Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Суды для власти

Админсуды, призванные защищать права граждан в спорах с властью, оказались в вихре сразу нескольких политических процессов. В Высший админсуд (ВАСУ) идет новый председатель — вероятнее всего, истинно донецкой крови. В то же время скоро парламент серьезно расширит возможности всех органов власти по защите своих интересов именно в админсудах.

Вчера состоялось заседание комитета Верховной Рады по правосудию, на котором в центре внимания вновь оказалась отечественная админюстиция. Правда, не для прояснения, почему в админсудах сегодня лежат сотни тысяч не то что нерассмотренных — даже незарегистрированных дел простых граждан (хотя члены комитета на прошлом заседании высказали намерение проанализировать данную проблему).

Речь пошла совсем о другом — как тихо и незаметно приспособить админсуды для наилучшей защиты интересов органов власти. В этой связи законопроект №8736, автором которого является председатель данного комитета Сергей Кивалов и который вроде как призван усовершенствовать отдельные положения административного судопроизводства, следует рассмотреть более скрупулезно. Хотя бы потому, что он уже рекомендован к принятию во втором чтении и вскоре обретет статус закона.

И исходить, вероятно, следует из общих вещей, а именно — из самой сути админюстиции. Ее основополагающая цель — защищать права граждан в спорах с властью. И сегодня вряд ли можно сказать, что украинские админсуды с этим справляются — достаточно напомнить о социальных делах, которые уже просто сотнями тысяч складируются в апелляционных админсудах без всякого юридического оформления. Логично, что в таких условиях отечественные законотворцы прежде всего должны были бы приложить все усилия, чтобы обеспечить гражданам быстрое, высококвалифицированное, доступное и независимое правосудие в спорах с органами власти и их должностными лицами.

Но на деле выходит совершенно другое — весь многостраничный законопроект №8736 пронизан словосочетанием “субъект властных полномочий” и его расширенными возможностями по защите своих интересов в админсудах. Речь идет о том, что органы власти смогут обращаться в админсуды чуть ли не по любому поводу, а админсуды получат право удовлетворять такие иски. Особенно ярко это проявилось в особом разделе (ст. 183(3) Кодекса админсудопроизводства), связанном с исками органов Государственной налоговой службы,— раздел выписан так, что админсуды вынуждены будут заняться защитой интересов налоговиков в спорах с налогоплательщиками.

Не менее важно и другое — прохождение законопроекта №8736 через парламент имело, вероятно, все признаки того, что люди при власти хотят принять что-то в своих интересах, но крайне пытаются это не афишировать. Так, данный законопроект был зарегистрирован 1 июля, а уже 6 июля комитет по правосудию практически без обсуждения одобрил его принятие в первом чтении. Более того, сравнительная таблица документа ко второму чтению появилась для широкого ознакомления за считаные часы до начала вчерашнего заседания комитета.

В этой связи было забавно, как Виктор Кривенко — один из претендентов на председательское кресло в Верховном суде и негласный глава негласной админпалаты этого же суда — признался, что увидел законопроект №8736 лишь за полчаса до начала заседания. Ну и последний штрих — докладчик по данному документу, замглавы комитета Валерий Бондик ни слова не сказал о сути законопроетка и сразу же начал механическое озвучивание поправок.

Тем не менее даже в рамках всей этой истории можно четко проследить и истинную сущность действующей власти, всегда видящей свои выгоды, и не менее истинную суть админсудов. В случае окончательного принятия законопроекта №8736 есть смысл предположить, что админюстиция будет не только защищать права обычных граждан в спорах с властью, но и права власти в спорах против граждан.

На какую из этих двух задач будут в особой мере сориентированы усилия судей из данной судебной вертикали — оставим этот вывод на усмотрение читателей “Экономических известий”. На их же усмотрение оставим и другую дилемму — может ли правосудие существовать в условиях, когда власть подстраивает работу конкретных судов исключительно под свои конкретные интересы и потребности. И станет ли государственная власть с таким специфическим пониманием правосудия ставить проблемы и интересы украинского общества выше своих собственных.

Андрей УМАНЕЦ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.