Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Станок кризису не товарищ

[17:44 16 октября 2009 года ] [ Кіевскій телеграфь, №42, 16-22 октября 2009 ]

Машиностроение стало одной из главных жертв падения производства.

Еще недавно машиностроение, вслед за металлургическим комплексом, демонстрировало завидные темпы роста и считалось одним из локомотивов “украинского экономического чуда”. Но, увы, именно эта материало- и энергоемкая сфера стала первой мишенью глобального кризиса.
Хроника падения. В январе—июле 2009 года промышленное производство сократилось на 30,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, что является наиболее значительным падением производства среди стран СНГ.

Машиностроение на протяжении января—июля 2009 года сократилось на 52,5%. Для сравнения: уровень падения металлургии — 41,2%, химической и нефтехимической промышленности — 33,2%.

Однако есть и определенный позитив: все, что выпустили, хоть и в меньших объемах, успешно продано.

Реализация за семь месяцев текущего года составляет 103,5% (!) от объемов выпуска.

Рецесионные процессы в мировой экономике привели к потере украинскими экспортерами ранее завоеванных внешних рынков сбыта.
Еще одним фактором является девальвация гривни в 2009 году: многие предприятия машиностроения, включая “Мотор Січ” и Сумское НПО им. Фрунзе, выплачивают долги зарубежным кредиторам.

Кроме того, компании отрасли производят продукцию, нередко используя импортные комплектующие, цена на которые в связи с девальвацией тоже существенно выросла.

Энергетическое машиностроение. Менее всего кризис повлиял на энергетическое машиностроение. Это объясняется тем, что работа предприятий данного сектора в основном строится на долгосрочных договорах. А заводы имеют достаточно стабильный план поставки своей продукции в Российскую Федерацию. Если быть точными, туда направляется более 70% продукции данного сектора. И пока говорить о диверсификации продаж просто нереально, поскольку наша продукция уступает по качеству мировым аналогам.

С одной стороны, то, что украинское энергетическое машиностроение ориентируется в основном на заказы из РФ, — явный позитив, ибо украинский рынок довольно узкий. Но с другой стороны, высокая степень “привязки” к одному рынку считается опасной, так как он зависит не только от экономических факторов, но и от политических отношений между двумя странами.

Кстати, по итогам второго полугодия 2009 года возможен спад энергетического машиностроения в Украине. Это произойдет в случае сокращения российскими компаниями своих инвестиционных программ, а также если они будут испытывать дальнейшее падение собственных продаж.

Авиация и корабли. Несмотря на общий спад в машиностроительной отрасли, относительно положительная динамика наблюдается в авиастроении. У авиационной отрасли на протяжении января—июля 2009 года объемы производства основных видов продукции почти не изменились (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и составили 97,8%. Крупнейшее украинское авиастроительное предприятие “Мотор Січ” относительно стабильно работает и в 2009 году. В основном за счет сформированного ранее портфеля заказов.

Благодаря господдержке улучшилась ситуация и на “казенных” авиастроительных предприятиях. Речь идет о 3,46 млрд. грн., которые Кабмин решил выделить на поддержку Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, Киевского авиационного завода “Авиант” и завода 410 гражданской авиации.

Относительно неплохо себя чувствуют и отечественные судостроители: объемы производства основных видов продукции отрасли за первые семь месяцев 2009 года составили 75,8% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. С начала нынешнего года заводы построили и передали заказчикам 15 судов и плавсредств стоимостью $113 млн., что на 16% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Основными заказчиками были судовладельцы из Норвегии, Голландии, Германии и Болгарии.

Автомобилестроение. А вот кому особенно тяжело пришлось в кризисные времена, так это предприятиям автомобилестроения. У них объемы производства товарной продукции в денежном выражении за семь месяцев 2009 года составили только 18% от аналогичных показателей за соответствующий период прошлого года. В денежном выражении это всего 3 313 млн. грн. Правда, и тут проблемы затоваренности складов нет. Напротив: за семь месяцев 2009 года реализовано продукции на сумму 3 960 млн. грн, включая экспорт в 1 315 млн. грн. (или 33,2%). В июле 2009 года объем производства в автомобилестроении даже немного вырос: на 8% по сравнению с объемом производства в июне.

Стоит отметить, что до наступления кризиса автомобилестроение в Украине развивалось быстрее других сегментов рынка машиностроения благодаря высокому внутреннему спросу на легковые и грузовые автомобили на фоне роста доходов населения. Это сопровождалось развитием смежных отраслей промышленности. По мнению специалистов, в данный момент существует так называемый отложенный спрос на автомобили, поскольку экономическая ситуация пребывает в состоянии нестабильности. Спрос на автобусы и электротранспорт поддерживается высокой изношенностью парков, а также программой подготовки городов к Евро-2012.

