Как и в прошлом году, инициаторами данного действия выступили представители Петра Порошенко. Они требуют еще на год пролонгировать действие закона, который вводит широкую автономию Донецкой и Луганской областей.
Особый статус в Украине и вводили, и продлевали под ропот “майданной” оппозиции и уличные перфомансы националистов. В прошлом году закон приняли с минимальным перевесом в три депутата — 229 голосов — и под взрывы дымовых шашек.
Похожий кризис назревает и в этом году. В понедельник, на Согласительном совете фракций, представители “Самопомощи” уже устроили перепалку с руководителями БПП, требуя не продлевать закон.
Таким образом официально кампания за срыв голосования началась. И в этом году она имеет больше шансов на успех. Дело усугубляется двумя факторами — предвыборным периодом в Украине и назначенными на ноябрь выборами в Донецке и Луганске.
“Страна” разбиралась, продлит ли Рада особый статус Донбасса на этот раз.
Для начала кратко напомним суть закона “Об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей”. Этот документ приняли в сентябре 2014 года после заключения первых Минских соглашений.
В реальности закон не действует — он вступает в силу только после проведения местных выборов на неподконтрольной территории по украинским законам, чего, как известно, не произошло.
Однако документ является важной ритуальной частью Минского процесса. И его отмена или забвение равнозначны одностороннему выходу Украины из “Минска”, чего западные партнеры Украины допустить не хотят. Так как тогда у них будет меньше оснований продлевать санкции против России, которые сейчас, по официальной версии, являются наказанием для Москвы за невыполнение условий Минских договоренностей.
“Страна” напоминает об основных привилегиях, которые Украина согласилась дать Донецку и Луганску по этому закону.
Свобода русскому языку. В “отдельных районах” будут способствовать использованию русского языка в устной и письменной сфере, в образовании, СМИ и работе органов власти.
Свои прокуратура и суд. Руководители прокуратуры и судов на данных территориях должны назначаться при “участии органов местного самоуправления”.
Свои силовики. Местные власти смогут организовывать отряды “народной милиции”.
“В отдельных районах Донецкой и Луганской областей решением городских, поселковых, сельских советов создаются отряды народной милиции, на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка в населенных пунктах этих районов.
Координация деятельности отрядов народной милиции по охране общественного порядка в населенных пунктах осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским головой. Отряды народной милиции формируются на добровольных началах из числа граждан Украины, постоянно проживающих в соответствующих населенных пунктах отдельных районов Донецкой и Луганской областей”, — говорится в законе.
Интересно, что сейчас “народной милицией” сейчас называют в “ЛНР” и “ДНР” свои “армейские подразделения”. Те самые, что в Украине именуются “боевиками”, “оккупационными войсками” и “террористическими формированиями”.
От Киева не указания, а договора. Министерства украинского правительства напрямую будут заключать договоры об экономическом развитии региона с местными органами власти.
Государство будет оказывать поддержку социально-экономическому развитию районов, а в бюджете должны быть четко прописаны “защищенные” расходы на их содержание.
Сотрудничество с Россией. Украина согласилась способствовать трансграничному сотрудничеству “отдельных районов” с соседними регионами России.
Амнистия. Статья 3 закона гласит: “Государство гарантирует в соответствии с законом недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей.
Органам власти и их должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях”.
Уже по списку этих положений видно, что при нынешней власти и националистическом дискурсе в Украине, они нереализуемы в принципе (единственная сила в Раде, которые выступает за выполнение политической части Минских соглашений и за реализацию на практике закона об особом статусе — это “Оппозиционный блок”).
Однако продления действия этого документа требует Запад. Поэтому, когда его впервые пролонгировали в минувшем году, в Раде случилось ЧП.
Осенью 2017 года действие закона, принятого три года назад, заканчивалось. И, по настоятельным просьбам США и Евросоюза, украинские власти начали проталкивать документ через Раду.
Однако дело это оказалось многотрудным. Настолько, что особый статус у президента решили принимать в пакете с дискриминационным законом о “реинтеграции Донбасса” — чтобы хоть как-то остудить воспаленную националистическую общественность. Но и это не удалось.
Сначала, 5 октября, президиум в парламенте заблокировали депутаты из фракций “Самопомощи” и “Батькивщины”, а также представители “Свободы” и “Нацкорпуса”. Не помогло даже выступление в Раде Александра Турчинова, который увещевал продлить статус. А после “мятежа” в парламент приехал Петр Порошенко, чтобы поработать со своей фракцией и уже вечером дать гарантии западным послам, что статус будет продлен.
На следующий, с самого утра, попытки протолкнуть особый статус продолжились. На этот раз лоббисты закона подготовились и провели голосование. В это время депутат от “Самопомощи” свободовец Левченко зажег дымовую шашку. Позже он сказал, что готов даже сжечь парламент, если он будет и дальше принимать такие законы.
Одновременно под Радой уже вовсю шли столкновения националистов и силовиков — тоже с применением дымовых шашек. Но это не помогло. Закон о спецстатусе набрал 229 голосов.
