Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Тарифный крен

[08:23 02 февраля 2013 года ] [ Газета 2000, №5, 1 – 7 февраля 2013 ]

Заявление Николая Азарова о том, что правительство готово дифференцированно поднять тарифы на коммунальные услуги для населения, сделанное 18 января на встрече с иностранными журналистами, не оставило сомнений в том, какой геополитический вектор выбрали нынешние власти.

 

Заявление о повышении тарифов явно делалось в расчете на благосклонность миссии МВФ, которая 29 января прибыла в Киев и до 12 февраля будет изучать экономическую ситуацию в Украине. И по крайней мере до окончания этих переговоров Кабмин решил оставить без внимания экономпредложение “братского” российского газа.

Между тем ключевой пункт будущего соглашения с Международным валютным фондом — приведение цен на услуги ЖКХ до экономически обоснованных нормативов — никто не отменял. И еще в декабре первый вице-премьер Сергей Арбузов обозначил цену вопроса переговоров с фондом. По итогам работы миссии МВФ Украина рассчитывает договориться о получении нового кредита стэнд-бай на сумму около $15,4 млрд.

Еще одно знаковое для понимания ситуации заявление в эту среду сделал министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов, сообщивший, что меморандум о дальнейшем сотрудничестве с МВФ в феврале не будет подписан. Таким образом он дал понять, что нынешний отопительный сезон украинцы проживут по старым тарифам.

Впрочем, и без “успокоительного” от министра экономики многочисленные комментарии СМИ на тему грядущего подорожания услуг в коммунальном секторе доставили немало неприятных минут чиновникам. Чтобы обуздать поток критики в адрес Кабмина, Николай Азаров даже вынужден был вступить в публичную полемику с телеканалом “Интер”, детально осветившим повышение цен в ЖКХ в контексте обнищания населения и несовершенной системы начисления малоимущим и пенсионерам жилищных субсидий. Премьер обвинил телеканал в “сознательном информационном противодействии политике правительства” и “искусственном создании негативных ожиданий и пессимистических настроений”.

Однако дымовая завеса, которой правительство окружило важный для большинства украинцев вопрос: насколько высоко после переговоров с МВФ взлетят цены на коммунальные услуги, все же остался открытым. Если взять за основу последний мониторинг Минрегионразвития о ценообразовании в ЖКХ по данным на 1 января 2013 г., повышать цены придется во всех без исключения крупных городах.

По данным министерства, по теплоснабжению, например, меньше всего покрывает себестоимость тариф в столице. Если верить данным Национальной комиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг (НКРСКУ), киевляне платят за тепло и горячую воду в среднем 49,7% реальной цены на эти услуги. Хотя коммерческие потребители переплачивают поставщикам 111,7%. В остальных областных центрах тепловой тариф для населения покрывает его себестоимость от 50,9% в Сумах — до 87,9% в Харькове. Тогда как предприятия платят за тепло от 85,6% себестоимости в Ровно до 117,4% в Кировограде.

Примерно такая же картина с тарифами на водоснабжение и водоотвод. С той только разницей, что в некоторых городах коммерсанты переплачивают за услуги более чем вдвое: в Виннице — 239%, в Полтаве — 223,3, в Харькове — 203,9% (за водоснабжение). За водоотвод в той же Виннице коммерческий тариф составляет 274,9% его себестоимости, в Харькове — 270,8, в Одессе — 213,8, в Ровно — 202,6%.

Это значит, что именно в этих городах на протяжении последних лет власти максимально перекладывали затраты на коммерческих потребителей. И вероятно, именно жителям этих областных центров предстоит подготовиться к наибольшим дополнительным затратам на коммунальные услуги.

Председатель общественной организации “Комитет энергетической независимости Украины” Иван Надеин рассказал “2000”, что после резонансного заявления Азарова представители региональных коммунальных предприятий начали активно зондировать почву в НКРСКУ на предмет предстоящего роста тарифов, получив в Нацкомиссии ответ, что в среднем по стране они возрастут на 30%. Однако затем получили выволочку от вышестоящих чиновников, комиссия-регулятор уже не давала на этот счет никаких пояснений. Представители же Кабмина постарались максимально замять неудобную тему, ограничившись заявлениями, что повышение будет исключительно социально обусловленным.

Еще 23 января Николай Азаров на заседании Кабмина сообщил, что потребители будут платить только посильный тариф, соответствующий их доходам, в то время как большую часть бюджетной компенсации разницы в тарифах правительство намерено возложить на богатых.

По-своему прозондировать почву на предмет повышения тарифов попытались власти Запорожья, которые с 1 февраля решением исполкома подняли цены на водоснабжение и водоотвод соответственно на 9,8 и 9,6%. Но и они вынуждены были умерить пыл и пошли на попятную. Горисполком отменил свое решение.

Экспертам все же удалось выяснить, что Кабмин окончательно отказался от идеи уравнять тарифы для всех городов Украины, которую долгое время пропагандировал Виктор Янукович. Аналитик “Ассоциации городов Украины” Ярослав Рабошук подтвердил “2000”, что “уравниловки не будет. Эта идея потихоньку сошла на нет, возможно, потому, что в Кабмине поняли, что в различных городах слишком разные уровень оснащенности коммунальных предприятий и условия подачи тепла и предоставления других услуг населению”.

