“Трубу” принято считать последним аргументом Украины в безнадежной войне с Россией. Более того, иногда ее отождествляют с независимостью страны.
Что такое “труба” в чисто экономическом смысле — большой вопрос. Ведь справедливо утверждение о том, что ГТС ценна лишь тогда, когда в ней есть газ.
Если поставщик — Россия — может обеспечить транзит потребителю — Европе — без Украины, “труба” не нужна.
Более того, ГТС можно было бы даже продать с концами и закрыть этот вопрос навсегда. Правда, при одном важном условии: если бы Россия не имела откровенно хищнических планов в отношении Украины.
В ситуации, когда Кремль бредит возрождением “единой и неделимой” чуть ли не в границах 1914 года, отдавать России ГТС недопустимо. Просто потому, что Москва хочет эту трубу для установления тотального контроля над Украиной.
Называя вещи своими именами — Украина потеряет возможность спекулировать на этой “хотелке”.
Однако, похоже, украинская власть во главе с Виктором Януковичем решила сдаваться и передать ГТС в консорциум или аренду. Об этом говорят последние заявления премьера Николая Азарова и министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
Азаров в интервью российскому телеканалу сказал прямо: “Мы предложили создать совместное управление и совместное пользование нашей газотранспортной системой. Мы предложили принять все необходимые для этого законодательные акты, сделать так, чтобы вместе эксплуатировать нашу ГТС”.
А Ставицкий анонсировал круглый стол, на котором будет обсужден вопрос газотранспортного консорциума. “Я так понимаю, что в течение двух недель все будет согласовано. Но то, что он будет, это 100%”, — сказал министр.
Глава Минэнерго добавил, что на круглом столе будет конкретизирован формат консорциума — будет он трехсторонним (Украина-ЕС-Россия) или двухсторонним (Украина-Россия).
Как известно, Россия настаивает на двухстороннем формате, без привлечения европейской стороны. Фактически это будет означать полный и тотальный контроль над украинской газотранспортной системой.
Хотя при большом желании “Газпром” может организовать подконтрольную на 100% европейскую компанию для декоративного участия в консорциуме. Результат будет одним и тем же.
Однако есть еще один важный момент. Россия настаивает на законодательном закреплении передачи ГТС в консорциум или аренду с целью минимизации рисков в случае смены украинской власти. Это значит, что в Кремле вполне допускают крах существующего режима. Что, безусловно, неприятно для Януковича.
Есть информация, что на последних переговорах с Владимиром Путиным украинский президент просил для себя некие гарантии сохранения власти. Москва, конечно, может их дать. Вот только “обещать жениться — не значит жениться”.
Впрочем, многие собеседники во власти и в оппозиции утверждают, что вероятность сдачи ГТС сегодня велика как никогда.
Почему так получилось? Безусловно, существующая цена на газ, заложенная контрактом 2009 года “Тимошенко-Путина”, неподъемная для украинской экономики. Более того, эта цена выедает резервы, на которых зиждется национальная валюта.
С другой стороны, если быть до конца откровенным, ситуация не была бы такой плачевной без тотального и тупого государственного воровства на всех уровнях. Грубо говоря, если бы эта инфернальная машина была остановлена, денег было бы больше. Этого не произошло и, очевидно, не произойдет. Свой “кэш” — это святое.
В этой ситуации особенно гнусно выглядели манипуляции с соглашениями по сланцевому газу, которые преподносились как борьба за энергетическую, а значит, и юридическую независимость страны. Даже в эти соглашения умудрились “впихнуть” прокладку для легализации “сиротской дольки” за доступ к недрам.
И что самое важное, транснациональные корпорации из развитых демократических стран это совершенно не смутило. Они спокойно подписали соглашение со страной, уверенно шагающей в диктатуру.
Россия же целенаправленно загоняет Украину в ловушку, используя все возможные средства.
Самые яркие эпизоды — скандал вокруг LNG-терминала имени “лыжного инструктора”, штраф от “Газпрома” на 7 млрд долл за недобор газа и внезапно объявившаяся итальянская компания IUGAS, вспомнившая о невыполненном “Нафтогазом” контракте десятилетней давности.
Скандал с терминалом вполне можно назвать смесью умысла России и глупости Украины. Россия по своим каналам в последний момент пресекла интерес инвестора к проекту, а украинские чиновники решили подписать бумажку “на авось” с неизвестным юристом, чтобы потом уладить ситуацию задним числом.
Юрій Бойко і Дмитро Фірташ. Фото “Подробности”
А вот многомиллиардный штраф “Газпрома” и претензии итальянцев, которые еще неизвестно в какие деньги обойдутся, — совсем другая история.
Другая, потому что в обоих случаях прослеживается присутствие так называемой группы “Росукрэнерго”, духовными лидерами которой являются бизнесмен Дмитрий Фирташ и многолетний куратор нефтегазового сектора вице-премьер Юрий Бойко.
Как утверждают источники, штраф за недобор газа был инспирирован не без участия “газовщиков”. С контрактом с IUGAS на поставку среднеазиатского газа — еще проще. Документ в 2003 году подписывал бывший зампред “Нафтогаза” Игорь Воронин, начальником которого числился сам Бойко.
При этом надо отметить ряд странностей, зафиксированных в решении Стокгольмского арбитража по иску итальянцев к украинской госкомпании.
Согласно документу, контракт между IUGAS и “Нафтогазом” не был согласован департаментами самой НАК и даже отсутствует в архиве. Десять лет этот вопрос не поднимался и тут, как говорится, “внезапно”.
Очевидно, что таких совпадений не бывает. В чем причина совместной игры “Газпрома” и отечественных “газовщиков”? Все просто: последние хотят получить статус эксклюзивных переговорщиков с Москвой.
Известно, что Януковича в Кремле воспринимают с большим трудом, а новоиспеченного “семейного” министра энергетики Ставицкого и подавно. Россия хочет говорить со своими многолетними партнерами, с которыми было общее РУЭ.
Можно предположить, что “программа-максимум” газовщиков — создание расширенной версии “Росукрэнерго”, включающей управление ГТС.
Ведь каким будет формат будущего “газотранспортного консорциума” — доподлинно неизвестно. Но применить схему, похожую на введение “прокладки” в соглашение по сланцевому газу, было бы очень “вкусно”. Тем более, что прецедент имеется.
По информации источников, монополии “газовщиков” долго противилась пресловутая “Семья”. Последняя и сама бы рада создать свое “Росукрэнерго”, вот только Россия не хочет иметь с ней дела. Проверенные Бойко, Фирташ и компания гораздо ближе.
Загнать “Папу” в угол было делом времени. Похоже, что объединенные усилия “Газпрома” и “газовщиков” принесли свои плоды, и Янукович решил сдавать ГТС.
Кто в конечном итоге “сядет на трубу” — вопрос открытый. Возможно, гешефт посулят всем — и “газовщикам”, и “Семье”. Плохо для них лишь то, что этот гешефт будет распределятся на улице Наметкина в Москве, где стоит гигантское здание “Газпрома”.
Чем это закончится для Украины? Как уже говорилось выше, — потерей последнего аргумента в разговорах с Кремлем. И, возможно, независимости.
Сергій ЩЕРБИНА
Все украинские пляски закончатся тихо и мирно к концу 2015 года сами собой, когда газ пойдёт по первой ветке ЮП. Прецедент уже имеется. Транспортировка нефти через Украину уменьшился в 6 раз с 63 млн тон в 2000г до 12 млн тон в 2012 году. И никаких криков - всё чинно, благородно.
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.