БПП дал 122 голоса, НФ — 59. Из “Оппозиционного блока” проголосовали девять депутатов, из группы “Видродження” — 19, из “Воли народа” — восемь плюс десять внефракционных. Во фракции “Самопомощи” поддержала проект народный депутат Наталья Веселова, которую вскоре исключили, а во фракции Радикальной партии — народный депутат Артем Витко, который там только числится, а ориентируется в голосованиях на БПП.
Документ приняли с небольшими изменениями, прописав в него создание условий для работы миротворческой миссии.
В 2018 году константой осталась позиция Запада — он неизменно требует продления статуса. В противном случае, как уже высказался Курт Волкер, у той же Европы не хватит аргументов, чтобы продлевать санкции против Москвы.
Недвусмысленна и позиция Блока Петра Порошенко — его представители на согласительном совете высказались однозначно за пролонгацию спецстатуса. Да и сам президент в своем выступлении в парламенте заявил о необходимости продления.
В стане “Народного фронта” — вроде бы те же настроения. Однако еще летом спикер Андрей Парубий отстраненно говорил, что голосование за особый статус — это решение Запада, а не Украины. Нотки сомнений в его речи звучали явственно:
“Перед истечением срока в этом году будем советоваться — есть ли необходимость ещё на год продлевать, или такой необходимости уже и нет. Это будет во многой степени зависеть и от позиции наших международных партнёров. Ведь понятно: нам крайне важно удержать санкции против России. Для международного позиционирования Украины, для защиты украинских интересов не только на внутригосударственном, но и на межгосударственном уровне, насколько это будет важно”, — сказал он в начале августа.
Уже через месяц спикер заявил, что действие закона нужно продлевать.
Выльется ли такая уклончивая позиция в противостояние НФ спецстатусу — неизвестно. Однако слова Парубия прозвучали до убийства Александра Захарченко в Донецке. После чего сепаратисты объявили собственные выборы и вызвали этим яростную критику в Киеве.
В любом случае — за статус на этот раз будут голосовать в стадии сильного обострения между Украиной и “республиками”, где идет активная подготовка к голосованию.
И этот фактор будут наверняка использовать открытие оппоненты особого статуса — националисты и “Самопомощь”. А возможно и “Батькивщина”, а также (из чисто пиар-побуждений) Олег Ляшко.
Депутат от “Самопомощи” сегодня, 1 октября, вступила в перепалку с представителем президента в Раде Ириной Луценко.
Сначала продлить закон призвала первый вице-спикер, уполномоченная президента по мирному урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко (фракция БПП).
По словам Геращенко, в разговорах с советником президента США Джоном Болтоном и спецпредставителем Госдепа Куртом Волкером “лидеры всех фракций, кроме одной, подтвердили готовность проголосовать за пролонгацию особого статуса Донецкой и Луганской областей”.
“Будет очень несправедливо, если будет один месседж для западной аудитории и второй месседж для другой аудитории”, — сказала она.
Геращенко отметила, что пролонгация закона необходима для продления антироссийских санкций странами Запада.
В свою очередь вице-спикер и представитель фракции “Самопомощь” Оксана Сыроид выступила против продления закона об “особом статус”. По ее словам, пролонгация документа является “движением в фарватере Москвы”.
“Нам говорят, что это не больно <...> что продление нужно нашим иностранным партнерам. А что дает это нам?” — заявила Сыроид.
“Нам это дало санкции всего свободного мира”, — возразила ей представитель президента в парламенте Ирина Луценко и подчеркнула, что ранее продление закона дало Украине военную помощь стран Запада, а также резолюцию о миротворческой миссии на Донбассе, “которая в ближайшее время будет внесена [в Совет безопасности ООН] США, Украиной, Францией, Германией, и к ней сейчас присоединяется Великобритания”.
По всей видимости, потенциал для фронды против принятия закона об особом статусе — очень велик. Однако против консолидированной воли Запада вряд ли пойдут по-серьезному. А вот устроить политическое шоу в Раде и за ее пределами вполне могут — накануне выборов многим политическим силам важно заявить о пагубном курсе, который проводит власть. Продление не сорвут, но шума будет много.
А пока уже и сама власть высказывает сомнения в успешном продлении закона. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука отметил, что выборы в “ДНР/ЛНР” могут подорвать минский процесс и поставить на нем крест.
“Любая из сторон может использовать эти псевдовыборы как повод для того, чтобы разорвать минские соглашения. Но, с моей точки зрения, большая угроза в отношении этих выборов заключается в том, что наши народные депутаты, которые уже живут в предвыборном процессе, могут использовать эту чушь для того, чтобы не продлевать срок действия закона, который условно называется “об особом статусе”. И тогда уже Россия будет обвинять Киев, что Киев в одностороннем порядке выходит из минских переговоров, так как он не желает выполнять политические договоренности”, — считает Тука.
Виктория ВЕНК
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.