помощи внешних сил — дважды при помощи Германии, один — при помощи неоимперской России. И каждый раз в поле этих геополитических авантюр оказывался Донбасс. Вместо разумного сосуществования двух самобытных регионов их история переплетается в серии вооруженных конфликтов. Магистральный путь Европы, направленный на мирное соседство малых этнокультурных общностей, возможно когда-то станет выбором и для этого непростого края.
———————-
(Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією “Інтерньюз-Україна” у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).
Константин СКОРКИН
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.