Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Соцсети обнажают пользователей

[18:02 15 июня 2011 года ] [ Slon.ru, 14 июня 2011 ]

“ВКонтакте” раскрыла списки друзей всех своих пользователей — и это лишь один шаг к полной потере приватности соцсетей.

На минувших выходных крупнейшая российская социальная сеть “ВКонтакте” сделала любимым пользователям очередной сюрприз: без предупреждения и объявления войны открыла по умолчанию списки друзей. О нововведении кратко сообщили постфактум, застав многих пользователей врасплох (свои социальные связи предпочитало скрывать 52% аудитории сайта). В обмен на исчезнувшие закрытые списки пользователям предложили скрывать отдельных друзей из своего окружения — максимум 15 человек. Чтобы “вконтактчики” могли попрятать самых сокровенных или даже интимных друзей от своих жен, родителей, сослуживцев.

Что последовало дальше, мог бы предсказать любой, ведь подобное повторяется из раза в раз с едва ли не каждым более-менее крупным релизом “ВКонтакте”. Пользователи возмутились и подняли шум: “Дуров, верни все как было!”. Понаблюдав денек за восстаниями народных масс, глава социальной сети написал длинное программное заявление.

В своем обращении к народу Павел Дуров называет публичность списков друзей необходимой составляющей роста популярности социальных сетей, двигателем прогресса, который позволяет пользователям узнавать о социальных связях друг друга, знакомиться и общаться: “Публичность списков друзей является единственной характерной чертой социальных сетей, без которой сеть становится очередным мессенджером вроде ICQ”.

Это письмо, помимо того что является вежливым способом утихомирить разбушевавшихся пользователей, содержит в себе одно важное сообщение, которое мало кто заметил, а стоило бы. Социальные сети продолжат раскрываться и открывать данные о пользователях. Этим путем пойдет не только “ВКонтакте”, но и захватывающий мир Facebook, и все остальные примкнувшие к социальному интернет-пиршеству проекты. Потому что они просто не могут иначе.

Социальные сети в начале своего пути — несколько лет назад — все, поголовно были закрытыми. Любимый в России Livejournal когда-то приглашал к себе только по инвайтам. Facebook оставался закрытым ресурсом для студентов престижных вузов Штатов и Европы в течение 2,5 лет с момента основания и открыл регистрацию для всего мира только в сентябре 2006 года. Запустившийся спустя пару месяцев после этого российский “ВКонтакте” работал по приглашениям первые несколько месяцев — и только потом поплыл в открытое море. Но, лишившись системы инвайтов, упомянутые социальные сети по большей части оставались закрытыми, отрезанными от “большого интернета” необходимостью зарегистрироваться и авторизоваться, чтобы попасть внутрь. Именно это (помимо возможности общаться со старыми и новыми друзьями), сыграло свою роль в деле роста популярности социальных сетей. Люди знали: what happens in Facebook — stays in Facebook.

Тренд постепенного отхода от закрытых страничек и междусобойчиков за высоким забором наметился пару лет назад. Сначала Facebook начал играться с настройками приватности. Канонической стала история со сменой режима “для друзей” в качестве дефолтного на режим “для всех” в обновлениях — многие пользователи не заметили перемен, вовремя не отредактировали настройки и внезапно “оголились”. В адрес Facebook посыпались иски, а Федеральная торговая комиссия США грозилась провести расследование по факту нарушений администрацией законов. Ситуацию немного смягчил “медвежонок Цукерберга”: обновление случайно или намеренно раскрыло один из личных фотоальбомов основателя социальной сети, и любопытные пользователи насладились просмотром фотографий, на которых Марк пьет пиво с друзьями и обнимается с плюшевым мишкой. Позднее скандалы вокруг приватности данных пользователей вспыхивали еще не раз. Тот же Facebook, возжелавший захватить интернет своими щупальцами — кнопками Like, — открылся поисковикам.

С российскими социальными сервисами происходит та же история. “ВКонтакте”, скажем, пустил к себе поисковики в прошлом году, а в феврале этого года закрепил успех, запретив пользователям ограничивать доступ к своим микроблогам.

Личного пространства у обитателей социальных сетей становится все меньше — и скоро его, вполне вероятно, не останется вообще. Причин для этого, как минимум, две. Первую причину указал Дуров: для дальнейшего развития социальных сетей им необходима открытость, возможность обмена с внешними ресурсами. Закрытые системы в какой-то момент перестают развиваться: животные в неволе не размножаются.

Вторая и, возможно, более важная и абсолютно понятная причина: необходимость зарабатывать себе на хлеб. Личные данные пользователей: их интересы, места, в которых они бывают, социальные связи, вредные привычки, социальный статус — все это является товаром, за который готовы платить рекламодатели. Facebook агрессивно персонализирует рекламу. И “ВКонтакте” мыслит создать самую совершенную систему таргетинга, для которой информации о том, сколько человеку лет, кем он работает и на какой улице живет, вероятно, недостаточно.

При этом использовать данные, доступ к которым пользователи ограничивают, вроде как-то не по-человечески, да и чревато последствиями (особенно в развитых странах, где пользователи с удовольствием судятся за свое privacy). Поэтому нужно просто убрать возможность ограничения. Вплоть до доступа к личной переписке (за информацию о которой иные рекламодатели душу бы продали).

Что делать пользователям, которых вынуждают “обнажаться”? Да, в общем, ничего — во всяком случае, не имеет смысла топать ногами и качать права. Можно, если совсем тошно, деактивировать свои аккаунты или ничего о себе не рассказывать. Можно уяснить, наконец, что в интернете не существует секретов, и любое тайное в любую секунду может стать явным. А можно мигрировать в альтернативные социальные сети. Шведы, например, недавно запустили MyCube — сервис, пользователи которого сами решают, доступ к какой информации они готовы предоставить рекламодателям и читателям, причем получая за это деньги. Правда, в ближайшие пару лет вы едва ли найдете там сколько-нибудь активную виртуальную жизнь, что уж говорить о коллегах и друзьях по студенческой юности, ради общения с которыми мы все это и терпим.

Злата НИКОЛАЕВА
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.