Вагоностроение. Значительное падение объемов производства вагоностроительных предприятий связано с уменьшением спроса на украинскую продукцию на рынке России, а также с сокращением заказов со стороны “Укрзалізниці”. Около 80% всей продукции украинские вагоностроительные заводы экспортировали в РФ. Сейчас российские предприятия начали вытеснять украинские. А падение доходов “Укрзалізниці” в связи с уменьшением перевозок привело к отсрочке планов обновления подвижного состава до лучших времен. Возникает парадокс: спад объемов железнодорожных перевозок в Украине, как и в других странах СНГ, снижает потребность в дополнительном наращивании вагонного парка, но актуальность проблемы модернизации состава железной дороги сохраняется. Поэтому можно предположить, что это будет основанием для довольно быстрого восстановления роста вагоностроительной отрасли после смягчения экономического кризиса.

Изношенность парка “Укрзалізниці” на сегодняшний день составляет около 85%, а дефицит вагонов на момент начала кризиса в сентябре 2008 года — 15 тыс. единиц, включая 3 тыс. пассажирских вагонов. Похожая ситуация наблюдается и в других странах постсоветского пространства. В целом до 2010 года на железных дорогах СНГ подлежат списанию около 275 тыс. грузовых вагонов.

Тяжмаш и станкостроение. Особенно тревожная ситуация в тяжелом машиностроении. В январе—июле выпуск металлообрабатывающих станков уменьшился на 60,8% до 62 шт., деревообрабатывающих — на 66,4% до 484 шт., а передвижных кранов — на 64,3% до 81 шт.

Спад этой подотрасли тесно связан, прежде всего, с кризисом металлургической отрасли и угольной промышленности. Еще в прошлом году металлурги были очень оптимистичными и продолжали финансировать масштабные инвестиционные программы, направленные на переоснащение производства. Однако резкое снижение спроса и цен на металлопродукцию скорректировало их планы. Многие меткомбинаты были вынуждены не только заморозить все инвестиционные программы, но и частично остановить производство. В связи с этим резко сократились заказы на продукцию машиностроительного комплекса.

Та же ситуация и у шахтеров. Основные фонды предприятий угольной промышленности в Украине имеют значительный износ (около 90%) и требуют немедленного обновления. Но в условиях кризиса добывающие предприятия не имеют финансовой возможности обновить промышленное оборудование. Соответственно, и заказчики из них “нулевые”…

Химическое и нефтегазовое машиностроение. Не в лучшем положении находится отечественное машиностроение, связанное с химической и нефтегазовой отраслями.

Но по всем признакам оно имеет возможность улучшить ситуацию в 2010 году. Это связано с открывшимися перспективами побороться за контракты на модернизацию газотранспортной системы стоимостью $1,43 млрд. Напомним, что несколько месяцев назад в Брюсселе прошла инвестиционная конференция, давшая старт переговорному процессу о выделении Украине европейскими финансовыми организациями около $2,57 млрд. на модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС). Большая часть этих средств будет направлена на замену оборудования ГТС.

“Укртрансгаз” (управляющий ГТС) намерен приобретать его у украинских производителей, согласно подписанному между Минтопэнерго, “Укртрансгазом”, “Укргазпроектом”, Сумским НПО им. Фрунзе, “Заря-Машпроектом” и Украинским нефтегазовым институтом меморандуму. По мнению Минтопэнерго, украинские производители способны в полном объеме удовлетворить потребности украинской ГТС, а “Укртрансгаз” считает их (с учетом позитивного опыта эксплуатации) наиболее вероятными поставщиками.

Мнение эксперта Алла Пятакова аналитик информационно- рейтингового агентства Credo Line:

— Машиностроительный комплекс Украины имеет ресурсы для возобновления позитивной производственной и финансовой динамики, несмотря на непредвиденные потери в связи с экономическим кризисом. Низкая ликвидность на финансовом рынке, замораживание программ по модернизации предприятий теплоэнергетического и горнометаллургического комплексов и спад транспортной отрасли значительно сузили внутренний спрос на продукцию машиностроения. Ситуация усугубляется продолжительной рецессией в странах—партнерах Украины, поскольку более половины продукции машиностроения экспортируется. Из промышленных предприятий больше шансов преодолеть кризис первыми будет у тех, которые ориентированы именно на внутренний потребительский рынок. Их продукция будет частично замещать импортные товары, ставшие менее конкурентоспособными после подорожания доллара. Однако, учитывая, что продукция машиностроения к потребительскому рынку в основном относится “опосредованно”, ожидать быстрого преодоления кризиса в отрасли не приходится.
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.