Но ключевым вопросом, вокруг которого развернутся самые жаркие споры на переговорах с МВФ, все же будет несоблюдение социальной справедливости или разница в тарифах для населения, с одной стороны, и коммерческих потребителей — с другой. Вряд ли кто-то сомневается, что практика дотирования коммунальщиков коммерческими структурами продолжится. Однако камнем преткновения для заключения нового кредитного соглашения с МВФ вполне может оказаться сама система тарифообразования, которая сегодня работает от затрат и не способствует тому, чтобы коммунальщики снижали собственные расходы и добивались того же от своих потребителей

Эту проблему сегодня признают даже те, кто так или иначе обязан отстаивать интересы органов местного самоуправления, в ведении которых находятся коммунальные предприятия, предоставляющие жилкомуслуги. Неофициально чиновники признают, что система действует так, что местные монополисты заинтересованы в количестве предоставляемых услуг, поскольку в конце каждого года поставщики расписывают все свои расходы в зависимости от технических стандартов и норм, учитывая потери ресурсов, и могут приплюсовать к ним еще и положительную норму рентабельности как “инвестиционную составляющую”. Поэтому если увеличиваются фиксированные издержки — тарифы на газ или электроэнергию, минимальная зарплата, стоимость горюче-смазочных материалов, пропорционально растут и коммунальные тарифы.

При существующей системе местные коммунальщики имеют широкое поле для маневра, поскольку на практике сложно проконтролировать реальные затраты на предоставление услуг. И общественники, занимающиеся защитой потребителей жилкомуслуг, могут привести немало примеров откровенных махинаций со стороны коммунальщиков, когда плата берется за фактически неоказанные услуги. Например, наиболее распространенной практикой во время отопительного сезона является недогрев жилых домов, учет неотапливаемых подъездов и других нежилых помещений.

В летнее время или круглогодично деньги списываются на излишнее освещение или несуществующие услуги по уборке придомовых территорий, борьбу с тараканами и грызунами (дезинсекция и дератизация) и т. д. В редких случаях замена жильцами за свой счет отопительных батарей также может пойти в “актив” жилищно-эксплуатационных контор или районных предприятий.

При этом если предприятия вписываются в рамки технологических регламентов, то местные власти закрывают глаза на многочисленные нарушения, тем более что подавляющее большинство коммунальных предприятий подконтрольно местным чиновникам, а НКРСКУ утверждает им уровень непокрытой себестоимости тарифов. Поэтому коммунальщики из года в год продолжают зарабатывать на разнице между фактически поставленными услугами и нормативными расходами на их подготовку.

Хотя эта практика вызывает все большее недовольство населения. Так, в этом месяце Луганский общественный комитет защиты прав граждан выдвинул местную инициативу справедливого перерасчета платежей за отопление. Как заявил председатель этого комитета Николай Козырев, необходимость этого вызвана теплой зимой, во время которой местное теплокоммунэнерго сумело сэкономить на энергоресурсах. Он пояснил, что в связи с благоприятными погодными условиями тепловики должны в конце отопительного сезона отчитаться перед горожанами о том, “сколько электроэнергии было заложено в программе и сколько получилось на выходе”. А после этого — обязательно провести перерасчет платежей.

По подсчетам г-на Козырева, из-за устаревших нормативов и завышения отапливаемой площади каждый луганчанин переплачивает в год за квартиру площадью 55 кв. м почти 1 тыс. грн. А в целом по Украине ситуация — аналогичная. Завышенные платежи позволяют коммунальщикам держать на плаву обанкротившееся хозяйство и покрывать утечки и недостачи.

Сейчас по закону потребителям возмещается часть оплаты за тепло только в случае недогрева квартир, т. е. не оказанной полностью услуги. Хотя реально существующие нормативы подачи тепла якобы рассчитывались из погодных условий 60-х гг. прошлого века, когда зимы были холоднее. И только по этой причине луганчане ежегодно переплачивают за отопление 80 млн. грн. Насколько эти сведения соответствуют действительности — судить трудно.

Но известно, что альтернативой существующей “затратной” системе тарифообразования в ЖКХ является методика регулирования тарифов, которая бы учитывала инвестиции в энергосбережение и заинтересовывала коммунальщиков экономить на расходах в пересчете на каждого потребителя. О разработке новой системы ценообразования, которая должна стимулировать приток в ЖКХ частного капитала и гарантировала бы возврат средств таким инвесторам, еще год назад заявляло руководство НКРСКУ.

По логике, переговоры с МВФ должны бы стимулировать изменения в коммунальном секторе. Однако большинство экспертов единодушны в том, что даже валютный голод не заставит власти отказаться от системы “больше расходов — больше прибыли”. А МВФ вряд ли будет очень уж настаивать на институционных изменениях и даст Украине деньги либо в очередной раз откажет.

Если так, то украинцы и дальше будут страдать от качества жилищно-коммунальных услуг, и всякий раз, когда будут повышаться цены на энергоресурсы, ожидать прибавки к существующим коммунальным тарифам.

Ярослав ДМИТРЕНКО

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.